ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНЯ
о
Рис. 4. АЧХ
тракта передачи сигналов от левого
громкоговорителя в левое и правое ухо
AKG240
DT911
20
30
»70 100
200
300
500
1000
Г
.Гц
Рис. 5. Нелинейные искажения телефонов при
SPL=100flB
но прийти к наиболее подходящ ей для вас
модели. Потом под эту модель вы будете
подбирать музыку, потом захочется чего-то
нового, и круг зам кнется. М ож но опять ид-
ти в магазин и вы бирать новую модель. О д-
но утеш ает: м енять телеф оны — это не то
что менять „Jarno O riel" или „C abasse A t-
lantis". П о крайней мере, не нуж но пригла-
ш ать бригаду такелаж ников.
М. А.
М еж ду прочим, не всегда произво-
дители борются за „правильную " АЧХ. Спе-
циально для молодых лю бителей „металла"
делаю т науш ники с подчеркнуты ми низки-
ми и высокими — чтобы ж естче звучало.
Ж аль только, что об этом не пиш ут в инст-
рукции.
К. К. Д винем ся дальш е. М ы и наш и чи-
татели много раз отм ечали, что науш н и-
ки — пример наибольш его компромисса в
аудиотехнике. Что-то теряеш ь, а что-то на-
ходишь. Н о если теряется стереолокали за-
ция, это уж е ничем не ком пенсировать.
Слух определяет полож ение источника
звука в горизонтальной плоскости по бинау-
ральной разности сигналов. Если ж е источ-
ник звука располож ен в вертикальной, так
называемой медиальной, плоскости, то аку-
стические сигналы , приходящ ие в левое и
правое ухо, идентичны. В этом случае по-
лож ение источника зв у к а(в п ер ед и он или
сзади, вверху или внизу?) слух определяет
по спектральным характеристикам сигнала.
Ч астотная характеристика акустического
фильтра (уш ная раковина + голова) зависит
от того, спереди или сзади располож ен ис-
точник сигнала. С равнивая спектр сигнала
с образцам и, хранящ им ися в пам яти, слух
определяет, где находится источник.
М. А.
Если амплитудно-частотная харак-
теристика телеф онов „правильная", то сте-
реопанорам а находится там, где п олож е-
но, — впереди. Если АЧХ горизонтальная,
то каж ущ иеся источники звука локализую т-
ся внутри головы. Если совсем не повезло,
то — сзади. Т акая истори я прои зош ла с
„Vivanco 2 0 0 0 “. На коробке написано, что
обеспечена ф ронтальная локали зац и я, а я
слыш у, что совсем наоборот-'.
Луша.
А я бы так и написала на коробке
с „V ivanco": „Тыловая локализац ия для не-
которы х сл у ш а те л е й ". Д а ты, М . А ., не
переж ивай — если ди риж ер к нам всегда
спиной, то чем мы хуж е? К стати, первое,
что мне приш ло в голову, когда послуш ала
„V ivanco“, — повернуться тылом сам ой.
Потом я сообразила, что для этого достаточ-
но поменять левое и правое ухо м естам и, а
ещ е прощ е — то ж е сам ое проделать с на-
уш никами. Так что бы вы дум али? Как бы -
ли тромбончики сзади, так и остались.
М. А.
Кабы дело в тромбончиках только,
это бы полбеды. „И зрезанность" АЧХ не
только влияет на локализацию „ф ронт —
тыл", но и придает звучанию окраску, ко-
торую уж е не исправить темброблоком (да-
2 Локализация оценивалась на .
.Roland Dimensional
Space Processor demo CD RAM2114 US" — специ-
альном диске с пространственными эффектами.
ж е многополосны м ) с
п л а в н о й
хар актер и -
стикой.
При этом понятно, что запросто м ож но
угодить обладателю конкретной головы ок-
раской.
..
Луша.
„Belle Colour"!
М. А.
...нопром ахнутьсяслокализаци ей ,
К . К . И з сказанного главны й вывод, по-
ж алуй, таков: сколько ни перебирай науш -
ники.
под себя
не найдеш ь. П ридется ку-
пить
н а и м ен ее н е п о д х о д я щ и е
и в дальней-
шем под них подстраиваться.
М. А.
И ещ е. К аж ды й т ел е ф о н , как и
громкоговорящ ие АС, подклю чается к сво-
ему каналу усилителя: левы й клевом у, пра-
вый к правому. Если при воспроизведении
через громкоговорители сигнал каж дого ка-
нала попадает в оба уха, то при восп роиз-
ведении через головны е телеф оны — толь-
ко в одно. На рис. 4 приведены АЧХ для мо-
ей головы: передача сигнала от левого гром-
коговорителя в левое и в правое ухо. За счет
дифракции акустических волн на голове обе
эти АЧХ оказы ваю тся „изрезанны м и", при-
чем на некоторы х частотах (в данном слу-
чае около 6 кГц) от левого громкоговорите-
ля в правое ухо попадает больш ий сигнал,
чем в левое. И именно такая АЧХ долж на
быть у специального корректирую щ его уси-
лителя.
В противном слу ч ае — есл и , конечно,
прослуш иваемая фонограмма обы чная, а не
сп ец и альн ая3 — естествен н о сть звучани я
будет обязательно наруш ена. Во избеж ание
подобных недоразум ен ий в специальны х
корректирую щ их усилителях сигнал л ев о -
го канала добавляется в правый, а право-
го — в левы й канал.
Луша.
Н е прощ е ли взять уси ли тель по-
хуж е. с плохим разделением каналов?
К . К . Н ет, это не годи тся: к оррекц и я
долж на быть частотнозависим ой и, разум е-
ется, индивидуальной.
М. А.
И так, коллеги, продолж аем дви -
гаться по нам еченном у К. К. плану. Нам
удалось показать, что по АЧХ науш ников,
которую вы увидели в реклам ном проспек-
те или на экране сп ектроан али затора.
..
Луша.
..нельзя сделать никаких выводов
об их звучании, однозначно. О сталось то же
самое написать про К . и задачу статьи мож-
' Специальная (бифоническая) фонограмма созда-
ется с помошью только двух микрофонов. Причем
разместить их надо не как попало, а в ушах искус-
ственной головы Такую запись слушать в науш-
никах приятнее (особенно если ваша голова похожа
на искусственную) — С
Л
но считать выполненной. Н аверное, каж дая
голова обладает какой-то нелинейностью .
Д ля компенсации этой нелинейности науш -
ники долж ны обладать обратной амплитуд-
ной характеристикой, но нелинейность кон-
кретной головы неизвестна, следовательно,
ее надо измерить.
К . К . О сты нь, ж ивотное, что ты такое го-
вориш ь.
.. Хотя с гармониками действитель-
но не все так просто. М ы измерили К, имею-
щ ихся у нас науш ников, и вот что получи-
лось. При уровне звукового давления
в с л у -
х о во м п р о хо де
100 дБ даж е средненькие
телеф оны (рис. 5) имею т на частоте 100 Гц
К м енее 1 % . и без труда обесп ечивается
К < 0 ,3 на более вы соких часто тах . При
БР1.=90 дБ нелинейны е искаж ения просто
ничтожны.
Когда ж е изм еряю т К громкоговорите-
лей, обычно ограничиваю тся уровнем в 90
либо 100 дБ на
р а сст оянии I м .
Слуш атель
располагается обычно на расстоянии 2 - 3 м,
где звуковое давлени е намного ниж е. Если
попы таться получить от громкоговорителя
110 дБ в слуховом проходе, то начнет при-
плясы вать м ебель в соседних домах. А для
головны х телеф онов 100 дБ — это вообщ е
не уровень, искаж ений ещ е м ож ет не быть
вовсе.
Луша.
Д ля некоторы х слуш ателей деци-
бели зи рую щ его во здей стви я при 100 дБ
ещ е недостаточно.
К . К . При уровне в 110 или 115 дБ на ча-
стоте 100 Гц лучш ие науш ники только на-
ч и н аю т п о к р я к и в а ть гар м о н и кам и (см .
табл. 1., данны е п редоставлен ы Г Р о зе -
ном). а слуш ателю уж е не до искаж ений.
Таблица 1
М одель
SPL.
ДБ
K2
%
%
%
„Beyerdynam ic D T 9 1 1“
110
0.5
0.5
_
115
3.2
1
0.5
..Sennheiser H D -560"
115
5
0.8
0.3
„AKG К 1000"
100
1
1.2
З ам етьте, что у „В еуегбупагтс О Т 9 П "
при давлении 110 дБ на частоте 100 Гц сум -
марны й К равен в с е го 0 .7 % .
М. А.
О ценить и звлекаем остьи з телеф о-
нов рева мож но по допустимой мощ ности и
чувствительности, приводимых в паспорте
изделия. Если чувствительность телефонов
96 д Б / I мВт, то при допустимой мощ ности
100 мВт достигаю тся 116 дБ давления в слу-
ховом проходе. Т олько приводимое зн аче-
ние допустим ой мощ ности определяю т не
качественны е парам етры , а элем ен тарная
вы носливость телеф онов: гарантируется.
54
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст