ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
вероятность появления стоячих волн в
помещении. Об эффективности такого
решения — две головки, излучающие в
разные стороны, — можно судить по рав-
номерности АЧХ, измеренной в различ-
ных точках комнаты прослушивания
„Аудио Магазина“.
При самом неудачном расположении
сабвуфера (в углу помещения) неравно-
мерность АЧХ достигает 5 дБ (см.
рис.
2а).
Подъем на частоте 25 Гц (длина
волны 13,6 м) — как раз следствие появ-
ления стоячих волн. Значение неравно-
мерности АЧХ 5 дБ при таком располо-
Рис. 2. АЧХ
по звуковому давлению при
различных положениях „Mirage BPSS-210“
8
помещении прослушивания
Рис. 4. Суммарная АЧХ
сабвуфер-
сателлитной системы
жении сабвуфера — тоже очень неплохой
результат, но звучание все же заметно ок-
рашено. Впрочем, давно известно, что
низкочастотный громкоговоритель в
угол ставить не следует. При нормальном
размещении сабвуфера (рис.
26)
неравно-
мерность АЧХ в рабочей полосе частот
(20-80 Гц) не превышает 3 дБ. Это гаран-
тирует практически полное отсутствие
окраски низкочастотных сигналов, что
подтвердилось при прослушиваниях.
КРОССОВЕР
Кроме собственно сабвуфера за указан-
ные $ 1 500 вы получите еще и кроссовер-.
Испытания позволили оценить проду-
манную систему коммутации и управле-
ния: сабвуфер может дистанционно вклю-
чаться от кроссовера. В кроссовере „Mi-
rage LFX 3" предусмотрена возможность
выбора частоты раздела и регулировки
добротности и ФНЧ, и ФВЧ. Амплитуд-
но-частотные характеристики кроссовера
при различных положениях ручек регу-
лировки добротности (минимум, среднее,
максимум) приведены на рис.
3.
Возможность регулировки добротно-
сти фильтров в хорошем кроссовере дол-
жна быть обязательно, поскольку произ-
водитель не знает заранее, как именно бу-
дут расположены акустические системы,
а в зависимости от их местоположения
акустические сигналы от сабвуфера и са-
теллитов приходят к слушателю с разной
задержкой и, соответственно, с разным
фазовым сдвигом. Может оказаться, что
эти сигналы сложатся и усилят друг дру-
га, а может — что, наоборот, взаимно
компенсируются, поэтому результирую-
щая АЧХ иногда имеет причудливый
вид. На рис.
4
заштрихована зона, внут-
ри которой может находиться суммарная
АЧХ системы по звуковому давлению.
Как показал опыт, манипуляциями с
ручками кроссовера „Mirage LFX 3“ уда-
ется настроить ФНЧ и ФВЧ так, что об-
щая АЧХ системы оказывается горизон-
тальной. Процесс этот непростой и небы-
стрый. Покрутил ручки, отошел, послу-
шал. Снова покрутил, снова послушал,
и так далее. За счет высокой крутизны
характеристики пропускания раздели-
тельного фильтра полоса частот, в кото-
рой работают одновременно и сабвуфер,
и среднечастотный громкоговоритель,
оказывается достаточно узкой. Это то-
же уменьшает заметность дефектов со-
гласования.
2 Кроссовер можно купить отдельно за $700
и использовать с любыми другими саб-
вуферами.
Частота раздела „сабвуфер — сателли-
ты“ (50, 63, 80 или 100 Гц) переключа-
ется слушателем самостоятельно. Чем
ниже частота, тем меньше вклад сабву-
фера, звук становится более слитным,
цельным, но делаются заметными иска-
жения на низких частотах основных АС.
При повышении частоты раздела облег-
чается работа основных АС (и усилителя
тоже), но звучание становится несколь-
ко размытым, теряет цельность. Если в
качестве сателлитов используются обыч-
ные АС с нижней границей воспроизво-
димого диапазона частот 35-45 Гц, то хо-
рош не, на мой взгляд, результаты полу-
чаются при частоте раздела 80 Гц. Абсо-
лютной правды здесь нет, каждый может
выбрать частоту раздела на свой вкус, за-
платив предварительно $1500. Эта циф-
ра, кстати, единственное, что мне не по-
нравилось у этого сабвуфера.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Тракт: проигрыватель „Meridian 508“,
усилители „Exposure XIX/XVIII Super“,
сателлиты „Dunlavy SC-I", „B&W CDMl“.
При ближайшем знакомстве был обна-
ружен небольшой дефект: когда подно-
сишь ухо к сабвуферу вплотную, то слы-
шишьсвист воздуха в панели усилителя.
Задумано ли так — для вентиляции уси-
лителя при большой мощности, — или
само по себе свистит? Только расслышать
этот свист на фоне раскатов грома, кото-
рые создает сабвуфер на полной громко-
сти, невозможно.
Первое, на что обращаешь внимание
при оценке звучания, — это „прозрач-
ность“ „Mirage BPSS-210“: аппарат неза-
метен для пространственного слуха, ни
за что не догадаешься, что низкие часто-
ты излучает этот черный полированный
ящик. Мне понравился четкий, плотный
звук и правильная локализация в про-
странстве инструментов с фундаменталь-
ным нижним регистром.
При включении сабвуфера высокоча-
стотные инструменты (треугольник и
др.) из эфемерных превратились в осязае-
мые. Чувствуется, что источники звука
находятся на сцене, а не висят в про-
странстве, словно воздушные шарики.
Создается полное ощущение присутствия
при материализации духов. Для дости-
жения такого эффекта пришлось, прав-
да, пару часов покрутить ручки на крос-
совере, но это делается один раз, так что
о потерянном времени жалеть не при-
шлось.
©
М. Сергеев
50
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 51 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 53 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст