ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
дефектах, которые раздражают при прослушивании на дешевой технике и
остаются незамеченными, несмотря на свою явную откровенность, на дорогой.
Именно такую дорогую технику при оценке качества звучания можно и
нужно хвалить. Технику же класса high end, создающую прекрасную глуби-
ну сцены, сумасшедшую детальность, наикомфортнейшее звучание и т. п. и
при атом не создающую аффекта вовлеченности, оценивать положительно —
преступление перед музыкой, ибо подобное звучание антимузыкально и не
несет в себе ни эстетической красоты, ни совершенства и
противоречит са-
мому предназначению музыки.
Меломаны, попавшиеся на удочку такой техники, могут потерять музы-
кальную восприимчивость и начать вовлекаться в некую лживую грандиоз-
ность действа. искусственно создаваемую скверной техникой. Заканчивает-
ся это тем. что меломан превращается в заядлого аудиофила: не слушая му-
зыку, он получает удовлетворение от того, что глубина сцены, созданная ау-
диоаппаратурой в его квартире, такая же. как могла быть в концертном зале,
бас заставляет подпрыгивать внутренности, а колокольчики и щеточки зву-
чат точь-в-точь как в сказке. Но вовлекаться в глубину сцены врядли нужно,
в нее можно разве что спьяну заползти.
Подобная система ценностей приводит к вечной неудовлетворенности от
прослушивания, так как к любому звучанию человек привыкает, а слушать
музыку он уже не умеет. А ведь дорогая техника обязана иметь все эти „визу-
альные" достоинства лишь при наличии музыкальности.
Приходит большое количество писем, в которых читатели просят посове-
товать купить им тот или иной компонент, создающий пресловутую вовле-
ченность, при этом перечисляют свойства звучания, которые отвечают яко-
бы за эффект вовлеченности: глубина сцены, мягкий звук, отсутствие цыка-
ния (то же самое, что наличие эквалайзера, цвет пульта.
..) и т. п.
Способность вовлекать —
свойство не аппаратуры, а исполнителя и ком-
позитора. Поэтому, если идет разговор о вовлеченности при прослушива-
нии музыки через аппаратуру, то имеется в виду вот что. При живом прослу-
шивании конкретная музыка должна была вас вовлечь, но в процессе запи-
си —
воспроизведения что-то потерялось и ощущения стали более слабы-
ми. Степень вовлеченности будет зависеть от того, насколько сильно поте-
ряла это „что-то" аппаратура. Трудно сказать, что именно отвечает за эф-
фект вовлеченности. Замена какого-нибудь кабеля может изменить ощуще-
ние от прослушивания музыки, не изменив при этом динамики, глубины сце-
ны и т п. Почему усиливается эффект вовлеченности при сокращении пути
сигнала, применении специальных припоев, специальных конструкций ка-
беля. особой очистки меди, использовании серебра и т. п.
. до сих пор никто
точно сказать не может. Разные фирмы по-разному объясняют причины, а
значит —
это всего-лишь гипотезы (кстати, до сих пор так и не объяснили,
как же все-таки „работает“ высокочастотное подмагничнвание при магнит-
ной записи).
„Вовлеченность" не определяется набором субъективных характеристик,
описывающих звучание, а является характеристикой самостоятельной, так
как может проявиться при внешне более плохом (по аудиофильским поняти-
ям) звучании. то есть может случиться, что старый дедушкин ламповый ра-
диоприемник окажет воздействие на слушателя более сильное, чем hi-fi-си-
стема.
Если бы эффект вовлеченности был следствием, однозначно вытекающим
из других субъективных оценок качества звучания, то он и не вводился бы
как отдельный признак Но вовлеченность —
показатель итоговый и зави-
сит как от совокупности интонационно-оттеночных, тембралькых. визуаль-
ных, так. возможно, и от пока не установленных факторов.
И именно усиление степени вовлеченности мы должны наблюдать, подни-
маясь по ценовой шкале аппаратуры, так как тональный баланс, глубину, до-
стоверность и т. п. хорошая техника начинает передавать без особых про-
блем примерно с рубежа 500 долларов за компонент.
Проверку на способность аппаратуры создавать эффект вовлеченности пра-
вильнее всего проводить путем сравнения двух компонентов по этому при-
знаку. Оценка при этом будет такая : больше —
меньше. В идеальном случае
резко падает сопротивляемость музыке, даже в неважном настроении, —
и
вы быстро попадаете под ее власть (как больной, чихающий и кашляющий,
со слезящимися глазами заядлый болельщик, перед которым поставили те-
левизор. а там транслируется финал чемпионата мира по футболу с участи-
ем сборной России).
ЦЕНОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Прочитав в различных журналах экспертные оценки, читатель видит, что
и об аппаратуре за 600 долларов, и об аппаратуре за 5 000 долларов эксперт
пишет примерно одно и то же: дескать, звук чистый, детальный, динамика
хорошая и т. п.
Спрашивается: откуда разница в цене? Почему он должен покупать тех-
нику за 10 000 долларов, если за 500 все то же самое?
Один из читателей спрашивает, как это мы пишем, что проигрыватель иг-
рает хорошо для своей ценовой категории: ведь хорошо —
это хорошо, пло-
хо —
это плохо, а причем тут цена?
А
ведь действительно, если задуматься —
раз все пишут: „на свою цено-
вую категорию", значит, должна быть хотя бы таблица, в которой четко бы
обозначалось, чего мы должны ожидатьот компонентов каждой ценовой груп-
пы. С другой стороны, даже если таблица и была бы. то началась бы великая
путаница, так как (и это мое глубокое убеждение) если человек не аудио-
фил. если он не ходит постоянно по магазинам, по знакомым и не слушает
постоянно те или иные компоненты, то никакие субъективные термины и
словари не помогут ему понять, как же звучат не только аппараты в разных
ценовых группах, но и конкретный аппарат, расписанный знатоками в жур-
нале. пусть даже на пяти страницах. Поэтому, наверное, предполагается, что
все уже знают, а точнее, чувствуют, что хорошо и что плохо во всех ценовых
пределах.
Если следовать совету читателя и оценивать аппаратуру по абсолютной
шкале, это вызовет нервное расстройство у всех потенциальных и реальных
обладателей hi-fi-техники. Что такое абсолютное звучание? Ведь если мы возь-
мем, к примеру, какой-нибудь идеальный комплект за 500 000 долларов и
примем его за эталон, то все остальное будет звучать хуже Значит, будут
вердикты: это ужасно, слушать невозможно, а это кошмарно, но слушать мож-
но. так как не очень утомляет слух.
Наверное, это все же неправильно, ибо прослушивание музыки —
про-
цесс творческий, мы вполне способны довообразить недостающую инфор-
мацию. Большое значение имеет здесь степень подготовленности слушателя
и жанр прослушиваемой музыки. Как было сказано выше, в случае рок-музы-
ки довообразить недостающую информацию и „исправить ошибки" легче,
чем в случае классической музыки. Здесь есть еще один момент, который
стоит отметить. В рок-музыке и джазе используется прием физиологическо-
го воздействия на организм, который очень легко вызывает синдром вовле-
ченности у слушателя. Это ударная установка, отбивающая такт Не случа-
лось ли с вами такое, что. когда вы прогуливались по улицам, где-то рядом
вдруг начинал играть уличный джазовый оркестр? Заметьте, что в первый
момент ударная установка буквально принудительно завораживает. Потом
вы можете, будучи злостным противником джаза, сказать „тьфу, гадость" и
уйти. Но признайтесь честно, что в первый момент, пока вы сознательно не
сопротивляетесь, она на вас оказывает воздействие.
Да, удары в такт, особенно низкочастотные, легко вводят человека в под-
чиненное состояние. Поэтому даже плохо воспроизводимая рок-музыка и
джаз содержат достаточное количество „завораживающего эликсира". Я на-
блюдал за людьми, впервые столкнувшимися с аппаратурой high end. Они с
круглыми глазами слушают свои же диски с записями рок-музыкантов, со-
держание которых, как им казалось, они знают наизусть уже лет пять, а по-
том с удивлением говорят, что половину звуков слышат в первый раз.
Придя быстренько домой, они по-новому слушают свои диски и с не мень-
шим удивлением отмечают, что все звуки вроде бы и на месте, только поче-
му-то до сих пор они на них не обращали внимания.
Сделаю предположение: несмотря на то. что эти люди слушали и любили
какие-то конкретные группы, они. по сути, их настоящего лица и не знали,
так как из вышесказанного следует, что истинный музыкальный образ при
прослушивании на их домашней аппаратуре был разрушен. А раз они эти
команды любили, значит, достаточно было того самого „завораживающего
эликсира" —
ритма, на основе которого танцевали всего лишь призраки му-
зыкальных образов.
Однако, поднимаясь вверх по ценовой лестнице, для рок-музыки мы все-
гда найдем ступень, после которой звук, может быть, и будет меняться, но
ощущения останутся те же6.
В классике обычно не используется откровенное отбивание ритма пал-
кой. Там ритм внутренний. К
тому же способность живых инструментов из-
давать неземной красоты и тонкости звуки, интонации ставит перед аппара-
турой очень сложные задачи как в процессе звукозаписи, так и в процессе
звуковоспроизведения.
Эти тонкости, красоту, интонации и оттенки домыслить почти невозмож-
но. а без них классическая музыка бывает абсолютно непонятной и бессмыс-
ленной. Чтобы хорошо воспроизводить классическую музыку, аппарат дол-
жен перепрыгнуть довольно высокую ценовую планку. Верхнего же предела
нет. Особенно это касается проигрывателей компакт-дисков Оценить на
„удовлетворительно” можно только проигрыватели ценой примерно 1.5-2.5
тысячи долларов, на „хорошо" —
еще более дорогие, а на „отлично" —
при
данном цифровом формате не бывает.
‘ Здесь сделано допущение, что чем дороже аппаратура, тем она лучше, хотя в дей-
ствительности это, конечно, не является правилом.
28
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 29 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 31 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст