СПЫГАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
лированный бас и т. д. Придавайте установке акустических систем важное
значение, не игнорируйте этот совет.
АППАРАТУРА И М УЗЫ КАЛ ЬНЫ Е Ж АНРЫ
Судя по тому, каким компакт-дискам отдают предпочтение покупатели, у
нас в стране (да и не только у нас) намного больше людей, которые слушают
музыку, не требующую аппаратуры со сверхвысоким качеством звучания.
Сейчас многие течения в рок-музыке и целые музыкальные направления,
использующие только электронные клавишные инструменты, построены на
„математических" эмоциях, то есть эмоции любителя этой музыки в значи-
тельной мере носят рассудочный характер и возникают пол влиянием мед-
ленно протекающих музыкальных событий —
в отличие от классической му-
зыки. где музыкальные события протекают просто с астрономической ско-
ростью. Я
увлекался многими жанрами современной музыки, и у меня сло-
жилось впечатление, что удовольствие от каждого —
совершенно разное. И
уж абсолютно другой вид удовлетворения дают классическая музыка и джа-
з. Осмелюсь даже предположить, что во всех случаях задействуются разные
отделы мозга, поэтому вполне вероятно, что со временем станет возможно,
изучив реакцию человека на разную музыку, уровень восприятия и т. п.
. со-
ставить достаточно точный портрет его души, интеллекта, таланта, узнать,
на что он способен и кем притворяется.
Чаще всего современные направления рок-музыки и классической музы-
ки. с точки зрения эмоционального содержания, диаметрально противопо-
ложны. так как в первом случае эмоциональный отклик рождается у слуша-
теля осмысливанием содержания, а во втором, кроме осмысливания, еше и
заражением от исполнителя. Эмоциональное содержание является неотъем-
лемой частью классической музыки, и отсутствуй оно. сложные классиче-
ские произведения были бы абсолютно непонятны1. Поэтому одни и те же
произведения в стиле „хаус", „рэйв" и др.
. не имеющие интонаций и оттен-
ков. могут сыграть на электронных инструментах две разные команды и вы
не отличите одно исполнение от другого, тогда как одно и то же произведе-
ние классики в разных исполнениях может породить совершенно разные ощу-
щения и дать совершенно разную степень удовлетворения.
Все это. конечно, тоже в своем роде частные случаи, так как если брать
рок-музыку и классическую в целом, то есть очень много переплетений: в
рок-музыке есть веши, вызывающие ощущения, подобные ощущениям от про-
слушивания классической музыки, и наоборот. Даже принцип построения и
тот не стабилен, хотя можно выделить некоторые тенденции. К
примеру, клас-
сическая музыка нередко изобилует частыми и резкими изменениями на-
строений и событий, в то время как в рок-музыке такое встречается крайне
редко: она состоит из отдельно взятых композиций, в пределах каждой из
которых музыканты доносят до слушателя одно музыкальное событие, хотя
оно может быть достаточно эмоциональным, с достаточно вольным и широ-
ко развивающимся сюжетом.
Чтобы это пояснить, приведу аналогию: пусть она и грубая, но некоторым
может помочь самим проникнуть в суть быть может туманно изложенного
выше.
Итак, представьте себе такой киносценарий:
„Лорин выходит излому, салится в красивую машину, закуривает сигаре-
ту и едет на работу. Составив очередной финансовый отчет, она идет в каби-
нет начальника, но, увидев по дороге пустующее место Джоан, резко разво-
рачивается и направляется к лифту. Как будто через мгновение она оказыва-
ется у порога своего дома, и —
о. ужас —
предчувствие было не напрас-
ным. Разъяренная Лорин хватает тарелку и запускает ею в растерявшегося
Чарльза, стоящего перед ней в чем мать родила. Из-под одеяла торчат испу-
ганные глаза Джоан.
..".
Ну, и так далее.
Теперь, чтобы понять, как воздействует классическая музыка, нужно пред-
ставить себе. что и событий никаких не было, а было только изменение внут-
реннего состояния и чувств героев сценария (причем каждого по отдельно-
сти. но всех единовременно) в соответствии с каждым мгновением описан-
ного сюжета. Конечно же, это беспредельно упрощено, так как реальная клас-
сическая музыка чаше всего генерирует ощущения гораздо более возвышен-
ные и не существующие в реальном, обыденном мире, тем более в телесе-
риале. В хорошо исполненной классической музыке есть очень много не пе-
редаваемых человеческим языком тонкостей, что, кстати, очень увлекает.
Потому ее и слушают.
—„
Как же развиваются события в рок-музыке? Представьте, что из сюжета
вырван законченный фрагмент, скажем с момента вхождения Лорин в квар-
тиру до слов Чарльза: „Дорогая, я сейчас тебе все объясню". Рассматрива-
ются чувства только Лорин: злость, агрессия, желание все переломать о го-
лову мужа. С каждой брошенной тарелкой на некоторое время падает камень
' Это и происходит, когда мы
слушаем посредственных исполнителей.
с души. Каждая тарелка —
как мощный „сброс" накопившейся отрицатель-
ной энергии Можно было рассматривать изменения ощущений на примере
любого другого отрывка, скажем с момента, когда Лорин села в машину и
закурила сигарету, до момента выхода ее из машины. Сутьодна: в рок-музы-
ке музыкальный сюжет почти никогда не развивается в эмоциональном плане,
заданное чувство остается неизменным на протяжении всей композиции.
В
самых современных направлениях рок-музыки, бывает, событие проте-
кает в нереальном времени —
обычно слишком замедленном, даже если по-
ложено на быструю ритмическую основу Представьте себе брошенную Ло-
рин тарелку, медленна летящую среди молекул воздуха. Где-то сбоку так же
медленно и по-орлиному гордо пролетает муха, вальяжно размахивая крыль-
ями. Слушатель чувствует себя наблюдателем чего-то неземного и интерес-
ного. а чаще даже самой тарелкой (иногда мухой).
Что касается джаза, то. скорее, надо было бы описать ощущения Чарльза
и Джоан до момента появления жены.
Перейдем к аппаратуре.
Слушающий рок-музыку быстро адаптируется к недостаткам звучания и
перестает их замечать, так как эта музыка даже при несовершенном воспро-
изведении легко им домысливается Понятно ведь, что после одной брошен-
ной тарелки последует другая. Поэтому, если у любителя рок-музыки нет
приятеля, который постоянно ругает его аппаратуру, он с удовольствием слу-
шает ее и не обращает особого внимания на качество воспроизведения. Лишь
бы был бас хороший и верхи звонкие. Мучения начинаются тогда, когда он
слышит где-нибудь аппаратуру более высокого класса и понимает, что все
это могло бы звучать лучше.
Тот же, кто любит классику в хорошем исполнении (то есть настоящую
классику), замечает плохое качество моментально, так как неважная аппа-
ратура не дает наслаждаться этой музыкой, попросту убивает ее. Резкие
изменения музыкальных настроений и событий, неземные „тонкости" бы-
вают превращены в огромное грубое месиво без формы. Это еше случается
потому, что дешевая аппаратура очень часто, нивелируя истинные эмоцио-
нальные контрасты и оттенки, придает звучанию свое собственное настрое-
ние. которое словно заложено в ее звучании: меланхолическое, бойкое, ле-
нивое и т. д.
Любитель джаза стоит где-то посередине —
хотя он и способен многое
домыслить, но все же. если обратиться к аналогии с участием Чарльза, луч-
ше, чтобы передним была действительно Джоан, а не журнал .
.Playboy".
Конечно же. если бюджет позволяет, то лучше слушать любую музыку с
хорошим качеством. И люди, слушающие только легкую музыку, но имею-
щие возможность купить дорогую технику, так и делают. Ведь им хочется,
чтобы любимые произведения звучали лучше, несмотря на то что могут вос-
принимать свою музыку и сопереживать ей и используя более дешевую ап-
паратуру. Действительно, независимо от жанра на хорошей аппаратуре лю-
бой музыкальный материал звучит лучше, чем на более простой.
Если вам в магазине говорят: ваш диск звучит на нашей дорогой технике
хуже, чем у вас дома, потому что эта техника предназначена только для запи-
сей особого (аудиофильского) качества и дефекты ваших записей мешают
прослушиванию, —
бегите из этого магазина! Вам там хорошей консульта-
ции дать не смогут. Потому что аппаратура у них либо очень плохая, либо
действительно хорошая, но „специалисты" не могут подобрать компоненты
и гармонизировать их между собой (или. как говорят аудиофилы — „завес-
ти" ее), так как хорошая аппаратура чаще всего (и к сожалению) очень ка-
призна и требует от пользователя любви, которой, видимо, эти „консультан-
ты" неподвластны.
Дело в том. что, чем дороже аппарат, тем более точно и полно обязан он
воспроизводить музыку, а значит, точность передачи интонации, мельчайших
динамических изменений, легкость, с которой слушатель воспринимает, а точ-
нее. „прочитывает" следующие друг за другом во времени музыкальные собы-
тия. создающие нужный музыкальный образ, должны повышать
СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ПРОСЛУШ ИВАНИЕ
Заметность дефектов записи с ростом цены несколько возрастает, однако
намного сильнее должно быть ощущение, что музыка как бы „ожила". Де-
фекты, как правило, прекрасно слышны и на дешевой (но хорошей) аппара-
туре. а вот „оживление" музыки создает атмосферу, при которой слушатель
начинает пропускать мимо ушей многие дефекты, не относящиеся, собствен-
но. к самой музыке, то есть попросту их не замечать. Конечно же, здесь не
подразумевается, что это произойдет, если какой-нибудь грохот или шум.
сопутствующий музыке, будет чуть ли не громче ее1
. Речь идет только о тех
1
Кстати, о граммофоне Шум пластинки на граммофоне едва слышен. Тот, кто не
слышал нормального, настроенного, исправного граммофона, а об этом рассуждает,
видимо, будучи большим любителем старых фильмов о революционерах, слышал его
только по телевизору.
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
27
предыдущая страница 28 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 30 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст