СПЫТАТЕЛЬНЫН
СТЕНД
При всем несовершенстве действующего цифрового формата он еще и реа-
лизуется намного хуже, чем мог бы. Профессиональная аппаратура большин-
ства студий, служащая для записи цифровых мастер-лент, также умерщвля-
ет музыку (хоти сам формат позволяет записать ее намного лучше), и из ори-
гинальной аналоговой фонограммы дай Бог чтобы хоть что-то музыкальное
дошло до конечного продукта —
компакт-диска. И это что-то —
крохотное и
почти невидимое —
фирмы, знающие толк в музыке (а таких катастрофиче-
ски мало), тяжелейшими усилиями пытаются сохранить, разрабатывая до-
рогущие проигрыватели компакт-дисков. Слишком большой ценой дается нам
цифровой метод, ведь потеряй мы одну бусинку „музыкальности" —
и музыки
не останется вовсе.
Это все приводит к тому, что в ценовой категории примерно до 3000 дол-
ларов проигрыватель грампластинок, работающий в паре с приличным кор-
ректирующим усилителем, однозначно превосходит проигрыватель компакт-
дисков2.
Что касается более дорогих изделий, то. действительно, цифровые источ-
ники приближаются по качеству звучания к аналоговым, но только при ис-
пользовании специальных аудиофильских дисков, которые лично я не пере-
вариваю —
не то чтобы записи были сделаны плохо (хотя и среди аудио-
фильских дисков ббльшая часть записана отвратительно: как правило, нару-
шен музыкальный баланс') или особая детальность меня бы отвлекала, а
просто чаще всего записываются на аудиофильских студнях музыканты, ко-
торые не музыкальнее „музыкального" супа. Порой кажется, что в подзем-
ных переходах играют не хуже, а то и лучше. Ну, а нормальная музыка на СО
выглядит по сравнению с БР так же. как картина великого художника, обли-
тая серной кислотой.
ОБ УСИЛИТЕЛЯХ
Слабенький сигнал на выходе источника, усиливая, перекроитьна свой вкус
очень просто —
намного проще, чем усилить его честно. Поэтому чаще всего
кажется, что разработчики усилителей только перекройкой и занимаются
Если бы все усилители были нейтральны, то есть усиливали бы музы-
кальный сигнал просто и честно, а не подгоняли бы звучание под личный
вкус своего разработчика. —
все было бы замечательно и точь-в-точь так.
как пишут англичане.
Однако не все то. что звучит, звучит по-английски —
даже добрая часть
английских изделий. Поэтому говорить о том. что важнее всего источник
сигнала. —
все равно что сказать: голова важнее, чем туловище.
Мода на ламповые усилители достигла такого уровня, что. я боюсь, скоро
начнется мода на ламповые телевизоры, а это не очень удобно и даже вредно
(некоторые телевизионные лампы создают повышенный радиационный фон).
Люди думают: раз уснлительламповый —
значит, он лучше, чем транзистор-
ный. Поэтому развелось сумасшедшее количество ламповых лжефирм. сре-
ди которых затерялись истинные. Для ламповых усилителей действуют пра-
вила: хороший ламповый усилитель стоит недешево: если ламповый усили-
тель стоит недешево —
это еще не значит, что он хороший: хороший лампо-
вый усилитель может быть сделан без больших затрат вами, если вы посто-
янно ходите на радиорынок и покупаете там всякое барахло (и все же выход-
ные трансформаторы вам придется купить фирменные, специально предна-
значенные для звукового сигнала). умеете держать в руках паяльник и хоро-
шо чувствуете музыку. Самое главное здесь, конечно, чувствовать музыку и
знать ее. И
поэтому, если кто-то предлагает самодельный ламповый усили-
тель. вы можете очень просто проверить его звучание, особо не утруждая
себя прослушиванием. Дтя этого посалите разработчика в кресло, включите
его же усилитель, включите хороший источник сигнала и попросите отли-
чить друг от друга (а еще лучше —
опознать) скрипачей Крейслера и Хейфе-
ца. пианистов Рубинштейна и Гилельса и т. п. Если это он умеет делать даже
Когда речь идет о проигрывателях грампластинок, не имеются в виду советские про-
игрыватели (независимо от того, как они переделаны), дешевые японские проигры-
ватели, напоминающие одни из компонентов музыкального центра. Минимум для
проигрывателей грампластинок в бы
определил проигрывателем .
.Rep.i Planar 3“ (при-
мерно 400 долларов) для тех. кто слушает симфоническую
музыку, и
„Rega Planar 2"
(примерно 320 долларов) для остальных. Что же касается головок звукоснимателя, то
предостерегу от ясех советских. К
примеру, несмотря на прекрасную
конструкцию
и
великолепную
подвижную
чаеть головки „Корнет", в ней используется обычный про-
вод, не из бескислородной мели, и
это напрочь убивает все ее достоинства. Головки,
которые сделаны по лицензии западных фирм (скажем. ГЗМ-055 по лицензии фирмы
„Ortolon"). звучат чуть лучше, но почему-то сильно отличаются в худшую
сторону от
оригинальных моделей. А
оригинальные модели стоят всего 10-(5 долларов.
Музыкальный баланс —
соотношение громкости разных инструментов и групп ин-
струментов в записи, необходимое для правильного воссоздания задуманного зву-
корежиссером. композитором, дирижером, исполнителем музыкального образа при
воспроизведении.
спросонья, есть вероятность, что усилитель хорош Если говорит, чтобы вы
поставили диск с записями группы .
.Pink Floyd" или „Depeche Mode". —
веж-
ливо отдайте усилитель обратно и скажите, что он вам не нужен. Это очень
хорошие группы, и я их люблю. У
них очень много яркого, увлекающего не-
зависимо от качества звучания „Пинк Флойд" от „Депеш Мод" отличить
можно и на „батоне", поэтому ориентированный на такую музыку усилитель
может быть очень груб и вы этого не заметите, а тот же „Пинк Флойд“ будет
всю жизнь играть для вас вполсилы. Но если разработчик говорит, что на
его усилителе, в отличие от других, можно услышать, как скрипнул каблук
Уитни Хьюстон. —
сразу выбрасывайте усилитель в окно вместе с разработ-
чиком. Вы ничего не потеряете, гак как это означает, что ни он. ни его усили-
тель в музыке вообще ничего не смыслят.
Задача у усилителя проста и ясна: не внося отсебятины, усилить слабый
звуковой сигнал и отправить его на акустические системы.
ОБ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Акустические системы, пожалуй, самое своевольное звено в hi-ii-системе.
Действительно, два транзисторных усилителя одной цены или два проигры-
вателя для многих людей, не придающих особого значения музыке в своей
жизни, могут показаться одинаково звучащими. Однако заметить тот факт,
что две пары акустических систем звучат по-разному, сможет каждый.
У
разных фирм разный подход. Одни фирмы делают диффузоры из одного
материала, другие —
из другого. Корпуса у одних „сточенные" по углам, у
других острые. Обработка дерева у всех разная. Одни конструируют систе-
мы с минималистскими фильтрами, делан акцент на усиление способности
систем передавать тончайшие эмоции: другие ставят фильтры сложные, об-
ращая большее внимание на правильный тональный баланс и отсутствие ок-
раски. Третьи, используя разные хитрые технологии, пытаются совместить
достоинства разных конструкторских решений. Все это приводит к тому (в
отличие от усилителей и проигрывателей), что АС каждой фирмы имеют
свой характер звучания. Поэтому вы должны для себя определить, что важ-
нее: тонкости или мягкий звук, детальность или эмоциональность, и т. д. Со-
вместить все в одну модель ни в дешевых, ни в средних, ни даже в относи-
тельно высоких ценовых категориях чаще всего не удается.
Но учтите: клюбому „кривому" и слегка окрашенному звуку человек при-
выкает и перестает это замечать, а к отсутствию музыкальных тонкостей и
эмоций не привыкает ни один человек, хоть сколько-нибудь неравнодушный
к музыке.
Акустические системы, пожалуй, сложнее всего подбирать, так как никто
не может дать нормальной рекомендации. Распространенное мнение —
чем
больше „колонки", тем больше они дают баса. Оно. в принципе, верно. Одна-
ко есть небольшое „но". Маленькие АС (типа „Mordaunt-Short MS 10“ (да-
ют великолепное качество и вполне достаточное количество баса в комнате
до 15-17 м-. Все дело в правильной установке акустических систем. Они
должны стоять „мертво" —
легкое толкание или любое другое не очень силь-
ное воздействие не должны шатать колонку. Акустическая система должна
стоять как вкопанная, как памятник. Дело в том. что при движении диффузо-
ра возникает вибрация из-за его взаимодействия с корпусом колонки. По
третьему закону Ньютона, корпус АС отталкивается от диффузора, как раке-
та от возбужденного топлива. И
тогда ее неустойчивое положение искажает
звуковую волну, вызывая иллюзию исчезновения низкочастотной составляю-
щей и ощущение смазанности при восприятии звуковых образов. Если уста-
новить колонки на хорошо сконструированные специальные стойки (обыч-
но на шипах), засыпанные песком, то почти от любых малых современных
акустических систем можно получить достаточное количество баса в обыч-
ной жилой комнате до 15-17 м2.
При наличии у вас специальных стоек на шипах проблем не должно воз-
никать. Однако отнеситесь к установке АС с достаточной серьезностью. По-
сле того как ны. проворачивая шипы, установите стойку стабильно, обяза-
тельно сильно закрутите контргайки, которые обычно устанавливаются на
всех ножках-шипах. Даже когда контргайки, как вам кажется, затянуты хо-
рошо. все равно перепроверьте: норой даже 10 градусов дополнительного
проворота с усилием резко улучшают фокусировку звукового образа и арти-
куляцию басового регистра Если у вас нет специальных стоек, то вы можете
проверить мою правоту, опустив колонки с полок на пол. сильно придавив
их чем-нибудь сверху (можно попросить кого-нибудь встать на них. если кор-
пус позволяет) Бас. конечно, будет по окраске совсем не тот. что настойках,
но вы по отдаче пола почувствуете потенциал.
Дтя большинства комнат площадью до 17 м2
небольшие хорошие АС на
хороших специальных стойках дают результаты намного лучшие, чем боль-
шие колонки, и это к тому же намного дешевле. Для больших АС в больших
комнатах рекомендации по установке те же.
Самое главное, что дает жесткаи установка колонок. —
это четкая фоку-
сировка звуковых образов, ясность, детальность, слитность, хорошо артику-
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
25
предыдущая страница 26 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 28 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст