После моей статьи „Цифровая музыка.
.." (М 4 (9) 96) пришло много
писем. Благодарю за теплые слова. Были и нервные письма. Автор одного
письма даже шантажировал главного редактора: мол, если не напеча-
таете письмо, оно будет отправлено в другие издания. Уважаемый чи-
татель (инженер) смело передергивал вырванные из контекста стро-
ки. давая им свое истолкование, обвиняя меня в кишеобразности рас-
судка и еще Бог знает в чем. Может быть, все-таки лучше было адресо-
вать письмо мне? А то некрасиво как-то получилось, наподобие письма
в партком.
Многие читатели просят посоветовать им подобрать те или иные
аудиокомпоненты, а часто попросту называют приглянувшиеся моде-
ли и просят вынести вердикт. И бы. конечно, рад. но если конкретная
модель не побывала у меня на испытаниях, если я ее не помучил месяц-
другой . то не имею права ничего говорить о ней. Отзыв приятеля, экс-
пертная оценка, прочитанная в другом журнале, мимолетное знаком-
ство с этой моделью в магазине или даже в его комнате прослушива-
ния
все это не позволяет аргументированно что-либо советовать.
Обо всем, что изучено,
уже и написано, а конкретные варианты соче-
таний. которые вы пытаетесь вынести на мой суд. у меня нет возмож-
ности повторить. Прошу прощения. Как правило, целью моих эксперт-
ных оценок является не вынесение вердикта самому аппарату.а стрем-
ление на примере данного образца показать, что является важным и на
что надо обращать внимание.
Естественно, это лишь мое собственное мнение. хотя и изложенное с
достаточной долей уверенности.
Теперь о том. как мы с вами на этот раз будем общаться Как вы
заметили, принцип построения моих статей имеет по преимуществу
характер беседы, то есть темы незаметно перетекают одна в другую,
и т. д.1
. Я стараюсь писать предельно просто, часто прибегаю к обра-
зам и аналогиям, чтобы изложенное было понятно всем. Разумеется,
при обобщениях неизбежны некоторые неточности.
ЧТО ВАЖНЕЕ: ИСТОЧНИК СИГНАЛА, УСИЛИТЕЛЬ ИЛИ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ?
Просто какое-то наваждение эти английские журналы! Пишут, будто са-
мое главное —
источник сигнала, а усилитель надо выбирать так. между
прочим, акустические же системы и вовсе не важны. Л еще очень часто
дают всякие соотношения цен между компонентами аудиокомплекса, ко-
торые якобы должны соблюдаться. Что. испугались? Вы приобретали ком-
плект. не зная этого? Ладно, не переживайте. Ничего подобного англий-
ские журналы не пишут. Это некоторые заядлые аудиофилы понимают ка-
ждое пятое английское слово, а остальное домысливают. При этом не очень
понимая закрученные мысли англичан. Вот и получается, что нужно ку-
пить проигрыватель за пару тысяч долларов и присовокупить его к магни-
толе со встроенными громкоговорителями.
Действительно, источник сигнала из ничего (плоской лепешки, называе-
мой „компакт-диск" или „грампластинка") „формирует" музыку. Именно от
источника зависит, будет ли Крейслер Крейслером. Армстронг Армстронгом.
Леннон Ленноном, или музыка в их исполнении будет напоминать о студенче-
ском капустнике. Но давайте по порядку.
ОБ ИСТОЧНИКЕ СИГНАЛА
Итак, источник сигнала —
это „формирователь” музыки. Музыка форми-
руется им из носителя записи: компакт-диска или грампластинки. Именно эти
носители являются основными, так как они приобретаются за деньги в мага-
зинах и „содержат в себе" самое качественное звучание. Сегодня информа-
ции о музыке. то есть „содержания качества", на грампластинке значительно
больше, чем на компакт-диске. Поэтому простой проигрыватель БР ценой 300-
400долларов, даже „утеряв" с грампластинки достаточное количество инфор-
мации. все равно передает то ее количество, которое способно обеспечить пра-
вильное восприятие музыки.
Правда, в случае использования в качестве источника звука проигрывате-
ля грампластинок неотъемлемой частью его становится корректирующий уси-
литель. который сегодня, как правило, не входит в комплект к самому проиг-
рывателю. а устанавливается в предварительном усилителе в виде отдель-
ного блока. Многим людям кажется, что те. кто говорит о грампластинках. —
извращенцы, привыкшие к треску, который им нравится. Однако очень мало
тех. кто в нашей стране слышал истинное звучание грампластинки, так как
реально в продаже приличных проигрывателей никогда не было. Сейчас, ко-
гда грампластинка стала непопулярной, можно кое-что купить, и то. по-мо-
ему, только в Москве и Петербурге.
Что касается корректирующих усилителей, то в последнее время с ними
дела обстоят довольно-таки странно. Такое ощущение, что есть какой-то тай-
ный сговор между фирмами —
не очень стараться делать их хорошими, что-
бы прямое сравнение грампластинки и компакт-диска было в пользу послед-
него. Насколько я знаком с дешевыми усилителями с корректором, самый
приличный корректор был в снятом недавно с производства великолепном
усилителе .
.Pioneer А-400" (или „400Х").
Но. хотя грампластинка и звучит лучше, время идет. Изобрели куда более
удобный носитель —
компакт-диск. Какая прелесть! Маленький, много мес-
та не занимает. Все записано на одной стороне, переворачивать не надо! Ес-
ли гвоздем специально не царапать, „скакать" не будет (кстати, информация
к размышлению: исцарапанный и испачканный звучит намного хуже ново-
го). Треска и шума не слышно!
Но цифровые источники звука звучат плохо. Нет. сама по себе „цифра",
в принципе, неплоха. Просто сегодняшнее состояние дел скверно. Неуда-
чен формат, принятый в 1983 году. А
еще хуже обстоят дела с изготовле-
нием цифровых „мастеров", цифровым микшированием и монтажом. Опе-
рации с цифровым кодом кощунственно убивают музыку. Остается только
ее арматура. „Цифровые" искажения просто недопустимы. Поэтому, что-
бы музыки было хоть сколько-нибудь, цифровой тракт должен быть более
скрупулезно подобранным, настроенным, гармонизированным и выверен-
ным. чем аналоговый, так как аналоговые искажения, несмотря на свою
очевидность (в отличие от цифровых, которые неочевидны), не убивают
музыку, а только ее слегка ранят. Большое количество ран тоже может быть
гибельным, однако при цифровом методе может случиться, что и одна ра-
на станет смертельной.
' Мне кажется, такое построение повествования более живо, энергично, оно создает
эффект той самой многострадальной Вовлеченности, которую
обругали некоторые
читатели, хотя некоторым инженерам с патологией может показаться путаным и
„винегретным". так как не содержит четкого и моментально улавливаемого плана, к
которому они привыкли, составляя технические задания.
24
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст