М У З Ы К А
присутствии в текстах песен н енорм ативной л екси к и . Ч ерн ы е испол-
нители д аж е издаю т книги своих стихов: „рэп " и расш и ф ровы вается
как „ритм ическая ам ери кан ская п о эзи я". Ф ен ом ен рэп -п оэзи и с л е -
дует рассм атри вать не только в м узы кальном , но и в культурол оги че-
ском (ох. какое умное слово заверн ул !) кон тексте. О собен н о п р еус-
пели в поэтическом тв о р ч ес тве „A rre ste d D e v elo p m en t" и „P ublic
E nem y“ .
О сновное направление рэпа 90-х — гангстерский рэп (g a n g sta rap).
Н азвание, думаю , ком м ентариев не требует. В сущ ности, весь рэп так
или иначе м узы ка отню дь не полож ительн ы х героев. С ам ы е модные
рэперы — К улио (C oolio), С нуп Д огги Д ог (S n o o p D oggy D og), Д -р
Дри (D r. D re). Айс-Ти (Ice Т.). Айс Кьюб (Ice C ube). Ту П эк (2 P ack) —
это гангстерский рэп.
Хип-хоп н астолько прочно обосн овал ся на м узы кальном О ли м п е,
что начал оказы вать вл и ян и е на все м узы кальн ы е ж ан ры — от хард-
кора до техн о, от д ж а за до сам ой п рим итивной попсы.
В начале 90-х хип-хоп дал сильны й крен — во з-
ник „трип-хоп" (trip-hop), котором у так и не уда-
лось оф орм иться в сам остоятельн ое направление.
М узы ка ром антиков и ин теллектуалов, способная
вогнать в сам ую беспробудную из всех депрессий,
трип-хоп н апом инает п очавки ван и е болота и з а -
уны вны е песни русалок одноврем ен н о. П ервы е
представители „бристольской волны " (т ак н азы -
вали это н ап равлен и е) остал и сь л учш им и — это
Трики, „P o rtish ea d ", „M assive A tta c k ", „M o rch eb a ". С ти л ь, п охож е,
скон чался, но остави л после себя вели кол еп н ы е альбом ы .
«ИНДАСТРИЭЛ»
Э тот ж ан р (in d u strial) приобрел в п ослед-
ние годы такую п оп улярность, что м узы каль-
ным изданиям приш лось-таки подобрать ему
собствен ное имя (а не н азы вать загадочны м
„rock“ или „electr"). В ним ательное ухо м ож ет
услы ш ать „и н дастри эл " уж е в альбом ах ран -
них „Sonic Y outh", „C abaret V o ltaire“ . У грю -
мая готика вроде м узы ки „S w a n s" в со ч ета-
нии с новыми техн ологи ям и дала продукт, вполне подходящ ий для
соврем енного общ ества.
Сам терм ин „и н дастри эл" ввела в оби ход группа „P sy ch ic T V ", и с
тех пор его прим еняю т ко всем у, что н ап ом и н ает шум соврем ен н ого
стал ел и тей н ого заво д а, — от р о м ан ти ч н о-эл ек трон н ой „N ine Inch
N ails" (завод во время забастовки ) до ж естко-гитарной .
.M inistry“ (з а -
вод во время ударной работы ). З в у к гитары , к стати , и скаж ен обы чно
до неузн аваем ости — почему нс и сп ользовать обы чны й си н тезатор,
непонятно. В этом сти ле мы такж е услы ш им вли ян и е на ритм -секцию
брейкбита.
И зрядно помогла развитию „и ндастриэл" ф ирм а „ T V T /W a x T ra x ",
образован ная в 1982 году как раз для этой цели. О н а вы пустила п ер-
вые альбом ы „ M in istry “ , „C lock D V A ", „K LF", в разн ы е годы зап и -
сы в а л а „ L a ib a c h “ , „ P sy c h ic T V ", „ C o il", н ы н еш н и е ее герои —
„K M FD M ", „E xcessive F orce", „D ow nload". И н тересны е „и н дустри -
альны е" альбом ы появляю тся на ф ирм е „C leo p a tra“ и, р азу м еется,
на „м эйдж орах" (гигантах м узы кальной индустрии). О чень зам етны е
п ред стави тел и „ и н д а с т р и э л “ — „N in e Inch N a ils“ . .
.E in stu rz e n d e
N e u b a u te n “ , „Die K rups", „S kinny P u p p y ", „A m orphis", из м олоды х
да ранних хотелось бы вы делить группу „M arilyn M an so n " (е е дебю т
продю сировал Т ревор Р эзн ер из „N ine Inch N a ils"). Х орош ая м узы ка
для тех, кому уж е не х ватает драйва традиционы х рок-групп. Ж и зн ь
ускори лась, у ж есточ и л ась, вот и п оявился „и н дастри эл ". А мы д ви -
немся дальш е.
«ТЕХНО»
С ам ое загадочное и сам ое трудное для ан ал и за
направление. М узы ка эта н астолько м н огообраз-
на, что сам черт ногу слом ит.
Н ачнем с сам ого простого: tec h n o dan ce, e u ro -
cheese, pop tec h n o .
.. H e сл ы ш ать этой м узы ки вы
просто не могли, она звучи т и з всех щ елей. „2 U n -
lim ited", „ M a ste rb o y “ , „La B ouche" — не хочет-
ся трати ть врем я и м есто на п еречи сл ен и е всех
ее героев. П ласти н ок вы пуш ено столько, что хвати т на бл и ж ай ш ее
десяти л ети е. П ри н ципиальное отл и чи е от других „d ance": 140 уда-
ров в минуту. Д о п оявлен ия „техно" тан цевальн ы й ритм бы л не вы ш е
12 0 ударов — возм ож н о, п оэтом у те, ком у за три дц ать, с равны м ус-
пехом не воспри н и м аю т ни „2 U n lim ite d “ , ни А ф екса Т вина. Если с
„техн о" сн я ть его п оп сово-тан ц евальны й н ал ет, получим очен ь не-
плохую м узы ку, прим еры — „T he Prodigy'" и .
.G rid".
В се остал ьн ое та к н азы ваем ое „техн о" — это к л убн ая тан ц евал ь-
ная м узы ка, р асп адаю щ аяся на м н ож ество ручейков, протоков и о т-
водны х кан алов, которы е разл и ч аю тся р и тм и чески м и ню ансам и. В ы -
п ускает эту м узы ку м н ож ество н езави сим ы х ф ирм .
Д и -дж еи , клубы , н аркотики и „техн о" (я бы добави л ещ е ком пью -
тер ) — вещ и н еразры вн ы е, вся со в р ем ен н ая техн окул ьтура о сн о ва-
на на их си н тезе, порож даю щ ем н езаб ы ваем ы е ощ ущ ен ия. О б этом
зн аю т как бы все. только все как бы д елаю т вид. что на сам ом деле
это как бы и не так.
О дним их первых клю чевы х п онятий этого нап равлен ия стал „рэйв"
(rav e). Э то не только х ар а к те р н а я м узы ка с п ери оди чески м удвоен и -
ем ритм а на п остоянной д ол б еж н ой осн ове. Э то ц ел ая кул ьтура —
оп ять ж е ди-дж еи, клубы , н аркотики. С егодн я „ р э й в “ окон чательн о
умер, а все „кислотны е" поклонники суеверн о от него открещ иваю тся.
С лово „хаус" (h o u se ) п оявилось гораздо ран ьш е, чем „техн о". В
80-е годы на передовы х западны х д и ско теках д и ск-ж о кеи , крутя ви-
нил.
п ы тали сь вн ести в этот процесс эл е м ен т тв о р ч ес тва : д обавл ял и
новы е ри тм и чески е л и ни и , м икш ировали куски м узы кальн ы х п рои з-
веден и й, сэм п лы из ф ильм ов. П олучалось и рлан дское рагу, иногда
вполне съедобное. В конце 80-х ди -дж ей ски е м иксы н ач ал и п ользо-
ваться п оп улярностью , „house m usic" прочно у тв ер д и л ас ь как одно
из сам ы х модных м узы кальны х нап равлен ий .
С появлен ием „техно" ф игура ди-дж ея стал а пои сти н е культовой,
одн ако задача его изм енилась. В еселы е прим очки уш ли в прош лое,
отн ы не вы сш ая ц ель ди-дж ея — создать у „ки слотн ой" п убли ки (то
есть публики, наглотавш ейся в больш инстве своем соответствую щ и х
ст и м у л ято р о в ) оп ределен ное н астроен и е, вогн ать зал в тран с. И н те-
ресн о. что все это по-преж нем у н зы вается „хаус". Д и -дж еев сегодня,
ч естн о ск а зать, уж е д евать некуда, и число их растет. С ам ы е з а с л у -
ж ен н ы е — П ол ван Д ай к. К арл Кокс. Л оран Г арнье, С вен В ат и ещ е с
десяток-другой имен, у каж дого свои вкусы, своя специализация. М н о-
гие сп раведл и во предпочитаю т не п ускаться в дебри „техн о", а сл у -
ш ать м иксы лю бим ы х ди-дж еев, в том числе и русских, благо для под-
д е р ж ан и я нуж н ого ритм а больш ого ума не надо.
С и зрядн ой долей обобощ ения и допущ ений м ож н о ск а зать, что
б ы вает tribal tec h n o (м и н и м али стское „техн о", очен ь п оп улярное в
А м ер и ке, за п и сы в ает ся ф и рм ам и „W arp R eco rd s“ . „F re sh F ru it" ),
p rogressive tech n o (дей ствительн о прогрессивное и не м енее поп уляр-
ное направление, его записы ваю т „G uerilla R ecords“ , „Lim bo R ecords",
„ Ju n io r B o y 's O w n “ ), h ardcore tec h n o (1 8 0 ударов в м инуту — это
о ч е к ьб ы с тр о . зап и сьф и р м „ S tren g th R ecords“. „R otterdam R ecords"),
обы кновен н ое „техн о", столь лю бим ое больш инством ди -дж еев (вы -
п ускается „E ye Q /H a rth o u s e " . „M usikm an". „B ush" и м ногими дру-
гими ф ирм ам и грам записи и их п одразделен иям и ), и ещ е м ного-м но-
го разн ы х „техн о".
И з н а и б о л е е м одны х в п о сл ед н е е в р е м я о т в е т в л е н и й н а з о в у
ju n g le — d ru m 'n 'b a s s . О тл и ч ается яростны м б рейкб итовы м ритм ом
(к с та ти , ес ть ещ е отд ельн ое b re ak b ea t te c h n o ) с м и н и м ал и стски м
м у з ы к а л ь н о м о к р а с о м . Е сл и р и тм у к л а д ы в а е т с я в 4 / 4 — э т о
„ д р ам 'н 'б ас ". а если нет — то. скорее всего, „д ж ан гл ". О дной из п ер-
вых его зап и сал а ф ирм а „S ub-U rban R eco rd s", хотя сей ч ас эт о т сти ль
так поп улярен , что д аж е „B M G " и „L ondon" вы пускаю т очен ь хоро-
ш ие пластинки.
Н еобы кн овенн о п ерспекти вн ое и п ри ятн ое д л я уш ей н ап рав лен и е
„техн о“ — это „э й си д д ж аз" (acid ja z z ). П ал и тр а и сп о л н и тел ей к рай -
не разн ообразн а — от ди-дж еев, работаю щ их с д ж а зо м , до о ри гин аль-
ных и сп олн ителей дж аз-рока с эл ектр о н н о -си н тезато р н о й основой.
С ам ая и н тересн ая, но не сам ая х ар а к те р н а я на сегодня эл ектрон н ая
м узы ка. „ Э й с и д д ж а з“ н астолько м н оголи к, ч то вы дели ть какого-то
одного его представителя озн ачало бы н езаслуж ен н о обидеть несколь-
ко д есятко в других.
Н ельзя не уп ом ян уть о „тр ан се" (tra n c e ) — ещ е одном н ап равле-
нии электрон н ой м узы ки, которое т а к ж е о тн о с и тся к „техн о" и и зн а-
чально бы ло п редн азн ач ен о не для тан цую щ их, а скорее, для п утеш е-
ствен н и ков. не боящ и хся эксп ер и м ен то в . С ей ч ас это т огромны й м у-
зы кальны й пласт слож н о втиснуть в рамки ли ш ь одного сти ля „транс".
Н есм отря на вечны й ритм , сл у ш ат ь уж е и н тересн о. М ногое из вы хо-
дя щ его на „ A stra lw o rk s" , „ C le o p a tra " , „ H y p n o ty c ". „ P la n e t D og"
(„ M a m m o u th " ) достой н о п ри стального вн и м ан и я, хотя и отд ает по-
рой ком м ерчески м душ ком . О б р а зе ц ран н его „тр ан са" — „C osm ic
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
59
предыдущая страница 60 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 62 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст