%
в
в
т
>
є
л
/
і '?
б
ш
э
т
о
.
.
.
МУЗЫКА
г і і і і
Л егче найти оранж евого верблю да, чем чел овека без п р едуб еж де-
ний. Еще и поэтому охватить весь соврем енны й м узы кальны й мир еди-
ным взглядом — задача очен ь сл о ж н ая . М ало того, что зан ят и е это
напоминает попы тку п ознаком и ться со стран ой , не вы ходя и з вагона
поезда, так ведь ещ е и каж ды й м елом ан захочет броси ть в ав тора к а-
мень: одних, понимаеш ь, н езаслуж ен н о вознес, других вообщ е не упо-
мянул. О днако л оция по соврем енной м узы ке п р ед н азн ач ен а д л я н а-
чинаю щ их, а н и как не для опы тны х м о реп л авател ей . У верен , что в
каж дом м узы кальном н ап равлен ии вы оты щ ете своих соб ствен ны х
лю бим цев и кум иров. Э то гораздо и н тересн ее, чем сл ед овать чуж ом у
вкусу. У читесь п лавать, господа!
РОК
Если на другие м узы кальн ы е н ап равлен ия (н ап ри м ер, на „техн о")
страны Европейского эконом ического сообщ ества оказы ваю т хоть ка-
кое-то в ли ян и е, то в рок-м узы ке основны е собы ти я п роисходят, как и
преж де, в В ели кобри тани и и С оединенны х Ш татах. П ричем главны е
музыкальны е сцены мира сегодня ж и вут достаточно обособленно друг
от друга, что очень обл егч ает наш рассказ.
Б РИ Т А Н СК И Й РО К
С оврем енн ая бр и тан ская п оп улярн ая м узы ка,
или „брит-поп" (brit-pop). н аходится под си л ьн ей -
ш им вли ян и ем 60-х годов — „The B e a tle s“ , „R ol-
ling S to n e s “ и т. д.
Группы .
.B lur“ и „O asis" — главны е ф игуры со-
врем енного брит-попа. В отли чи е от своих пред-
ш ествен н и ков братья Г аллахеры и Д эви д А лбарн
спокойно ходят по улицам , пью т пиво и не вы зы -
ваю т у толпы истерического аж и о таж а. Рок из см ы сла ж и зн и п р евр а-
ти лся для многих в подобие зан и м ательн ой игры — что-то вроде „М о-
ноп оли и “ . И хотя ти раж и альбом ов очен ь вн уш и тельн ы е, всеобщ ее
сум асш естви е 6 0 -7 0 -х п овториться уж е не см о ж ет, да это и не н у ж -
но. С копивш ую ся энергию м ож но зап росто вы пл есн уть 8 какой-ни -
будь ком пью терной ст р ел я л к е вроде „D oom ".
Н о вернем ся к наш им героям . И „B lur“ , и „O asis", и наступаю щ их
им на пятки .
.B lu e to n es", „ S u p e rg ra ss“ , „D odgy“ и проч. н азы ваю т
„м анчестерской вол н ой ” . Их песни порой не отли чи ш ь от „битлов-
ских" ш едевров. Н о все ж е ч у вствуется си льн ое вл и ян и е ан гл и й ско-
го постпанка 80-х — „T he C u re". „The S m ith s", „P u lp “ . Р еал и и сего-
дняш него д ня вы раж аю тся в б ол ее ж естком , иногда грязн оватом с а -
унде и легко узн аваем ы х отголосках „б рей кби та" (b reak b e at, ри тм и -
ческая основа многих электрон н ы х долбилок. заи м ствованн ая из хип-
хопа). В эту ж е ком панию , но с больш ой поправкой на ирландскую
специф ику, м ож но вклю чить и „T he C ran b e rries". .
.E verybody E lse Is
D oing It. So W hy C an 't W e?" — так н азы вал ся первы й альбом „К лю -
квин". „В се д елаю т это. почему бы и нам не п оп робовать?" — это не
о сексе, это о рок-м узы ке. О бо всей рок-м узы ке 90-х годов. Т очнее не
скаж еш ь.
Б олее своеобразн ую м узы ку, не и сполненную ностальгии по в р е-
м енам м и н уш и м (п о к р ай н ей м ере, т а к о й о т к р о в е н н о й ) и граю т
„C h arlatan s". „S u ed e ". „E la stic a ” . „P rim al S c re a m " и у ж асн о модные
сегодня „C hem ical B ro th ers", „Х им ические братцы " — великолепны й
пример соединения рок-музы ки с брейкбитом и электрон н ы м и н ова-
циями. „E lastica" ж е зан ял а м есто м алои звестн ой у нас, но чр езв ы -
чайно важ ной для ан гли йского рока группы „ S tra n g le rs". Э то ж е н -
ский вокал с мощ ной гитарной поддерж кой.
С оверш енны м особняком от всей этой тусовки стои т „T he F u tu re
Sound of L ondon“ . Э ту группу часто о тн о с ят к „тех н о “ , но она п ер е-
росла все сти левы е рамки и сп раведли во беси тся, когда ее пы таю тся
втиснуть в какое-нибудь м узы кальн ое н ап равлен и е. В своих ал ьб о -
мах „FSO L " акти вн о и сп ользует сэм плы . К стати, сэм пл — п он ятие
клю чевое для всей соврем ен н ой м узы ки: это сп особ загн ать в ком пь-
ю тер (или си н тезатор, что сегодня почти одно и то ж е ) какой-нибудь
звук и затем делать и з него черт зн ает что. „F S O L " сэм п л и р у ет все,
от классики до политических ком м ентариев. По сравн ен и ю с этой м у-
зы кой вся о стал ьн ая каж ется какой-то древн ей и прон аф талин енн ой .
Х отя стучащ и е барабан ы и ж у ж ж ащ и е гитары всегда н айдут своих
верны х ры царей, ед и н ствен н ое ж ел а н и е которы х — чтобы погромче
да п ож естче.
В сякая попы тка за л е зт ь д альш е и коп н уть гл убж е п овл еч ет за со-
бой созд ан и е опуса объем ом в весь „А удио М агази н ", поэтом у пере-
берем ся, пока не поздно, п о т у сторон у А тлан ти ки .
А М Е Р И К А Н С К И Й РО К
С казать, что А м ерика 90-х д ала миру много ин-
тересн ы х групп, зн ач и т не с к а за т ь ничего. Г лав-
ное н ап равлен ие, подаренное ею в эти годы, — ны-
не подохш ий „грандж " (g ru n g e ), корни которого
в панк- и рок-м узы ке 70-х. Н а и б о л е е зам етн ой
грандж евой группой бы ла и, видимо, навсегда ос-
та н етс я „N irv an a", а главны м героем гран дж а, в
свою очередь, — К урт К обейн. В одной ком пании
с ними „ S o u n d g ard en ", „P earl J a m " , „ S to n e T em ple P ilo ts", „B eck“ ,
„A lice In C h ain s", „ S m a sh in g P u m p k in s" и други е, м ен ее и звестн ы е
ребята. Все вы ш ли из грандж а, все сейчас пы таю тся как-то р азви вать-
ся д альш е, и ни у кого это толком не п олучается. Б елы м и воронам и
(но все ж е воронам и) в этой ком пании вы глядят группы .
.R age A gainst
T he M achine" и „G arbage". П ервая слиш ком ш умна и агресси вн а. В то-
рая ум еет п и сать катастроф и чески хорош ие песни. „G arb a g e" с не-
сравн ен н ой Ш ирли М эн сон — одна из главны х и очень п опулярны х
групп А м ерики, хотя вы пусти ла пока единственны й альбом . П одож -
дем второго.
О собой поп улярн остью в А м ерике п ол ьзуется панк в чистом виде,
сегодня, правда, ещ е более ж естки й и агрессивны й. Главны е герои —
„ G ree n d ay ", „O ffspring".
О тн оси тел ьн о новый сти л ь „хардкор" (h a rd co re) — си м би оз п ан -
ка. рока и хип-хопа. Г руппу .
.B iohazard" м ож но см ело н азвать белы м
м етал л и чески м рэпом . П ож алуй , у всех п редставителей хардкоров-
ской (и не тол ько) волны — „B ad B rains", „M inor T h re a t", „A gnostic
F ro n t" и, к стати , „W hile Z o m b ie“ — си л ьн ая тяга к том у, чтобы не
петь, а им енно „р эп о вать“ . В ри тм и ческой основе все более с е р ьез-
ные позиции зан и м ает брейкб ит.
Ч ерн ы е товари щ и н ем ало поработали во сл а ву новой м узы ки. И
зд ес ь мы вплотную подходим к очередн ом у новом у поветрию .
f f [
I
у I
и
о
РЭП — ХИП-ХОП
П оп улярн ость рэпа огром на, а в С оединенны х
Ш татах просто переш ла все разумные пределы. М у-
зы кальны й радио- и телеэф ир буквально заби т рэ-
перами — стиль, что назы вается, на гребне волны.
Р ан ьш е подобную м узы ку определяли как „хип-
хоп" (hip-hop), „рэп ом " (ra p ) н азы вали сам реч и -
тати в. Т еп ер ь ж е словом „р эп “ чащ е обозн ачаю т
ж ан р в целом, а „хип-хоп“ отн осится, скорее, к его
м узы кальн ой осн ове. Р эп и хип-хоп су ть одно и то ж е.
С огласн о л еген дам , рэп возн и к в тю рьм ах. К райне м узы кальны е
по своей природе негры не могли долго ж и ть б е з м узы ки и ритм а — и
соч и няли свои скороговорки, и сп ользуя в к ач естве акком пан ем ен та
л о ж к и , м и ски , та б у р етк и и п рочие предм еты тю рем ного обихода.
В первы е хип-хоп п ояви л ся в „больш ой" м узы ке в 1984 году, когда
вы ш ли альбом ы групп „R un D M C " и „W hodini". П обы в какое-то вре-
мя в моде, сти л ь ти хо сош ел обратн о в гетто, чтобы в 90-е годы р ас-
ц вести пы ш ным цветом.
С егодня рэп. как у ж е бы ло сказан о , безум н о п оп улярен у м олоде-
ж и , причем не тол ько ам ери кан ской и. уж конечно, не только ч е р -
ной. Н а мой взгляд, в рэп е гораздо больш е того, что м ож но н азвать
м узы кой, чем во всей соврем ен н ой ал ьтер н ати в е: во-первы х, рэперы
п редл ож и л и миру нечто н овое, д о сел е н еслы хан н ое, а во-вторы х, не-
что эм оц и он ал ьн ое и и скрен н ее.
Р эп очен ь кон кретен : все вещ и н азы ваю тся своим и им енам и. П лох
тот альбом , на котором не сто и т „п редуп реж ден и е для роди телей " о
58
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
предыдущая страница 59 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 61 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст