МУЗЫКА
Сыграл не ту ноту, издал некрасивый звук, „разъехался" с дру-
гими музыкантами оркестра —
все эти недостатки хорошо замет-
ны. из-за них звукорежиссер останавливает звукозапись или пе-
реписывает плохо сыгранные фрагменты и т. п. Назовем эти по-
грешности
звуковыми.
Чуть не то настроение, не совсем та интонация или динамиче-
ский оттенок и т. и. —
и в результате при, казалось бы, технически
совершенной игре (то есть без звуковых погрешностей) эстети-
ческая организованность эмоционального содержания музыки
разрушается. Намерение музыканта-иснолнителя перестает до-
ходить до слушателя или понимается им неправильно. Назовем
эти погрешности
музыкальными.
И. Стравинский назвал их „лож-
ным в исполнении“23. Ложное в исполнении вкрадывается в душу
слушателей незаметно, разрушая музыкальные образы. Резуль-
тат этого один - исчезает вовлеченность в прослушивание, а у
мало знакомых с настоящей музыкой слушателей возникает ее
отторжение, и чаще всего навсегда.
* * *
Теперь, когда мы рассказали о том. что такое музыка (что в ней
главное) и как влияют на ее восприятие погрешности исполне-
ния, можно сформулировать минимальные требования, выполне-
ние которых необходимо для того, чтобы передача через тракт за-
писи - воспроизведения музыки любого жанра была полноцен-
ной. Требования эти следующие:
1) интеллектуальное содержание музыки должно передаваться
ясно
и
точно
(точность, например в части детонации звука, обес-
печивается современной техникой звукозаписи; ясность обеспе-
чить труднее, но ее недостаток при посредстве памяти
частично
восполняется внутренним слухом; ясность также заметно повы-
шается при улучшении стереофонического разрешения);
2) тембры должны сохранять богатство, насыщенность, телес-
ность, узнаваемость и чистоту, а главное,
натуральность (утл-
ваемость и чистота тембров легко обеспечиваются средствами со-
временной звукозаписи, однако улучшение звучания по этим при-
знакам не столь важно, так как внутренний слух легко воссоздает
утраченное. Насыщенность, телесность и натуральность тембров
передать важнее, поскольку эти качества внутренним слухом не
восстанавливаются; с другой стороны, обогащение тембров, как
оказалось, достигается в основном за счет правильной передачи
характера звукоизвлечения, а также улучшения пространствен-
ного впечатления);
3) все оттенки эмоционального содержания музыки, все разно-
образие чувств должны передаваться
полно,
а также
точно
(пре-
жде всего в смысле чистоты интонации и отсутствия в ней ложно-
го). Главное, не следует забывать, что погрешности передачи эмо-
° См.:
И. Стравинский.
Диалоги. Л., „Музыка“, 1971. с. 293.
ционального содержания музыки внутренним слухом не восста-
навливаются.
Выполнение первого требования контролировалось звукоре-
жиссерами (в тракте звукозаписи), тогда как второе требование
находилось под контролем звукофилов (но только в тракте вос-
произведения: до звукозаписи их просто не допускали). Навер-
ное. поэтому прогресс в передаче звукозаписью тембров музыкаль-
ных инструментов незначителен, а в некоторых случаях даже „от-
рицателен". И все же выполнение первых двух требований с по-
мощью современных технических средств возможно, так как дос-
тижения в этой области поддаются классическому субъективно-
му и даже, частично, объективному контролю. Гораздо сложнее с
субъективной оценкой
полноты
и
точности
передачи эмоциональ-
ного содержания музыки. К сожалению, при сравнении разных
аудиосистем ощущение неодинаковой передачи ими эмоциональ-
ного содержания остается в основном на подсознательном уров-
не. Это ощущение обычно проявляется как желание слушать му-
зыку через один аппарат н нежелание
через другой. Чтобы бо-
лее основательно разобраться в ощущениях, связанных с переда-
чей через аудиоаппаратуру эмоционального содержания, на са-
мом деле уже давно требуется участие психоаналитиков, но до
этого никто из известных мне авторитетов еще не додумался. Мо-
жет быть, как раз из-за потерь эмоционального содержания при
звукозаписи музыкальное исполнительство развивалось в лож-
ном направлении, ориентируясь в основном на точную передачу
музыкального текста.
Почему оперу и инструментальную музыку в конце XIX и на-
чале XX века любили н ценили самые широкие слон населения —
ремесленники, мясники, булочники н т. д. (кстати, вспомните, как
в фильме „Музыкальная история“ соседки по коммунальной квар-
тире, собравшись на кухне у своих примусов, с упоением слуша-
ют замечательного тенора Говоркова —
С. Я. Лемешева)? Прежде
всего благодаря богатству души, широте воображения, особой
энергетике музыкантов того времени. 11ри этом исполнители безу-
пречно владели своим музыкальным инструментом, не допуская
в исполнении ложного, а если это случалось, то открытая в про-
явлении своих чувств публика забрасывала горе-артиста гнилы-
ми помидорами и тухлыми яйцами, после чего он исчезал с эстра-
ды навсегда. Сейчас, когда хорошо звукоизолированная студия
записи надежно защищает музыканта от публики, когда любой
неточно сыгранный музыкальный фрагмент может быть перепи-
сан сколько угодно раз и вмонтирован в фонограмму, собранная
из кусочков (а часто из отдельных звуков) запись утрачивает эмо-
циональное содержание, а значит, не может нести слушателю кра-
соту музыкального произведения. Интересно, что ни звукорежис-
серы, ни продюсеры, ни сами исполнители и даже меломаны в
основной своей массе не заметили, как король стал
голым.
ПЕРИОД
ВРЕМЕНИ
ЭРА
ЗВУКОЗАПИСИ
ТРАКТ
ЗВУКОЗАПИСИ
ОБЪЕКТИВНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ
ЗАПИСИ
СУБЪЕКТИВНОЕ
КАЧЕСТВО
ГРАМЗАПИСИ"
1898-1924 Акустическая грамзапись
(на 78 об/мин.) Лидеры
„Gramophone". „Phonotipia“,
„Columbia*. „Pate“
и др
Рупор, концентрирующий звуковую
энергию
, акустомеханический
рекордер, восковой.диск. т
. е. первый
оригинал (электроника отсутствует)
полоса 150-4000 Гц
(в лучших записях
100-7000 Гц);
Б/М=30-35 дБ*
Великолепная ясность, хотя и
с нарушениями тонального
баланса, тембры
натуральные, богатые на СЧ
и обед-
ненные на краях АЧХ
. заметна окраска, эмоциональное
содержание передается полно и
точно, шум
заметен
,1924-1932 Электрическая грамзапись
(на 78 об/мин ). Лидеры
:
„HMV“, „V
ictor". „Columbia*.
„Teletunken“. „E
lectrola" и
др.
Угольный (или динамический)
микрофон, все усилители ламповые,
электромагнитный рекордер,
восковой диск (ООС
отсутствует)
полоса 30-10000 Гц
.
8/Ы=35-40 дБ
Великолепная ясность, тембры
натуральные, богатые
на НЧ
и СЧ
(на ВЧ
обеднены), эмоциональное
содержание передается точно, но менее полно, чем
прежде, шум
не беспокоит
1933-1948 Электрическая грамзапись
(на 78 об/мин ). Лидеры
: „HMV*
.
„V
ictor*. „EM
I*
. .Columbia".
„Teletunken*. „Electrola*. .
Dec ca', .Paria phone' и
др
Ленточный(-ые) (иногда конденса-
торный-ые)) микрофон(-ы). все уси-
лители на лампах, электромагнитный
рекордер, лаковый диск
(ООС
в усилителях до 10 дБ)
полоса 30-12000 Гц;
Б/Н=40-45 дБ
Хорошая ясность, тембры
натуральные, на НЧ
и
СЧ
менее богатые, чем
прежде (на 84 так же обеднены
,
как и
раньше) эмоциональное содержание передается
точно, но не так полно, как раньше (особенно в части
динамики), шум
не беспокоит
1948-1957 Монофоническая грамзапись
(LP
на 33 об/мин.) Лидеры
:
„Columbia" и
др.
Ленточный(-ые) (иногда конденсатор-
ный(-ые)) микрофон(-ы), все усилители
и
пульт на лампах, аналоговый магнито-
фон, электромагнитный рекордер, лако-
вый диск (ООС
в усилителях до 20 дБ)
полоса 30 -12000 Гц;
Б/И=45-55 дБ
Не очень высокая ясность, тембры
натуральные, но
обеднены
во всем диапазоне частот, эмоциональное
содержание передается точно, но еще менее полно, чем
прежде, шум
не беспокоит
1958-1963 Стереофоническая грамзапись
(LP
на 33 об/мин). Лидеры
:
„RCA
V
ictor'. „ЕМГ
. „Columbia“,
„HMV“, „London“. „A
tlantic" и др.
Ленточные (или конденсаторные) микрофоны
(от 2 до 5). все усилители и
пульт но лампах,
аналоговый магнитофон, электродинамический
рекордер, лаковый диск
(ООС
в усилителях до 20 дБ. в рекордере 12
дБ)
полоса 30-15000 Гц;
8/Ы=55-60 дБ
Ясность СЧ
и
ВЧ
очонь хорошая, звучание на НЧ
слегка
рыхлое, тембры
натуральные и
богатые на СЧ
и ВЧ
.
эмоциональное содержание передается точно, но по
сравнению
с предыдущим
периодом
недостаточно полно,
особенно в части динамики и
энергичности
1964-1977 Стереофоническая грамзапись
(LP
на 33 об/мин ) Лидеры
:
„Deutsche Grammophon", „Angel".
„Decca”. „CBS* и др.
Многомикрофонная техника, все усилители
и пульт на транзисторах и
микросхемах, анало-
говый магнитофон (при записи), 2 аналоговых
магнитофона (при сведении), электродинами-
ческий рекордер, лаковый диск
(ООС
в усилителях до 50 дБ, в рекордере 12
дБ)
полоса 30-20000 Гц;
8/М“55-60 дБ
Ясность заметно хуже, тембры
не совсем натуральные и
слегка обеднены
, эмоциональное содержание передается
неполно и недостаточно точно, особенно в части
интонации, динамики и энергичности
1978-1983 Стереофоническая грамзапись
(LP
на 33 об/мин.) Лидеры
:
„Telarc“. „Deutsche Grammophon",
„CBS". „Philips" и
др.
Миогомикрофонная техника, все усилители и
пульт на транзисторах и
микросхемах, циф-
ровой магнитофон (при записи). 2 цифровых
магнитофона (при сведении), электродинами-
ческий рекордер, медный диск
(ООС
в усилителях до 50 дБ. в рекордере 12 дБ)
полоса 20-20000 Гц;
8/14=55-65 дБ
Ясность та же. что и в предыдущий период (в басу
улучшилась), тембры
ненатуральны
(синтетичны) и
ободиеиы
, эмоциональное содержание передается
неполно и
неточно
*
Отношение сшиал/шум, выраженное в децибелах.
•*
Сравнение везде идет с предыдущим
периодом
,
56
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
предыдущая страница 57 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 59 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст