МУЗЫКА
К аж д о м у м у зы к а л ь н о м у и н струм ен ту, с к а ж е м ск р и п к е , ги таре,
л ю т н е и т. п., св о й с тв е н х ар а к те р н ы й , л е г к о у гад ы в ае м ы й и при
и зм ен ен и и вы соты зв у к а тем б р . Н е к о то р ы е р а зл и ч и я в те м б р е, и
п р еж де всего но красоте, м о ж н о у сл ы ш а ть , д а ж е с р а в н и в а я з в у ч а -
н и е разн ы х и н стр у м е н то в о д н о го вида.
К о м п о зи то р в п р о ц есс е о р к е с т р о в к и св о его п р о и зв е д е н и я , с о -
четая з в у ч а н и я р а зн ы х и н с т р у м е н т о в , с о зд а е т н о в ы е , ч а с т о н е -
о б ы ч н ы е тем б р ы , в ко т о р ы х и н д и в и д у а л ь н о с т ь о т д е л ь н ы х и н с т -
р у м ен тов, к ак п р ав и л о , у т р а ч и в а е т с я . Х о р о ш о з а п о м и н а ю щ и е с я
о р к ес тр о в ы е те м б р ы м о ж н о у с л ы ш а т ь в п р о и зв е д е н и я х Б е т х о в е -
на, Б р ам са, Э л л и н гт о н а и др.
В аж н о то, ч то чу в ств ен н о е с о д е р ж а н и е м у зы к и (т е м б р ы ) с п о -
соб н о д о с та в л я ть с в о ео б р а зн о е н ас л а ж д ен и е н е за в и с и м о о т д р у -
гих ее со ставл яю щ и х .
Т ем бр м у зы к а л ь н о го и н стр у м е н та, и зм е н е н н ы й а к у с т и к о й с т у -
д и и , а у д и о а п п а р а т у р о й 15 и л и ч е м -н и б у д ь ещ е, с л у ш а т е л ь в п р о -
цессе п о д со зн ател ьн о й д е я т е л ь н о с т и (с у ч а ст и е м п ам я ти и в н у т-
рен н его с л у х а ) ч а сти ч н о в о с с т а н а в л и в а е т 16 17
*
*
*
*
— н о т о л ь к о п о сл е т о -
го, как у зн а л з в у ч а н и е э т о го и н с т р у м е н т а . Г лавн ы м п р и зн а к о м ,
которы й п о м огает у зн а т ь его зв у ч а н и е , о к а зы в а е т с я сов сем н е с о -
став о б е р то н о в (к а к м н о ги е д у м а ю т ), а х а р а к т е р з в у к о и зв л е ч е н и я
(п р еж д е всего в м о м ен т а т а к и з в у к а ). В н у т р ен н и й сл ух м о ж е т в о с-
со зд ать и то, что у тр ач ен о в о р к ес тр о в о м тем б р е, к о гд а в п ам я ти
сл у ш ател я и м ее тся э т а л о н зв у ч а н и я э т о й и л и а н а л о ги ч н о й н о тем -
б р а л ы ю м у п оч ер ку м у зы ки . И все ж е в н у т р е н н и й с л у х п р о е ц и р у -
ет в со зн ан и е л и ш ь
призраки
те м б р о в - те л есн у ю их красоту, н а -
сы щ ен н ость, б о гатство и н а т у р а л ь н о с т ь он не в о с ста н ав л и в ае т.
3.
Эмоциональное содержание
м у зы к и
э т о
эстетически орга-
низованные'1
д у ш ев н ы е п ер е ж и в а н и я м у зы к а н т а -и с п о л н и т е л я , к о -
торы м и он за р я ж а е т и н т е л л е к т у а л ь н о е со д е р ж а н и е м у зы к а л ь н о -
го п р о и зв ед ен и я .
И с п о л н и т е л ь к ак бы у ч а ст в у ет в т а и н с т в е - н азо вем его о д у -
ш евл ен и ем н отн о го те к ст а м у зы к а л ь н о го п р о и зв ед ен и я .
К онечно, ком п ози тор, преж де чем зап и сат ь м у зы к у н отам и, п р о -
и гры вает ее вн у трен н и м сл ухом и о б я за те л ь н о о д у ш е в л я е т с в о и -
м и п ер е ж и в а н и я м и (н азо ве м эт о ав то р ск и м и сп о л н ен и ем ). О д н а -
ко нотн ы й те к ст техн и ч еск и не в с о с то я н и и о т р а зи т ь п е р е ж и в а е -
м ы е автором м у зы к ал ьн ы е эм оц и и . О н м ож ет л и ш ь р ассказать (п о д -
сказать и сп о л н и тел ю ), о к ак и х чув ств ах в этой м у зы к е и дет речь, и
таки м образом
спровоцировать
их во зн и к н о в ен и е у и сп о л н и тел я .
В с в я з и с эти м у м е с т н о с л е д у ю щ е е с р а в н е н и е : е с л и и н т е л л е к -
т у а л ь н о е с о д е р ж а н и е — э т о с т р о е н и е м у зы к и ( е е п л а н ), т е м б р —
е е т е л о , то э м о ц и о н а л ь н о е с о д е р ж а н и е — е е д у ш а .
Ч тобы в ы р ази т ь д у ш у м у зы к и , и н ач е го в о р я , эс т е т и ч е с к и о р г а -
н и зо в ать с о п р я ж е н н ы е с т е к с т о м м у зы к и ч у в ств а, и с п о л н и т е л ю
Б огом д а н о и сп о л ь зо в ат ь сл е д у ю щ и е средства:
— и н то н ац и ю (н е зн а ч и т е л ь н ы е и зм е н е н и я во в р е м ен и вы соты
зв у к а и л и х ар а к те р а со зв у ч и й ):
— д и н ам и ч е ск и е о т т е н к и (п л а в н ы е , п р и м ер н о о т 0,3 д о 3 д Б , и з-
м ен ен и я гро м ко сти зв у к о в во вр е м ен и ):
— р и тм и ч е ск и е о тт ен к и (н е зн а ч и т е л ь н ы е и зм ен ен и я р и т м а во
вр е м ен и );
— те м п (в зя т ы й им в со о т в е т с т в и и с о б о зн ач е н и е м в н отах, и л и
б о л ее б ы стр ы й , и л и б о л ее м е д л е н н ы й );
он м о ж ет д е л а ть и с п о л н е н и е ж и в ы м и эн е р ги ч н ы м (э т о , с к о -
р ее всего, в ы р аж ае тся ч е р ез и зм е н ч и в о с т ь м у зы к а л ь н ы х з в у к о в
во вр е м ен и "1).
'' Имеются в виду только линейные искажения.
16 См.:
Е. Г. М. Элкин
.З в у к и изображение. М„ „Связь“, 1978, с. 310.
171 Іонятне „эстетическая организованность“ используется нами как мера каче-
ства интерпретации музыкальногопроизвеления. В отличие от неопределяе-
мых точно понятий музыкальной эстетики, таких как „эстетическое совер-
шенство", „эстетическая ценность“ и т. и., предложенная мера претендует на
більшую объективность, поскольку выносит :іа скобки фактор субъективных
предпочтений, то есть устраняет наступившего ценителям музыки на уши
легендарного медведя. Термин „организованность“ означает целесообразное
объединение элементов в систему, которое не зависит от субъективной точки
зрения, поэтому он отличается от понятия „порядок” (см. указанный сборник).
“ См. „АМ“ № 1 (6 ) 96, с. 47.
И с п о л ь зу ю тс я т а к ж е и д р у г и е с р е д с т в а 1“.
П е р еч и сл е н н ы е ср е д с т в а в ы р а ж е н и я п р ед о с та в л я ю т и с п о л н и -
те л ю п р аво д е л а т ь е д в а о щ у т и м ы е (в п р ед е л ах з о н ы “ ), н о все ж е
о т с т у п л е н и я о т те к с т а м у зы к а л ь н о го п р о и зв е д е н и я , ко т о р ы е тем
не м ен ее всегда о ст аю тс я п о д ч и н е н н ы м и эт о м у тексту. И ещ е: та к
к ак эм о ц и о н а л ь н о е с о д е р ж а н и е м у зы к и р о ж д а етс я и с п о л н и т ел ем
к а ж д ы й р а з з а н о в о , э т и о т с т у п л е н и я о т т е к с т а н е п о в т о р и м ы .
И м е н н о и з-за н еп о в т о р и м о с ти и с п о л н е н и я , и наче, и з-за о т с у т с т -
ви я в п ам я ти с л у ш ат ел я э т а л о н а з в у ч а н и я и с к а ж е н н о е и л и у т р а -
ч е н н о е п р и з в у к о в о с п р о и з в е д е н и и э м о ц и о н а л ь н о е с о д е р ж а н и е
м у зы к и вн у тр ен н и м сл у х о м
не восстанавливается2'.
В о сст ан о в -
л е н и ю п р е п я т с т в у е т т а к ж е г л у б о к о п о д с о з н а т е л ь н ы й х а р а к т е р
в о с п р и я т и я м у зы к а л ь н ы х эм о ц и й .
Е сли те л о (т о есть те м б р ы ) м ож ет заи н тер е со в а ть зв у к о ф и л а 22 в
о тр ы в е о т д р у ги х со ставл яю щ и х м у зы к и (п р и эт о м он д а ж е не д е -
л ае т п о п ы ток за гл я н у т ь в д уш у сам ой м у зы к и ), то и н тел л ек ту л ь-
ная и эм о ц и о н ал ьн ая со ставл яю щ и е о б р а зу ю т е д и н о е ц елое, в к о -
тором второе п росто не м ож ет су щ ество в ать б е з п ервого. Д е й с т в и -
т е л ь н о , к о м п ь ю т е р н о е и с п о л н е н и е п р о и зв е д е н и й в е л и к и х к о м -
п о зи торов - Б аха, М оцарта, Б етховен а - не д о л ж н о во в л е ч ь в п р о -
с л у ш и в а н и е , и н ас ы щ ен н ы й са м ы м и ж и в ы м и и н т о н а ц и я м и вой
м ар т о в ск и х котов вр я д л и трон ет д уш у м ел ом ан а. О б ъ я с н я е т с я это
тем , ч то сл у ш ат ел ь м ож ет охвати ть и со х р а н и ть в п ам я ти эм о ц и о -
н ал ьн о е со д ер ж ан и е м узы ки , а та к ж е о ц ен и ть его о р ган и зо в ан н о сть
т о л ь к о ес л и он о см ы сл и вает уп оряд очен н ость ее эл ем ен тов.
М о ж н о п о дум ать, что есл и к о н тр о л и р у ем о е м ы ш л ен и ем в м у -
зы к е всегда у п о р яд о ч ен о , то ее э м о ц и о н ал ь н о е с о д е р ж а н и е и р р а -
ц и о н а л ь н о , х ао ти ч н о , с п о н тан н о . Э то не так. И м е н н о тем , ч то э м о -
ц и о н а л ь н о е со д е р ж а н и е эстети ч еск и о р ган и зо в ан о , м у зы к а л ь н о е
и сп о л н ен и е т р о га е т нас, и те м б о л ьш е, ч ем вы ш е ст еп ен ь эт о й о р -
ган и зо в ан н о сти . С те п е н ь эстети ч еско й о р ган и зо в ан н о сти , к ак о к а -
за л о с ь , м о ж ет б ы ть
беспредельной.
Т ак ж е к ак п о л о тн а Л е о н а р д о д а В инчи и Р а ф а э л я , б е с п р е д е л ь -
ной э с т е т и ч е с к о й о р ган и зо в ан н о стью об л ад аю т п р о в ер е н н ы е в р е -
м ен е м и н т е р п р е т а ц и и Ф . Ш а л я п и н а , Э . К ар у зо , М . Б а т и с т и н и ,
Ф . К р е й с л е р а , А. С его ви и , А. Ш в а й ц е р а, С. Р ах м ан и н о в а, А. Т ос-
к ан и н и и В. Ф у р т в е н гл е р а . Э то т с п и с о к м ож н о п р о д о л ж и ть.
Х о тя с л у ш а т е л и и н е о со зн аю т того, что ст еп ен ь э с те ти ч е ск о й
о р г а н и зо в а н н о с т и эм о ц и о н а л ь н о го со д ер ж ан и я м у зы к и я в л я е т -
ся к р и т е р и е м к ач ес тва и с п о л н и т е л ь с к о й и н тер п р е тац и и , те м не
м ен е е о н и п о л ьзу ю тс я и м на п од со зн ател ьн о м у р о вн е, у в е р ен н о
п р е д п о ч и т ая о д н о го и с п о л н и т е л я другом у. И н те р ес н о , ч т о в 20
3 0 -е годы т а к и е з в у к о зап и сы в аю щ и е ф и р м ы , как ,,H M V ", „ V ic to r“
и „ C o lu m b ia“, п р ак т и ч ес к и б е зо ш и б о ч н о о п р ед е л я л и и с п о л н и т е л ь -
с к и й у р о в е н ь м у зы к а н т о в . Е сли п о к о п атьс я в к атал о гах зап и сей
э т и х ф и р м то го вр е м ен и , то о б н ар у ж и т ся, что п р и м ер н о 80% з а -
п и сей с т а л и эт а л о н а м и и с п о л н и т ел ь ск о й и н тер п р е тац и и и т о л ь -
ко 20% о к а за л и с ь д а н ью м оде.
Е сл и эм о ц и о н а л ь н о е со д е р ж а н и е м у зы к и м о ж ет б ы т ь в ы со к о
о р га н и зо в а н н ы м , то стан о в и тс я п о н я т н о й и с к л ю ч и т е л ь н о в аж н ая
р о л ь и сп о л н и т ел ь ск о го
мастерства.
М ас тер с тво — эт о н е т о л ь к о
у м е н и е то ч н о в о с п р о и зв о д и ть т е к с т м у зы к а л ь н о го п р о и зв е д е н и я ,
н о и с п о с о б н о с т ь п о л н о и то ч н о д о н е с т и д о с л у ш а т е л я э м о ц и о -
н а л ь н о е со д е р ж а н и е м у зы к и .
І іе х в а т к а м ас те р ств а у м у зы к а н т а -и с п о л н и т е л я всегда за м е т н а
о п ы т н о м у с л у ш ат ел ю и о тм е ч а етс я и м к ак п о гр еш н о с ти в и с п о л -
н е н и и .
191Ісрсчиеленіше средства выражения музыкальных эмоций могут быть пере-
даны в полосе частот от 100 до 5000 Гц.
29 Концепцию зонной природы музыкального слуха см. веб.: И. А. Гарбузов -
музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.
21
Эмоциональное содержание музыки может бы ть воссоздано только при
воспроизведении записи музыкального исполнения и только в объеме того,
на что способна эта запись. Частичное восстановление эмоционального со-
держания с помощью памяти и внутреннего слуха может наблюдаться, когда
до прослуш ивания записи на обычной аудиоаппаратуре вам удалось ее про-
слушать на более совершенной (в смысле полноты и точности передачи эмо-
ционального содержания музыки).
11е подумайте, что под словом „звукофнл" я здесь имею в виду „некрофил“.
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
5 5
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст