МУЗЫКА
- рожденное композитором интеллектуальное содержание му-
зыки;
рожденные композитором и исполнителями с помощью му-
зыкальных инструментов краски музыки (ее тембры);
рожденное исполнителем (исполнителями) по подсказкам
композитора3 эмоциональное содержание музыки.
Этот подход позволяет не только отслеживать качество звуча-
ния в терминах предложенного нами ранее словаря, но и, имея
накопленный человечеством опыт понимания сущности музыки,
заглянуть в свое подсознание, другими словами, „расшифровать"
наш отклик, который представляет собой различные проявления
глубинных реакций мозга на
неполную
или
неточную
передачу му-
зыки через аудиоаппаратуру.
Именно такой подход был положен в основу тестового диска и
предопределил необычность выбранного звукового и музыкаль-
ного материала, а также использованных нами технических
средств звукозаписи.
КОНЦЕПЦИЯ ТЕСТОВОГО КОМПАКТ-ДИСКА (часть I)
Разработанный нами тестовый диск включает три раздела:
1) испытательные сигналы для
объективистов,
то есть тех, кто
придерживается точки зрения: „Мы слышим только то, что изме-
ряем". Испытательные сигналы включают „розовый" и третьок-
тавный шумы, синусоидальные сигналы и т. п.;
2) звуки (в том числе музыки) для
звукофилов.
В этот раздел
включены современные стереозаписи, сделанные мною в лучших
концертных залах Санкт-Петербурга с применением двухмикро-
фонной техники. Эти записи могут служить для исследования ва-
шей аудиосистемы на
достоверность
звукопередачи н'для оценки
легкости
восприятия музыкальных звуков:
3) музыка для ее ценителей
меломанов.
Этот раздет предна-
значен для проверки способности вашей аудиосистемы
полно
и
точно
передавать содержание музыки5
6, а в случае удачного
результата - для пробуждения у вас скрытой до этого способно-
сти испытывать
вовлеченность,
слушая настоящую музыку. Раз-
дел включает звукозаписи замечательных произведений музы-
кальной классики в исполнении прошедших испытание временем
великих
музыкантов, чьи первичные записи были сделаны на грам-
пластинки в период с 1910 но 1934 год.
Почему
старые
звукозаписи лучше всего подходят для провер-
ки того, как аппаратура передает содержание музыки? Причину
на первый взгляд необычного выбора записей следует искать в
природе самой музыки и в психологии музыкального восприятия.
В порядке ликбеза я уже знакомил читателей журнала с некото-
рыми положениями7 этой почти научной теории, поэтому, не тра-
тя слишком много времени на общие рассуждения, обратимся к
трем главным составляющим музыки.
1.
Интеллектуальное содержание
музыки - это созданная твор-
ческим трудом композитора
упорядоченность
8 музыкальных звуков
(то есть звуков, характеризуемых высотой, длительностью и гром-
костью). В теории музыки (по Б. В. Асафьеву) упорядоченность по-
нимается как кристаллизация музыкальной формы-процесса9.
Некоторые исполнители интеллектуального склада, например
поздний Глен Гульд, в процессе интерпретации музыкальных про-
изведений часто выявляют (например, с помощью акцентирова-
ния) не раскрытую композитором до конца упорядоченность зву-
ков музыки.
5 Эти подсказки вы найдете между строк нотного текста музыкального про-
изведения.
6 Приношу извинения за всех объективистов (то есть наиболее цивилизо-
ванную часть человечества), которые, опираясь па строго научную теорию
линейных и нелинейных искажений, так и не смогли объяснить меломанам,
какими параметрами определяется полная и точная передача музыки через
аппаратуру.
5 См. „АМ" № 3 (4) 95, с. 66-71.
8 Понятие „упорядоченность“, или „порядок“, употребляется тогда, когда мно-
жество элементов и отношения между ними попадают в поле зрения созна-
ния (см.: Исследования по общей теории систем. Сб. под ред. В. Н. Садов-
ского. М., „Прогресс“. 1969).
11
Б. В. Асафьев.
Музыкальная форма - как процесс. Л., 1971.
У х о р о ш и х к о м п о зи т о р о в у п о р я д о ч е н н о с т ь м у зы к а л ь н ы х з в у -
к о в ч а с т о с о з н а т е л ь н о з а м а с к и р о в а н а в р а с ч е т е н а н е о ж и д а н -
н о сть
и м е н н о н е о ж и д а н н о с т ь а к т и в и зи р у е т в н и м а н и е с л у ш а -
те л ей , их сп о с о б н о с ть с р а в н и в а т ь , с о п о с та в л я ть , у д е р ж и в а т ь в п а-
м я ти п р о ш л о е и н ас то ящ е е, п р е д в о с х и щ а ть р а зв и т и е м у зы к а л ь -
н ы х с о б ы т и й в б у д у щ ем и т. п.
П ри со зд а н и и м у зы к а л ь н о го п р о и зв е д е н и я , т о ес ть в п роц ессе
у п о р я д о ч и в а н и я м у з ы к а л ь н ы х з в у к о в , к о м п о з и т о р и с п о л ь зу е т
сл е д у ю щ и е сред ства:
— м ел о д и ч е с к и е (в ы б о р с е р и и сл е д у ю щ и х д р у г за д ругом и н -
т е р в а л о в 10);
— гар м о н и ч е ск и е (о б ъ е д и н е н и е з в у к о в в с о зв у ч и я и з а к о н о м е р -
ное р ас п о л а ган и е их в той и л и и н о й п о сл е д о в а т е л ь н о с ти );
р и тм и ч е с к и е (в ы б о р в р е м е н н ы х со о т н о ш е н и й м еж д у сл е д у ю -
щ и м и д р у г з а д р у го м зв у к а м и ),
а т а к ж е д и н а м и ч е с к и е к о н тр асты , ф р а зи р о в к у , а к ц е н т и р о в а н и е
и д р .11.
В аж н о , ч то и н т е л л е к т у а л ь н о е с о д е р ж а н и е м у з ы к и п о д д а е тс я
то ч н о й ф и к с а ц и и в н отн ом тексте, п о сл е к о т о р о й сто м о ж е т
озву-
чить
к о м п ью тер б ез у ч а ст и я м у зы к а н т а -и с п о л н п т е л я .
К о гд а и н т е л л е к т у а л ь н о е с о д е р ж а н и е м у з ы к и в о с п р и н и м а е т
п о д го то в л е н н ы й с л у ш ат ел ь (н ап р и м ер , м у зы к а н т , ч и т а ю щ и й п а р -
т и т у р у ), у н его в о зн и к а е т ч ув ств о о б о зр и м о ст и п о р я д к а , ц е л е с о -
о б р а зн о й п о д о г н а н н о с т и всех зв у к о в , о щ у щ е н и е в о з в ы ш е н н о й
ч и с то й кр асо ты . О н о с р о д н и чувству, к о то р о е мы и сп ы т ы в а ем , с о -
зе р ц а я п р и р о д н ы й к р и ст ал л . Н с с л у ч а й н о в п и ф а г о р е й с к о -п л а т о -
н о в ск и х п р е д с т а в л е н и я х зак о н ы к о см о са (га р м о н и я м и р а ) о п р е -
д е л я л и и со о т н о ш е н и е зв у к о в в м узы ке.
У н еи ск у ш ен н о го с л у ш ат ел я то ж е в о зн и к ает о щ у щ е н и е гар м о -
н и и м у зы к и , но о н о остается на п о д со зн ател ьн о м у р о в н е, а с о з н а -
н и е л и ш ь см у т н о у л а в л и в а е т ее аб стр а к тн у ю красоту. То, ч т о в у п о -
р я д о ч е н н о ст и з в у к о в д л я сл у ш ат ел ей ес ть вы сш ая красота, о с т а -
ет ся н ер а зга д а н н о й тай н о й .
.. И м е н н о с эт о й та й н о й с в я за н о д л я
н ас в е л и ч и е Б аха, М о ц ар та, Б ет х о в ен а и м н о ги х д р у ги х з а м е ч а -
т е л ь н ы х к о м п о зи т о р о в .
Е сл и п р и п р о с л у ш и в а н и и м у зы к а л ь н о го п р о и зв ед ен и я о т д е л ь -
н ы е зв у к и не у л а в л и в а ю т с я (и з -з а н едостаточн ой
ясности
з в у ч а -
н и я и л и и с к а ж е н и й и ш у м а), вн у тр е н н и й сл у х 17 сл у ш а т е л я в м е-
ст е с о с л у х о в о й п а м я т ь ю сп особен ч а сти ч н о в о с с та н о в и ть у т р а -
чен н о е. С п о с о б н о с т ь н е т о л ь к о восстан ови ть, но и к ак бы „сы г-
рать" в н у тр е н н и м сл у х о м м у зы к а л ь н о е п р о и зв ед ен и е хор о ш о р а з -
в и т а у м у зы к а н т о в б л аго д а р я их си с тем а ти ч е ск о й р аб о те с н о т -
н ы м те к ст о м . У о б ы ч н о го с л у ш ат ел я зам а ск и р о в ан н ы е п ом ехам и
и л и и с к а ж е н н ы е зв у к и м у зы к и та к ж е в о с с та н а в л и в а ю тс я в н у т -
р ен н и м сл у х о м , но т о л ь к о когда м у зы к а л ь н о е п р о и зв е д е н и е х о -
р о ш о зн ак о м о , то е с т ь к о гд а
порядок (гармония)
в этом п р о и зв е д е -
н и и ем у п о н ятен .
2.
Чувственное содержание музыки.
К н ем у в п ервую о ч е р ед ь о т -
н о с я т те м б р ы . Д л я сл у ш а т е л я тем б р ы
это в о с п р и н и м аем ы е ч у в -
с т в е н н о к р а с к и з в у к о в м у зы к и . Т ем бры не о с м ы с л и в а ю т с я 13, хотя
и н а х о д я т о тр а ж е н и е в со зн ан и и как ф и зи ч е с к а я р еа л ьн о с ть, н а -
п р и м ер , как со л н еч н ы й свет. В то ж е врем я су щ ес тв у ю т п р и зн а к и
те м б р а, к о т о р ы е н е д о х о д я т д о со зн ан и я с л у ш а т е л я , а в ы зы в аю т
л и ш ь н е я с н ы е о щ у щ е н и я - и тем не м ен ее их в о зд е й с т в и е м о ж ет
б ы ть о ч е н ь с и л ьн ы м . Н о об это м б у д е т р а с с к а за н о о тд ел ьн о .
В о сп р и н и м а ем ы е м н о го о б р ази е н к р ас о та т е м б р о в 14 м у з ы к а л ь -
н ы х зв у к о в о п р е д е л я ю тс я их гар м о н и ч е ск и м и ш у м о в ы м с о с т а -
вом . ф о р м а н т ам и , и зм е н е н и я м и з в у к о в во в р е м ен и (н а п р и м е р , в
п р о ц есс е их ат ак и и з а т у х а н и я и л и д е й с т в и я хчЬгаЮ ) и а к у с т и к о й
п о м е щ е н и я , в к о то р о м з в у ч и т м узы ка.
10 Интервал
расстояние между двумя различными но высоте звуками.
11
Интеллектуальное содержание музыки можно передать полностью в по-
лосе частот от 40 до 5000 Гц.
17
Внутренний слух
способность к ясному мысленному представлению (по
нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодий и гармонических
построений целых музыкальных пьес (что-то вроде дисплея компьютера).
13 Тембры иногда „осмысливаются", но только объективистами.
" Все многообразие тембров музыки можно передать в полосе частот от 8 до
20000 Гц.
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
5 3
предыдущая страница 54 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 56 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст