AM.
Н екоторы е инж енеры считаю т, что
трудн ее всего с о в м е ст и т ь две х а р а к т е -
ристики звучани я АС: локали зац и ю о бр а-
зов ин струм ентов в простран стве и пра-
вильный тональны й баланс (в это понятие
входит и протяж ен н ы й н и зкочастотн ы й
ди апазон ). Если бы вы при ступали к р а з-
работке АС наивы сш его качества, без ог-
лядки на затраты , как бы вы стали реш ать
эту задачу?
Д. В.
И сходя из опы та наш ей фирм ы .
„W ilson A udio“, точная локализац ия и пра-
вильный тональны й баланс вовсе не яв л я-
ю тся взаим оисклю чаю щ им и свой ствам и
АС. Да, соблюдение обоих этих требований
к звучанию требует огромны х усилий на
этапе
разработки
и полноценного управ-
ления процессом
производства,
которое
гарантировало бы идентичность изделий.
Другой вопрос, что когда АС расставляю т-
ся в комнате, начинаю т взаим одействовать
с замкнуты м объемом, с отраж аю щ им и по-
верхностями. баланс меж ду тональной пра-
вильностью, точностью локализации и вос-
произведением низких частот действитель-
но становится хрупким.
П риступая к разработке АС. м ы в первую
очередь тщ ательно определяем для себя, ка-
ково их назначение, где и как их будут слу-
шать. Важны культурные особенности слу-
ш ателей. особенности комнат прослуш ива-
ния. Затем создается
архитектура
АС, со-
ответствую щ ая этим потребностям.
Громкоговорители
отбираю тся на осно-
ве безукоризненно измеренных параметров
и результатов прослуш иваний.
Раздели-
тельные фильтры
моделирую тся, из моде-
лей отбираю тся лучш ие, затем идет сборка
и настройка изделия. Именно на основе про-
слуш иваний я настраиваю , подбираю на
слух номиналы элем ентов фильтров. В об-
щих чертах такой подход используется при
разработке всех наш их АС.
AM.
Вернемся к историческим персп ек-
тивам. М ож ете вы сравнить времена п реж -
ние и нынеш ние: в каких конкретно обла-
стях аппаратура high end улучш илась — и
улучш илась ли она?
Д. В.
Что касается истории, то я пы тался
уговорить Д ж она Гордона Х олта из ж урн а-
ла „ S tereo p h ile" собрать несколько ком -
плектов, в которых были бы представлены
успехи каж дого десятилетия, и показать их
на его выставке. В одной комнате стояли бы
лучш ие образцы годов с 1962 по 1965. в
другой — лучш ая аппаратура 1972-1975 го-
дов и так далее — вплоть до комнаты с са-
мым современны м комплектом. И в каждой
комнате мож но было бы слуш ать один и тот
ж е м узы кальны й м атериал. Д умаю , те, кто
пришел в high end не так давно, будут пора-
жены услыш анным. М ногие удивятся тому,
насколько велико м узы кальное удовлетво-
рение. доставляем ое комплектом середины
60-х. несмотря на все его бесспорны е недо-
статки. Уверяю вас, что многих
очевидных
недостатков комплекта середины 60-х годов
в ком плекте середины 70-х уж е нет. Но
вполне вероятно, что последний м енее му-
ИНТЕРВЬЮ
зы кален, ведь в его составе транзисторная
аппаратура, ее первы е образцы .
Д ля обобщ ения попробуем сравнить луч-
ш ие образцы аппаратуры high end 1962 го-
да с тем , что мы имеем в 1996. В 1962 году
производителей аппаратуры мож но было
пересчи тать по пальцам , и их зн ал каж ды й
любитель. О ткровенно говоря, сегодня у нас
переи збы ток производителей и торговы х
м арок. Вы бор вои сти н у ош ел о м л яет, но
ведь есть немало компаний, которые не в со-
стоянии поставить на долж ны й уровень ра-
боту с покупателем и обслуж и ван и е про-
данной аппаратуры .
Бросив ж е ретроспективны й взгляд на за-
писи, сделанны е в 1962 году — в том числе
и мною, — приходиш ь к вы воду, что основ-
ной целью в 1962 году бы ло получить с за -
писи естественное звучани е акустически х
инструментов, сейчас же, сдается мне, стре-
м ятся получить с записи приукраш енную
или
раже синтезированную
картину реаль-
ности.
В 1962 году людей привлекало музы каль-
ное искусство, исполнители и их творче-
ски е и н тер п р етац и и . С егодн я, к аж е тс я ,
главное вним ание обращ аю т на р азв л ек а-
тельную сторону музыки.
В 1962 году было достаточно легко опре-
делить, какие характеристики аппаратуры
необходимо улучш ать. С каж ем , нуж но бы -
ло расш ирить диапазон воспроизводимы х
частот. С. Х егеман наглядно продемонстри-
ровал пользу этого подхода в своих уси ли -
телях „C itation". В езерс — в головках зв у -
косн им ателя. Н еобходим о было сн и ж ать
гармонические искаж ения: они были зам ет-
ны и легко изм ерялись даж е в лучш их уси-
л и тел ях вроде „M aran tz M odel 9". В рабо-
чей полосе частот коэф ф ициент гармоник
составлял от 0,3 до 1% . Н уж но бы ло до-
биться высокого и частнотнонезависим ого
разделения каналов в головках звукосним а-
теля. В то время разделени е каналов голо-
вок звукосним ателя на средних частотах со-
ставляло 2 0 -2 5 дБ, но на высоких частотах,
в области В Ч -резон анса иглы, падало до
10 дБ и ниж е.
Видно, что в 70-х и начале 80-х годов раз-
работчики и промы ш ленность упорно рабо-
тали над преодолением этих недостатков.
В то ж е время устранение отдельны х сла-
бых мест, улучш ение конкретны х парам ет-
ров на деле во многих случаях ум еньш ает
„м узы кальность“ аппаратуры .
В настоящ ее время сущ ествует масса ап-
паратов, в которых со многих точек зрения
достигнуты вы даю щ иеся результаты . Тем
не менее в разных отраслях индустрии high
end потеряно представление о том, как до-
биться
значимого
у л у чш ен и я. У лучш е-
ния — лю бы е — теп ерь даю тся все т я ж е -
лее. Ещ е больш его труда стоит развить му-
зы кальны е достоинства аппаратуры , осо-
бенно если мы. разработчики, будем руко-
водствоваться разумным принципом „не на-
вреди“ , то есть не станем отказы ваться от
достиж ений в одних важ ны х характеристи-
ках ради соверш енствования других — ина-
че это толчение воды в ступе, дорога в ни-
куда. С каж ем , есть группа разработчиков
(назовем ее „ретрогруп па“ ), которая упо-
вает на однотактны е усилители на электро-
вакуумны х триодах. Б езусловно верно, что
однотактны е триодны е усилители сумели
верн уть нам некоторы е „музы кальны е" ка-
чества, которы е в соврем енной аппаратуре
чащ е всего утрачены . Но старинн ая схем о-
техни ка, при м еняем ая сейчас, чащ е всего
отбрасы вает м н ож ество
действительно
улучш аю щ их звук реш ений, которы е най-
дены за последние три десяти лети я.
В 1962 году многие сами собирали ап п а-
ратуру из им евш ихся в продаж е конструк-
торских наборов. Чтобы правильно отрегу-
ли ровать прои гры ватель грам пластинок,
требовалось немало времени, умения и вни-
м ания. Теперь мало кто уходит в это с голо-
вой. М ы покупаем аппаратуру так ж е. как
прочие потребительские товары ,п одсоеди-
няем нуж ны е кабели, вклю чаем в сеть — и,
как правило, все готово. О т былой увлечен-
ности сотворением аудиосистем почти ни-
чего не осталось.
Во многих обл астях произош ли зн ачи-
тельны е улучш ения. Н априм ер, долж ного
уровня соврем ен н ы е разр аб о тки , касаю -
щ иеся электрон ики, кабелей и, особенно,
акустических систем, обязательно учитыва-
ют, как аппаратура передает временные из-
м енения в сигнале. В конструировании АС
незам еним ы м помощ ником оказались сис-
темы С А П Р, особенно при отборе громко-
говори телей и технологий изготовления
диф ф узоров, корпусов и их материалов.
И все ж е меня все больш е тревож ит от-
ход от требований искусства, в течение мно-
гих столетий делавш его ж изнь человечест-
ва богаче и насы щ еннее. — именно оно,
собственно, и дало толчок рождению аудио-
аппаратуры high end 3 0 -4 0 лет назад.
Во многих областях человеческой д е я -
тельности сначала рож дается идея, которая
затем воплощ ается в ж изнь. Я считаю , что
слово „high end“ — в применении к чему хо-
тите: часам, скакунам , автом обилям — о з-
начает вы сш ее благородство, чи стоту и за -
верш ен ность
идеи,
и сп о л н ен и е которой
долж но быть максимально четким, правиль-
ным. элегантным, долж но приносить насла-
ж дение.
35 лет назад мир аудио поставил перед со-
бой возвы ш енную цель — передавать ис-
кусство, но окончательно она так и не дос-
тигнута.
С оврем енная техника и технологии даю т
нам в руки такие средства исполнения идеи,
что м ож но только зави довать. Вопрос —
что исполнять?
М не к аж ется, что сей час возм ож ности
воплощения
high end находятся в поисках
достойной
идеи.
О
перевод с английского
С. Таранов
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
37
предыдущая страница 38 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 40 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст