ВИТРИНА
но благодаря их страсти к дорогой ан-
партуре Процветает аудиопроизводст-
во и развивается „хай-энд“.
Для
м е л о м а н о в
худож ественное,
творческое восприятие музыки — не-
отъемлемая часть жизни. Они предпо-
читают слушать музыку интимно, в
одиночестве, как правило отключая
при этом дверные и телефонные звон-
ки. Прослушивают музыкальное про-
изведение обязательно целиком, а слу-
чайный перерыв действует как стресс.
Меломаны вживаются в звучание сво-
ей аппаратуры, адаптируются к его не-
достаткам и перестают их замечать.
Все это происходит благодаря той са-
мой „вовлеченности“, которую способ-
ны испытывать только меломаны. Они
редко меняют аппаратуру, даже когда
могут себе это позволить. Известно
много случаев, когда меломаны, имею-
щие прекрасную аппаратуру класса
„хай-энд“, не расстаются со старин-
ными граммофонами и пластинками.
Они прекрасно отдают себе отчет в
том, что интонационное богатство ста-
ринных акустических записей вокала
часто теряется в современном „супер-
аналоге“ и тем более на компакт-дис-
ке.
Если ауднофильство (любовь к зву-
ку) держится на интеллектуальном
анализе звучания, то меломания, как
большинство „маний“, связана с дея-
тельностью подкорковых областей
мозга, основана на подсознательных
процессах. Такой человек независимо
от своей воли попадает во власть му-
зыкального образа, вызывающего у не-
го наслаждение, а иногда и эйфорию.
Современная теория эмоций4 счита-
ет, что в подкорковых структурах моз-
га постепенно формируется устойчи-
вый образ-шаблон эстетического вос-
приятия, медленно эволюционирую-
щий по мере накопления и развития
слухового опыта. В этом процессе по
внутренней петле обратной связи идет
непрерывное спонтанное сравнение
музыкальной информации с внутрен-
ним образом. Максимальное наслаж-
дение и вовлеченность достигаются в
том случае, если развитие мелодиче-
ских линий и последовательности гар-
монических структур в музыкальном
произведении непрерывно чередуют-
ся как ожидаемое и неожиданное. Ес-
ли все предугадыватеся, то музыка ста-
новится скучной, если все неожидан-
но, то она воспринимается как случай-
1
Из отечественных источников можно ука-
зать книгу П. В. Симонова „Теория отраже-
ния и психофизиология эмоций“ (М„ 1970).
ный раздраж аю щ ий набор звуков.
П римерно такое же раздражаю щ ее
воздействие оказывает плохое испол-
нение музыкальны х произведений.
П оэтому меломаны обы чно имеют
сравнительно узкий круг жанровых и
исполнительских пристрастий. Этот
круг может эволю ционировать, ме-
няться, но он редко расширяется и ес-
ли и обновляется новыми жанрами и
произведениями, то, как правило, из
него выпадают, забываются прежние.
Потому и новые творческие приемы
музыкальной выразительности (доде-
кафония, алеаторика, пуантилизм )
трудно даются традиционным мелома-
нам старой закалки.
Аудиофилы же, наоборот, любят со-
временную музыку за ее эффектность,
за способность удивлять и ошелом-
лять слуш ателя своей неожиданной
структурой. Следует сказать несколь-
ко слов об особенностях наших мело-
манов, воспитанных советскими ис-
кусствоведами. Музыка у нас всегда
была жестко связана с политикой, мас-
сы нужно было держать в строгих рам-
ках социалистической идеологии. По-
этому вводились абсурдные запреты
на определенные жанры и произведе-
ния. А для того чтобы в необходимо-
сти этих мер убедить трудящихся, по-
надобилась большая армия лекторов-
искусствоведов. Слушать беседы о му-
зыке стало модой, а у некоторых лю-
бителей (как правило, „глухих“) пере-
росло в потребность. Тогда и родились
целые серии воспитательных абоне-
ментных концертов, часто с посредст-
венными исполнителями и трудно со-
вместимыми с реальными потребно-
стями слушателей программами. По-
явились люди, регулярно посещающие
навязанные им абонементные концер-
ты и лекции. В культурном сознании
произош ла подмена прямого музы -
кального эмоционального образа се-
мантическим, сознательным, влучшем
случае — литературным. Тем самым
подавлялась способность слушателей к
непосредственному восприятию музы-
ки, и их было легче оградить от „неже-
лательных“ произведений, созданных
талантливыми авторами.
Такой метод общения с музыкой, ес-
тественно, не является порочным, но
он „обкрадывает“ любителя музыки,
уменьшая степень наслаждения, заглу-
шая эмоции и выдвигая на первый
план интеллект. При таком рассудоч-
ном слушании в сознании начинают
возникать параллельные образы-ре-
курсии, загружающие мозг дополни-
тельной информацией и притупляю-
щие прямое эмоциональное воспри-
ятие.
Третья группа приверженцев музы-
ки (наконец-то и до них добрались),
филофонисты, — это коллекционеры
фонограмм, у них много общих черт с
филателистами. Движет ими интерес
к редким и модным записям, часто не
имеющим музыкально-художествен-
ной ценности. Например, грам пла-
стинка известного джазового пианиста
Арта Тейтума, играющего в нетрезвом
виде, никакой художественной ценно-
сти не представляла, но стоила значи-
тельно дороже других его пластинок,
за нею гонялись коллекционеры всего
мира. Та же примерно судьба у серии
грампластинок Дюка Эллингтона, не
разрешенных им к выпуску из-за не-
удачного исполнения, но выпущенных
после его смерти.
К аудиоаппаратуре филофонисты
непридирчивы, она служит у них в ос-
новном для того, чтобы демонстриро-
вать наличие раритетов.
По посещаемости концертных залов
на первом месте находятся меломаны,
за ними следуют аудиофилы — слу-
шать „живой“ звук им необходимо, —
и на последнем месте филофонисты.
Но жизнь прекрасна своим коварст-
вом: и истинный меломан может уст-
ремиться за престижной аппаратурой,
и породистый аудиофил вдруг окажет-
ся эмоционально потрясенным музы-
кой в талантливом исполнении. Спо-
койнее всего филофонисты, многие из
них попросту музыкально глухи.
*--*-•*
Мы думаем, что в какой-то мере зна-
ем склонности и пристрастия своих
„мифических“1
5 читателей и слушате-
лей, наши заключения, как правило,
адресованы и к аудиофилам, и к мело-
манам. К аудиофилам мы обращаемся,
рассказывая о характере звучания ап-
паратуры, для меломанов описываем
наши художественные эмоции, если их
вы звала музыка, воспроизводимая
данной аппаратурой.
Наш журнал не забывает и филофо-
нистов, описывая в последнем разде-
ле новинки музыкальных записей. Для
того чтобы мы могли лучше узнать чи-
тателей, просим писать письма, самые
смелые, острые, критические.
..
©
В . З у ев
5 Выражение нашего читателя А. Яхонтова
(см. раздел „Почта“ в этом номере).
32
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
предыдущая страница 33 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 35 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст