ВИТРИНА
1—I—I—I—і
А У Д И О Ф И Л Ы ,
М Е Л О М А Н Ы ,
Ф И Л О Ф О Н И С Т Ы .
. .
КТО МЫ:
ФАНАТИКИ ЗВУКА - РАБЫ АУДИОСИСТЕМ,
ПОЧИТАТЕЛИ
МУЗЫКИ,
СОБИРАТЕЛИ
ФОНОГРАММ?
Вопрос, вынесенный в заглавие —
отнюдь не праздный —
давно и разно-
сторонне изучается как за рубежом,
так и у нас. Более тридцати лет идут
научные изыскания в Страсбургском
институте социальной психологии под
руководством
А браама М оля*
1.
В
С анкт-П етербургском
Н И И ком -
плексных социальных исследований
проводились успешные опыты в об-
ласти музыкальной психологии докто-
ром наук В. Е. Семеновым. В научной
секции социальной синергетики2 при
Ленинградском доме ученых вел ори-
гинальные исследования автор зтнх
строк. К этой работе были привлече-
ны профессора Санкт-Петербургской
консерватории:композитор В. П. Чис-
тяков (анализ творческих процессов)
и А. П. Милка (системно-структурный
а н ал из м уз ы кал ьн ы х и ро из веде н и й ).
Проведя большое количество про-
слушиваний с использованием разно-
образной аппаратуры, в различных за-
лах и аудиториях, наблюдая за „немой“
(мимической) реакцией слушателей и
анализируя результаты „живых" бесед,
мы кое-как все-таки познали нашу
аудиторию и составили для себя обоб-
щенные „портреты “ определенны х
1
И з п ереведенн ы х у нас раб от см., н ап ри м ер:
А. Моль.
С о н и о д и п а м н к а к у л ь т у р ы . М „
„П рогресс“, 1973.
1
С и н ер гети ка - н ау ка о са м о о р ган и за ц и и ,
повелении п эв о л ю ц и и си стем . С о зд ав а л а сь
в 30-х годах наш его века к а к те о р и я с и стем , в
60-е годы Герман Х акен ввел н а зв ан и е „си-
нергетика".
групп потребителей hi-fi- аппаратуры.
Хочу заметить, что, хотя наше обще-
ство несколько отличается от „цивили-
зованного“ европейского социума, ре-
зультаты отечественных исследований
хорошо коррелируют с данными зару-
бежных ученых.
Пользуясь случаем, выражаю глубо-
кую признательность директору И н-
ститута искусствознания Российской
Академии наук доктору искусствове-
дения Алексею Комечу за „гармониза-
цию“ звуковы х трактов и активное
участие в испытаниях.
Человек — это сложная синергетиче-
ская система с многопетлевыми поло-
жительными (возбуждающими) и от-
рицательными (тормозящими) обрат-
ными связями, и строго делить людей
на группы по каким-то обобщенным
свойствам и признакам было бы весь-
ма опрометчиво. Но все-таки у каждо-
го из нас есть ведущие волевые свой-
ства-доминанты, определяющие наше
интуитивное и осознанное поведение.
Именно доминанты формируют наши
впечатления и эмоции.
Проведя соответствующую матема-
тическую обработку материалов ис-
следований1, ученые пришли к выво-
ду, что всю социальную общность лю-
:1
О б р а б о тк а р езу л ьта то в в е л а сь с и с п о л ь зо -
ван и ем м ето д а д и н а м и ч е с к и х н еч етк и х м н о -
ж еств Л о т ф и -З а д е н К ем пбелла. Р асп р о стр а-
н ен н ы й в стати сти ке ф ак то р н ы й а н а л и з здесь
н еп ри год ен .
дей, интересующихся аудиотехникой
и использующих ее, можно разделить
на три условные группы: аудиофилы
(самый многочисленный разряд), ме-
ломаны п филофонисты.
А у д и о ф и л ы
являются любителями
чистого комфортного звучания и мод-
ного дизайна компонентов звукового
тракта. Они гордятся своей аппарату-
рой, знают и ценят ее технические па-
раметры. Любят приглашать знако-
мых и друзей на коллективные прослу-
шивания. Применяют эффектные де-
монстрационные записи, используют
различные трюковые устройства: эква-
лайзеры, ревербераторы, экспандеры,
регуляторы ширины стереобазы и т. и.
Слушают музыку обычно фрагмента-
ми, в любой момент могут оторваться
и заняться чем-либо другим. Имею-
щаяся аппаратура им быстро надоеда-
ет, особенно если в звучании они за-
мечают какие-то форм альны е огре-
хи — к ним аудиофилы не могут при-
выкнуть. Нарастающее раздражение
заставляет их менять аппаратуру. А ес-
ли нет возможности заменить ее на
лучшую (в их понимании) или более
модную, то через некоторое время они
перестают ее включать. Слушание му-
зыки не является для аудиофилов жиз-
ненной потребностью, музыка — лишь
материал для демонстрации звучания.
Они воспринимают музыку корой го-
ловного мозга — рассудочно и дис-
кретно: слушают, как звучат „верха“ и
„низы“, как воспроизводятся „коло-
кольчики“, „щеточки“ и т. п. Но нмен-
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
31
предыдущая страница 32 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 34 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст