М. А. Итак, ограничение спектра
звукового сигнала частотой 15 кГц —
единственный принципиальный недо-
статок существующих систем стереофо-
нического ЧМ-вещания. Все остальные
характеристики (коэффициент гармо-
ник, уровень шумов, разделение кана-
лов и пр.) доводятся до уровня, вполне
соответствующего параметрам других
Ы-й-компонентов.
К. К. Понятно, что для получения хо-
рошего звука нужен хороший прием-
ник.
Луша. И хороший передатчик.
М. А. Вы недалеки от истины, но и
этого тоже мало. Начнем, впрочем, по
порядку.
КТО ИЛИ ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ
ВЕЩАТЕЛЯМ ВЕЩАТЬ КАЧЕСТВЕННО?
Первое.
Путь исходного сигнала (фо-
нограммы) от студии до передатчика до-
лог и тернист. Бывает так, что из сту-
дии в Питере сигнал по радиорелейной
линии (где его, кстати, с десяток раз
промодулируют) добирается до Москвы,
оттуда взлетает на геостационарный
спутник, потом спускается, например,
в радиоцентр им. Герца в городе Урю-
пинске. И уже там излучается в УКВ-
эфир передатчиком, собранным на ко-
ленках то ли лично М. А. Бонч-Бруе-
вичем, то ли клубом его последователей
водноименном университете.
К. К. Надо ли объяснять, что сигнал
на таком длинном пути может, вообще
говоря, исказиться.
М. А. А может и не исказиться, кста-
ти, если все делать с умом.
Луша. То есть как всегда у нас все и
делается.
М. А.
Второе.
С хай-эндством успеш-
но борется руками технического персо-
нала вещательное руководство. Поясню
на примере. Едет, скажем, на машине
заядлый аудиофил. Ему подавай запись
с динамическим диапазоном 30, а то и
40 дБ, что ЧМ-стереофонии вполне по
силам. Да вот мотор у машины шумит и
на улице тоже не очень тихо, в резуль-
тате приблизительно 85 дБ шума в ма-
шине наберется. Несложный арифме-
тический расчет показывает, что даже
если
рр
фонограммы проваливается под
уровень шумов, то//перекроет по гром-
кости небольшой истребитель — 125 дБ.
Чтобы такого не происходило, а глав-
ное, чтобы хорошо звучала реклама3 *
,
фонограмму компрессируют. Дина-
мический диапазон сигнала сжимается,
и теперь пик сигнала не отличается от
среднего уровня более чем на
6 - 8
или
даже 5 дБ.
Луша. Да здравствует вечное форте.
К. К. Мало того что современная тех-
ника позволяет ужать сигнал.
..
Луша. Совсем?
К. К. .
..так еще среди технических
директоров радиостанций есть любите-
3А для чего же вообще вещать? Чтобы мы со-
вершенно бесплатно слушали м узы ку?
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
ли поставить несколько компрессоров
подряд.
М. А. На то, чтобы испортить сигнал,
денег не жалеют.
.. Может быть, потому,
что руководству радиостанций такое
„ужатое“ звучание больше нравится, а
может, потому, что большую часть вре-
мени оно проводит в автомобиле.
Третье.
Технические средства радио-
вещания бывают далеки от идеала, и ес-
ли за передатчиками еще как-то следят,
проверяют их качественные параметры
на соответствие ГОСТу, то остальное
оборудование.
.. Могут вещать и с совет-
ского кассетного магнитофона.
Луша. Так нужно ли тогда покупать
хорошие тюнеры, спросит читатель.
М. А. А подумайте, ответим мы и про-
должим рассказ. Стереовещание на
УКВ для того и было задумано, чтобы до-
ставлять слушателю именно высоко-
качественное звучание. Но, конечно, с
граммофоном или проигрывателем СБ
в этом ему соревноваться трудно, поэто-
му программы радиовещания должны
быть особенные: например, трансляция
„живого“ концерта. В эфир может мгно-
венно, с колес, выйти новая запись, а по-
ка напечатают тираж граммофонных
пластинок, пока привезут в магазин —
много воды утечет.
Луша. Даже фонограммы пленумов
появлялись на пластинках не сразу.
К. К. Теперь о том, что происходит на
УКВ' у нас. На фоне „Маяка“ или „1-й
программы Всесоюзного радио“ с ежене-
дельными „концертами зарубежных ис-
полнителей“ появление „Радио Рокс“ и
„Европы плюс“ произвело эффект разо-
рвавшейся бомбы: целый день поют на
зарубежных языках. Буквально за па-
ру лет эти станции размножилась. По-
явилась конкуренция. Началась борьба
за место под солнцем. Репертуар у всех
станций одинаковый, не отличишь.
Чем можно выделиться?
Луша. Кто громче, тот и лучше — как
на базаре.
М. А. Появился на одной станции
процессор-компрессор, крутят ручки,
получили вечное форте. Теперь без ком-
прессии никто не вещает, снова сравня-
лись. Заметьте, что даже на репертуар
вещатели стали внимание обращать.
Прорыв „Европы плюс“ на забугорной
попсе сегодня пытается повторить на
отечественном материале „Русское Ра-
дио“ . В итоге попса представлена вся, и
на всех станциях — громко.
К. К. Но автомобилисты уже все
охвачены, остались нормальные слуша-
тели, не дикие, а домашние, у которых
есть условия для прослушивания. Еще
немного — и для этих слушателей (или
просто ради того, чтобы отличиться)
начнут компрессию снижать. И появит-
ся в репертуаре нормальная музыка. Та
же Марианна Фэйтфул.
1
Если строго по ГОСТу, то не У К В и ЕМ , а
диапазон О ВЧ — очень высокие частоты.
Луша. Вот тогда-то и достанут аудио-
филы припрятанную в чуланах поку-
почку — хороший тюнер.
© К . К . Н и к и т и н . М . А . Сергеев.
С обачка Л .
КАК МЫ ОТКРЫЛИ СОБСТВЕННУЮ
РАДИОСТАНЦИЮ
Оценить качество звука, слушая
эфирные программы, в принципе мож-
но. Другое дело, что занятие это небла-
годарное: конкретная композиция, вы-
бранная условной Ксенией Стриж, мо-
жет быть ею же и остановлена в любой
момент. Иногда идет в эфир непосредст-
венно запись с CD, а иногда — обра-
ботанная фонограмма с компьютера или
мини-диска. Что же в этом случае при-
кажете оценивать?
Мы решили разделить задачу на две:
1
) оценить потенциал „чистого“ ве-
щания, не замутненного безжалостным
компрессированием и рукоприклад-
ством инженеров радиостанций,
2
) оценить, насколько реализуется
данный потенциал при приеме реаль-
ных эфирных программ.
Этот великий эксперимент оказался
возможен благодаря А. В. Макарову
(„Лега“, Петербург), который предоста-
вил в наше распоряжение передатчик и
стереокодер фирмы „Elenos“5. Руко-
водил постройкой собственной радио-
станции журнала „АМ“ и ее монтажом
лично М. Сергеев. В качестве музыкаль-
ного редактора нашей радиостанции
выступил С. Куниловский, он же воз-
главил коллегию экспертов.
Режим работы передатчика обеспечи-
вал нормальный прием в непосредст-
венной близости (в радиусе до 15 м) и
отсутствие помех для остального обору-
дования. Частота несущей была выбра-
на равной 103,4 Мгц, пиковое значение
девиации — 75 кГц.
Контрольный тракт состоял из лам-
пового предварительного усилителя
„Conrad-Johnson Premier 14“, лампово-
го усилителя мощности „Audio Re-
search VT-60“, акустических систем
„Wilson WATT/PUPPY“. В качестве
источника сигнала использовался про-
игрыватель компакт-дисков „Micro-
mega Stage
6
“. Тюнеры имели однотип-
ные антенны и устанавливались в одном
и том же месте.
Чтобы решить первую, главную, за-
дачу — получить информацию о каче-
стве системы вещания, а не о звучании
конкретного тюнера, этих тюнеров было
взято много. Не все полученные резуль-
таты приведены: полный отчет занял бы
половину журнала.
Аналогичное оборудование используют,
например, „Русское радио", „Радио Рекорд“
(С-П етербург), „Деловая волна“. „Радио
Панорама“ (Москва).
АУДИО МАГАЗИН 6/1996
23
предыдущая страница 24 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн следующая страница 26 АудиоМагазин 1996 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст