РЕТРО
верное, поэтому в адрес руководства ВНИИРПА поступил до-
нос, составленный одним из работников моего сектора. В нем
утверждалось, что я враг народа, что приношу стране вред, пре-
пятствуя передовым начинаниям советской промышленности,
и т. п. Семенов вызвал меня к себе, дал почитать эту бумагу
(подписанную, кстати, еще и парторгом), затем молча при мне
порвал ее и выбросил в мусорное ведро. Жаловались на меня и
руководители заводов — разумеется, прямо в министерство —
мол, я не даю им внедрять квадрофонию. Курировавшие тема-
тику нашего института чиновники из министерства Ю. Тара-
сов и С. Кудрявцев приезжали, чтобы „разобраться“ со мной,
а я внушал им (и, как оказалось, успешно), что матричная
квадрофония — это просто „бред“, а дискретная — из-за тех-
нических трудностей записи и сохранения в канавке грампла-
стинки одновременно четырех звуковых сигналов — не имеет
будущего. В 1977 году это было пророчество, благодаря кото-
рому похороны квадрофонии в СССР удалось организовать без
отставания от Запада.
Кстати, произнося „похоронные речи“, я никогда не исполь-
зовал ярлык „не серийно-пригодно“. На собственном опыте я
убедился, что этой фразой прикрывалось нежелание заводов
делать что-то новое. Моему
поколению разработчиков хо-
рошо известно, что, даже если
предлагался безупречно отра-
ботанный по схеме и конст-
рукции опытный образец, за-
вод-изготовитель все равно
старался доказать, что изде-
лие „внедрить“ (какое слово!)
нельзя.
Созданную у нас „науку“ о
серийной пригодности я счи-
таю продуктом чисто советско-
го мышления. С ее помощью
прикрывалась „черная дыра“
— громадные пробелы и отста-
вание от развитых стран в об-
ласти промышленных техно-
логий . Здесь, мне кажется, ви-
новата даже не советская
власть. „Черная дыра“ образо-
валась прежде всего из-за то-
го, что мы, русские, сопротив-
ляемся последовательному мышлению, прощесказать — лени-
мся делать скучную работу, то есть разбивать процесс на тща-
тельно выверенные и строго следующие друг за другом опера-
ции. Именно поэтому я предлагаю считать символом отечест-
венных технологий скрещенные топор и кувалду3.
☆ ☆ ☆
Ради справедливости нужно сказать, что многие инже-
нерные проекты, которые в те времена осуществлялись во
ВНИИРПА, были неосознанной, а чаще сознательной липой.
Идеи таких проектов спускались сверху. Обычно они исхо-
дили от какого-нибудь министерского чиновника, побывавше-
го за границей и ухватившего там что-нибудь новенькое. Ко-
манды: „Повторить то-то и то-то“ — поступали регулярно. Ин-
ститут не сопротивлялся никогда, отвечая: „Будет сделано“.
Наиболее привлекательными для исполнения оказались раз-
ного рода первоапрельские шутки, помещенные в зарубежных
научных журналах. Так, институт всерьез взялся разрабаты-
вать кристаллический полупроводниковый громкоговоритель
размером с булавочную головку и диапазоном эффективно вос-
3 Не подумайте, что я имею в виде скрещенные серп и молот.
производимых частот 20-20 000 Гц, цифровой микрофон,
цифровой громкоговоритель и, конечно, головку звукоснима-
теля, которая, как таракан, должна была бегать вдоль канав-
ки неподвижной грампластинки и передавать по радио счи-
тываемую информацию.
Для тех, кому трудно вообразить, что такое цифровой гром-
коговоритель, опишу егопринцип подробно. Представьте себе
систему, которая включает 16 головок громкоговорителей (по
числу используемых разрядов цифрового кода). В процессе зву-
ковоспроизведения каждая головка излучает с частотой дискре-
тизации 44,1 кГц звуковые импульсы, амплитуда которых про-
порциональна „весу“ связанного с этой головкой разряда кода.
Предполагается, что на определенном расстоянии от системы
излучаемые (и не излучаемые) головками импульсы склады-
ваются, образуя вполне аналоговое звуковое поле, которое спо-
собно усладить слух самого взыскательного любителя музыки.
К слову сказать, за время работы во ВНИИРПА я не познако-
мился ни с одним руководителем сектора или лаборатории, ко-
торый бы всерьез интересовался музыкой.
Мне тоже было спущено задание-телеграмма следующего
содержания: „В течение трех месяцев повторить бифони-
ческую магнитолу фирмы
„JVC“. В дополнение к этому
заданию из министерства при-
слали бифоническую магнито-
лу, искусственную голову и го-
ловные телефоны со встроен-
ными электретными микрофо-
нами фирмы „JVC“. „Слава
Богу!“ — воскликнул я, когда
понял, что передо мной по-
ставлена настоящая, невыду-
манная задача. Эффект от про-
слушивания приложенной к
магнитоле рекламной кассеты
был действительно замечатель-
ным. Сидя напротив обычной
на вид магнитолы, я ощутил,
как мотоцикл объезжает меня
кругом, а самолет пролетает
прямо над головой. Это долж-
но было понравиться многим.
Для меня же это был отлич-
ный шанс показать себя на но-
вом месте. Кстати, к тому времени мне удалось существенно
обновить коллектив своего подразделения.
Помню, как мы вскрыли магнитолу и даже нашли узел, в
котором все происходит, но увидеть что-нибудь еще, кроме
двух загадочных микросхем и нескольких конденсаторов, а
тем более понять, как это функционирует, нам не удавалось.
Разгадка пришла случайно: перелистывая у себя дома статью
Шредера4, я вдруг наткнулся на функциональную схему уст-
ройства для подавления перекрестных звуковых сигналов и
очень краткое описание того, как эта схема может быть ис-
пользована, если воспроизводить через пару громкоговорите-
лей запись, выполненную с помощью искусственной головы.
Я сразу понял, что это то самое. За воплощен ием дело не стало.
Для этого сгодились обычные операционные усилители оте-
чественного производства. Демонстрация (в 1978 году) изго-
товленного нами макета бифонического процессора, как его
именовали, вызвала в министерстве большой ажиотаж. О до-
стижениях в области бифонии непонятно каким образом ста-
ло известно на „самом верху“. Помню, как меня и замдирек-
тора по науке В. Колесникова пригласили в расположенный
' Д/.
R. S c h ro e d e r.
Models of Hearing. — ТИИЭР, т. 63, №9,1975, с. 78-100.
У истоков отечественного „супер-Ы-К“ стояли неизвестные стране
сотрудники моего сектора (слева направо): В. Ефремов, Н. Власова,
И. Смирнова, Г. Кузмина, я, М. Чистяков, С. Александров. Фотография
сделана в апреле 1978 года, на Ленинском субботнике по уборке мусо-
ра на территории Каменного острова (сзади дача знаменитого инжене-
ра Гарина, который с помощью изобретенного им гиперболоида хотел,
как и мы, покорить мир).
АУДИО МАГАЗИН .5/1996
9:
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст