ПОЧТА
t t r i
ла, включающего в себя, помимо зву-
коданных, еще и данные субкода, что
и без того признается „бичом“ линии
S/PDIF. Значит, видеомагнитофону
требуется в напарники конверторе вы-
сококачественным приемником на
входе. Кроме того, в качестве источни-
ка желательно применение проигры-
вателя, на цифровой выход которого
поступает сигнал, уже усиленный его
внутренним приемником, а не пущен-
ный в обход такового, „транспорты“
же, не оснащенные приемником, вооб-
ще не годятся. Увы, большинство кон-
верторов (как и проигрывателей)
включают в себя приемники далеко не
лучшего свойства. Наиболее распро-
странены следующие приемники:
1) группа„Sony“ — „CXD1125/1130/
1135/1176“ и более „крутой“ „CXD 1081
Chipset“, применявшийся в проигрыва-
телях серии „ES“ и до сих пор успешно
применяемый рядом производителей,
использующих механику „Sony ES“
прежних лет (например, „Harman Каг-
don“);
2) „Crystal Semiconductors CS 8412“,
любимый производителями отдельных
конверторов: к сожалению, изделие ма-
лопочтенных свойств;
3) „Philips TDA 5708“, очень почитае-
мый „Arcam“, „AMC“, „Audio Innova-
tions“ и прочими любителями механиз-
мов середины 80-х, таких как „CDM 2“,
„CDM 4“ и иже с ними, — тоже малопоч-
тенная вещь. Кстати, „Arcam“ исхитря-
ется сочетать древние приемники и
ЦАПы с относительно новой механикой
„CDM9“;
4) „Yamaha YM 3623“ — его можно
встретить в каждом учебнике в разделе
примеров, что, однако, не добавляет к
нему уважения;
5) все чипы корпорации „Matsushi-
ta“. Джиттер более 600 пс гарантирован!
6) „Mitsubishi М 50421 P“ — недоро-
гая, но средняя по качеству вещь;
7) „UltraAnalog AES 21“ — самый до-
рогой, но и самый почтенный приемник.
Как можно видеть, лишь изделия
„Sony“ способны обеспечить выполне-
ние нашей задачи, если не брать в рас-
чет дорогущий „UltraAnalog“.
„Monarchy Audio“ только недавно
взялась за разработку конверторов с мо-
дулями „UltraAnalog“, в описанной же
г-ном Тарановым неудаче' виновата
„Yamaha“, а не злостный аудиовреди-
тель Пашарин — то, что имелось на вы-
ходе „Панасоника“, сравнимо с сигна-
лом „Радио Иоганнесбурга“, который
пытались принять на „Спидолу“. А слу-
чай с „Audio Alchemy DITB“ является
счастливым стечением обстоятельств
(BHyTpn-TO„CS8412“I): отменного каче-
1
См. „A M “
4 (5) 95, с. 8-9.
Ред.
ства сигнал на выходе моего „Хармана“,
мощный сигнал на выходе „JVC HR-J3-
00ЕЕ“, отменный диск, наконец. В дру-
гой раз (или с другим источником) мог-
ло и не получиться, да и то, что вы-
шло, — явно не high end.
Думаю, что с линией „TosLink“ такое
провернуть вообще невозможно, поэто-
му обладатели проигрывателей „Sony“
будут вынуждены модифицировать их
до коаксиального цифрового выхода, хо-
тя бы S/PD1F, благо те имеют отличные
приемники с джиттером на выходе ме-
нее 170 пс. Почитаемый мною [немец-
кий] инженер Миклош Свобода нашел
благодатную почву для модифика-
ций на базе приборов „Sony“ (равно как
и „Harman Kardon“, имеющих к тому
же еще и усиленные выходы S/PDIF).
Свобода уверен, что блочная компонов-
ка только вредит „сидюкам“, ибо для пе-
редачи цифровых данных требуются от-
дельные линии для двух звуковых сиг-
налов, субкода и тактовых сигналов —
всего 4, что выдерживается в проигры-
вателях „Sony“ и производных от них,
но чего нет и в помине в однолинейных
интерфейсах S/PDIF и AES/EBU, где
все передается „кучей“. Его взгляды
разделяет и председатель „Meridian“
Боб Стюарт, недавно рассказавший об
этом Сэму Теллигу для описания новой
модификации „508“-го проигрывателя
в „Stereophile“. Свобода, однако, еще в
1990 году твердил сию аксиому, только
никто не слушал. В июльском номере
„Stereophile“ взгляды Миклоша были-
таки доведены до сведения жителей
страны Микки Мауса, только вот полу-
чат ли признание?
В заключение должен успокоить тех
читателей, кои боятся джиттера в про-
цессе перезаписи, скажем, на DAT или
MD. Джиттер играет роль лишь в про-
цессе преобразования сигнала в анало-
говую форму в реальном времени. По-
этому в состав приемника „Sony CXD
1081 Chipset“, применяемого в моем
„Хармане“, входит еще и схема выбор-
ки-хранения (ОЗУ). На подобном прин-
ципе основывается также работа прибо-
ра „Genesis Digital Lens“, описанного в
июльском „Stereophile“. В процессе пе-
резаписи на DAT и MD информация пе-
реносится блоками, как в компьютере,
поэтому задержек последовательности
битов при этом не происходит. При за-
писи же на видеомагнитофон биты сле-
дуют так, как их передают источник и
кабель, в силу чего необходим опять же
хороший приемник в конверторе либо
блок подавления джиттера со схемой
выборки-хранения между магнитофо-
ном и ЦАПом. Вот такие дела.
..
P. S. „Пресловутый джиттер“ может
привести к
очень существенным
сбоям
при обработке сигнала не слишком ско-
ростным мультибитовым ЦАПом. Осо-
бенно это касается ЦАПов с динамиче-
ской подстройкой элементов в резистив-
ных цепочках, таких как древний „TDA
1541“, применяемый „Arcam“ в „Alpha
5“ и „5+“ совместно с дрянным прием-
ником „TDA 5708“. При джиттере по-
рядка 300 пс, который и наблюдается в
этом проигрывателе, „TDA 1541“ рабо-
тает нестабильно.
Р. Пашарин, Москва
★ ★ ★
Читаю ваш журнал с первого (черно-
белого) номера. Прогресс колоссаль-
ный. На сегодня „AM“ — бесспорно луч-
шее издание из занимающихся в России
культтехпросветом на ниве аудиофи-
льства. Западных аналогов у вас нет (ре-
гулярно читаю „Stereophile“, „Hi-Fi
News“, эпизодически — многие другие).
Отсутствие утомительных тестов бала-
лаек и 100-долларовых проигрывателей
CD (по 20 штук за номер), любовь к му-
зыке, а главное — умные и взвешенные
статьи, многие авторы которых извест-
ны от Москвы до самых до окраин, — это
то, что нравится в „AM“ мне и многим
моим знакомым. Нам бы очень хоте-
лось, чтобы вы не распыляли свои си-
лы и объем журнала на home theatre и
прочую недостойную аудиофила ересь.
На это существует масса других изда-
ний. Читателей у вас не убавится. По-
верьте, „AM“ и так никогда не купят
господа, ищущие результатов тестиро-
вания грошовой техники, которая оце-
нивается количеством звездочек, кре-
стиков и ноликов.
Особенно радует развитие в „AM“ руб-
рики „Сделай сам“, которую хотелось
бы видеть отдельным приложением
или, страшно сказать, журналом (пусть
даже черно-белым, тонким и на плохой
бумаге). Я сам в прошлой жизни был ра-
диоинженером, занимался конструиро-
ванием усилителей (транзисторных) и
прошел весь славный боевой путь в
борьбе с динамическими и прочими ис-
кажениями, интермодуляцией,скоро-
стью нарастания и прочими химерами,
имеющими весьма слабое отношение к
тому, ради чего все это затевалось, то
есть к музыке.
К сожалению, мое образование не
„ламповое“ (когда я учился, они „уста-
рели“), пробелы устраняются с трудом.
Тем не менее я собрал — на кухне, за
2 недели, по вечерам — усилитель г-на
Лихницкого. Вкратце подробности:
конденсаторы фильтра тайваньские;
дроссели 2 Гн из пускателей; лампы по-
добрал по 1о с точностью ±5% ; развод-
ка — провод „Kimber Kable“; от первой
лампы до входного разъема — „Асси-
phase“, кусок межблочника; припой —
„Monitor Cable“ серебросодержащий,
И Н 0 0 И 0 0 0 0 И И Н Н 0 Н 0 Н 0 0 Н 0 Н 0 0
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
7
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст