СПРАВОЧНИК
і
і
і
і
і і і
встраивается трубчатая нож ка (м ундш тук), через которую вдува-
ется воздух, попадаю щ ий затем в ниж ню ю камеру. О тсю да воз-
дух плоской узкой струей вы текает через щ елеви дное отверстие
наверх. С труя воздуха достигает места, где в стенке трубы сдела-
но окош ечко, верхняя кром ка которого, направленн ая вниз, за -
острена. Благодаря этом у воздуш ны й поток, устрем ляю щ ий ся
вверх, разделяется острой гранью надвое: одна струя поп адает в
основную ем кость грубы, другая вы ры вается в окруж аю щ ее п ро-
странство.
О сновной тон трубы зависит от того, закры т или откры т ее верх-
ний конец. Так, в закры ты х трубах основной тон им еет дли н у вол-
ны А.,, равную учетверенной длин е верхней резонирую щ ей части
трубы , то есть А.,= 41.
. Е сли верхний конец органной трубы от-
крыт, то такая труба дает основной тон на октаву выш е, дли н а его
волны X, равна удвоенной длин е верхней части трубы .
Геометрические пропорции трубы вли-
яю т на тем бр излучаем ого звука: узкие,
длин ны е трубы им ею т тенденцию завы -
ш ать тон, легко даю т вы сокие гарм они-
ки, но из них трудно извлечь устойчивы й
основной тон. Н аоборот, короткие, ш иро-
кие трубы даю т то л ь к о о сн овн ой тон,
очень бедны й обертонам и.
Д ля повы ш ения тональности звучания
органны х труб часто использую т прием,
о сн ован н ы й на яв л ен и и
п е р ед ува н и я :
при увеличении интенсивности наддува
трансф орм ируется основной тон. Если
верхн ий конец л аб и а л ь н о й грубы за -
крыт. то в результате передувания она да-
ет нечетны е гарм оники основного тона.
О ткры тая лабиальная груба при переду-
вании излучает весь ряд гармоник основ-
н о г о тона. О рганны е мастера наш ли так-
ж е простой способ искусственного повы -
ш ения тона трубы без передувания. Д ля
этого в стенке трубы делается одно или
ряд отверстий, откры вая и закры вая ко-
торы е м ож но м енять длин у воздуш ного
столба, а следовательно, повы ш ать или
п о н и ж а т ь в ы со ту и зл у ч а е м о го т о н а
(рис.
1в).
Н аряду с передуваннем этот
прием позволяет значительно разнообра-
зи ть звучани е органа.
Д ополнительное обогащ ение тембра органа происходит и за счет
образования так называемых “краевы х тонов". Ч асть воздуш ного
потока, отсекаемая острым краем окна лабиальной трубы, превра-
щ ается в вихри, имею щ ие периодический характер. Д лина волны
вихрей равна расстоянию между их одинаковы м и ф азам и, а часто-
та определяет высоту краевых тонов (рис. 2).
Т ембр язы чковы х труб органа отли чается от тем бра л аб и аль-
ных наличи ем больш ого количества обертонов, которы х мож ет
бы ть до нескольких десятков. Б блы ная их часть попадает в об-
ласть м аксим альной чувствительности слуха и приходится на вы -
сокие частоты, поэтому у язы чковы х труб тем бр субъекти вно бо-
лее “прон зительн ы й”, чем у лабиальны х. IИногда возн и кает необ-
ходимость ум еньш ить “прон зительн ость”, и тогда к язы чковы м
трубам приставляю т раструб, которы й “срезает” вы сокочастотны е
колебания.
С пектр звука язы чковы х труб но сравнению с лабиальны м и ме-
нее равномерен и имеет провалы на ряде вы соких обертонов, из-за
чего часть обертонов слы ш на хуже и звук каж ется беднее. Сущ ест-
вуют специф ические способы обогащ ать тем бр органа, усиливать
его яркость и блеск, и один из таких способов
искусственное до -
бавление обертонов с помощ ью прим енения особы х слож ны х ре-
гистров. 11ом имо этого в органе имеется ряд механических приспо-
соблений, изменяю щ их гром кость звука. Н апример, “тремулянты "
для им итации биений или специальны е заглуш енны е камеры с
дверцам и в виде ж алю зи для постепенного усилен ия или ослабле-
ния звука заклю ченны х в них труб: приоткры вая ж алю зи, мож но
м енять звуковой поток, вы ходящ ий из камер, а следовательно, и
громкость звука.
Вы сотны й ди апазон органа дости гает почти 10 октав, охваты -
вая практически весь ди апазон слы ш им ы х человеком звуковы х
частот (о т 16 Гц до 14 кГц)- Д ли н а органны х труб варьируется от
10,5-11 м д о 1 0 -1 2 мм.
К акую ж е р о л ь вы полнял орган в разны е периоды своего до л -
гого сущ ествовани я? О б органе древности известно, что он спо-
собен бы л возбудить восторг совре-
м енников. Рим и В изантия отвели
органу м есто на гладиаторских со-
стязан и ях, в придворны х торж ест-
вах, он бы л лю бимы м домаш ним ин-
струм ен том зн атн ы х граж дан. По
сви детельству С ветон и я, ри м ски й
и м п ератор Н ерон (3 7 -6 8 гг. н. э.)
лю бил проводить “часть дн я за гид-
равлическим органом".
В с р ед н ев ек о во й Е вроп е орган
почти сразу прочно обосновался в
церкви.
В итоге долгой эволю ци и орган
дости г такого соверш енства, что на
н его о б р а ти л и в н и м а н и е м н о ги е
ком позиторы , и к концу XV века на-
чи н ает за я в л ят ь о себе достой н ая
этого инструм ента м узы кальная л и -
тература. Х отя д л я органа пи сали
м узы ку м ногие зам ечательны е ком-
позиторы , в первом ряду, несомнен-
но, с то ят И . С. Б ах и его учи тель
Д. Букстехуде, органны е произведе-
ния которы х до сих пор возвыш аю т
душ и и вы зы ваю т трепет восторга в
сердцах слуш ателей.
О течественная органная культура
коренны м образом отличалась от за-
падноевропейской: использовани е органа носило исклю читель-
но светский характер.
К иевская Русь им ела тесны е связи с византийской м узы каль-
ной культурой. О ткры тое реставраторами (около 1970 года) пер-
вое известное науке изображ ение древнерусского органа относит-
ся но крайней мере к XI веку. В XV' веке И ван III среди других
итальянских мастеров приглаш ает в М оскву и органиста. Есть све-
ден и я о том, что во времена П етра I во многих богаты х дом ах
строили сь органы . Н априм ер, в домах Ф . Я. Л еф орта и И . А. Б у-
турли иа, во дворцах Г. Д. Строганова. С. В. Голицына, А. Д. М ен-
ш икова, да и у самого царя Петра.
В январе 1740 года в России бы ло откры то первое м узы кальное
учебн ое заведени е - ин струм ентальны е к л ассы при И м п ера-
торской певческой капелле. Известно, что там и м ел ся и класс обу-
чения игре на органе.
11ервыми публичными концертными залами, куда специально хо-
дили слуш ать органную музыку, в Р о сси и бы ли иноверческие
церкви. С 1730-х годов до появления больш их концертны х заловс
органами практически только в лю теранских и католических церк-
вах органную музы ку могли слуш ать ш ирокие слои ее почитате-
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
83
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст