К чему, спросите вы, это об-
ширное вступление? Ну конеч-
но, ирландская фолк-музыка
тому причиной. Но мы не будем
говорить о самодеятельных ан-
самблях и исполнителях, кото-
рые стараются тщательно пере-
дать и поэтику, и мелодику ста-
родавних обрядовых песнопе-
ний. В 60-е годы нашего века на
поп-сцене Ирландии и Велико-
британии появились первые му-
зыканты, вынесшие свою трак-
товку народных песен на суд
широкой публики: арфист Алан
Стивелл, „Lindisfarne“, „Dubli-
ners“, „The Chieftains“, „Fair-
port Convention", Донован,
Эния, Лорина Маккенит и, са-
мо собой разумеется, „Jethro
Tull“. Многие из перечисленных
музыкантов пытались скрещи-
вать народную музы ку с роком
и городским романсом. И сей-
час, в середине 90-х, мотивы
irish folk можно услышать на
пластинках многих групп —
вспомните хотя бы последний
альбом „The Levellers“.
К сожалению, чем популяр-
нее становился ирландский
фолк, тем меньше в нем остава-
лось собственно народных пе-
сен. Начал интенсивно исполь-
зоваться английский язык, и во
многих случаях было утрачено
самое важное для народной му-
зыки — самобытность, искрен-
ность и достоверность. Так бы-
ло и с „Clannad“. Эта группа из
Ирландии начинала свою карь-
еру в конце 70-х (кстати, певи-
цей в „Clannad“ была тогда не-
безызвестная Эния). В репертуа-
ре в то время преобладали на-
родные песни, но постепенно и
неумолимо намечался отход от
„корней“. Объективности ради
надо сказать, что сочинения
членов группы очень неплохо
стилизованы под фолк. Но я все
же предпочитаю ранние их ра-
боты и пластинку „Magical
Ring“ („Волшебное кольцо“,
1984).
И вот новый диск музыкан-
тов — „Lore“ („Предания“). Со-
вершенно необходимо упомя-
нуть об их бережном (sic!) от-
ношении к музыкальным тра-
дициям своих предков. Всего
лишь половина песен альбома
исполнена на английском язы-
ке. Божественный голос Мари
Бреннан, отличная продюсер-
ская работа Дениса Вудса, Хью
Падема и К. Бреннана и мастер-
ские аранжировки вместе дали
прекрасный результат. Многие
пуристы усмотрят налет „поп-
сы“ в некоторых аранжиров-
ках — ну и пусть их усматрива-
ют! Удивительная, чарующая
музыка, и Джону Роналду Ру-
элу Толкиену, общеизвестному
„властелину колец“ и истинно-
му магу, она наверняка понра-
вилась бы.
Metallica
„Load“
Vertigo 532 618-2
14 композиций, 78:59
Как вы думаете, что общего
между словами „Metallica“ и
„металл“? Предвижу досроч-
ный ответ: общий корень. И вы
будете правы, хотя этим пра-
вильность вашего ответа и огра-
ничится. Все дело в том, что
группа, выпустившая новую
пластинку после пяти лет без-
молствования и беспечного вре-
мяпрепровождения, меньше
всего теперь оправдывает свое
название. Правда, в предыду-
щем , самом знаменитом его аль-
боме („Metallica“, 1991) уже
чувствовалось возвращение из
беспредельности heavy metal к
блюзовой основе, но тогда это
несколько напоминало игру со
зрителями (извините, слушате-
лями — телеигры замучили).
Теперь же чуткое ухо меломана
уловит дух хард-рока семидеся-
тых скорее, чем вычурность, на-
думанность и помпезность ме-
таллических опусов прошлого
десятилетия. Новый диск на-
ших героев не оставляет сомне-
ний в том, что Хэтфилд, Уль-
рих, Хэммет и Ньюстед оконча-
тельно определились, в каком
стиле играть, а заодно и какую
стрижку носить (см. буклет).
Скорость исполнения замедли-
лась: можно мерно покачивать-
ся в такт, а не биться в исступ-
лении головой о стенку: музы-
ка зазвучала просто и правиль-
но (как сказали бы джазмены),
не потеряв своей тяжести (хотя
и утратила ярость „трэш-метал-
ла“), — в полном соответствии
с нынешней модой.
Но, но, но. Во-первых, на пла-
стинке нет шедевров уровня
1991
года, она получилась
слишком ровной и без хитов.
А во-вторых, 80 минут бес-
прерывного забойного „загру-
живания“ (load!) утомят даже
самого стойкого почитателя
группы. Любителям такого
рода сочинений советую вру-
бить компакт-диск в автомоби-
ле (желательно на грани „over-
load“) и немедленно начать со-
ревноваться с другими участни-
ками дорожного движения в
превышении скорости.
Итак, поклонники „Метал-
лики“ образца „Master Of Pup-
pets“ (альбом 1986 года), преду-
преждаю: вы обломаетесь. Ста-
лелитейщики Джеймс, Ларе,
Кирк и Джейсон явно навсегда
затушили свою доменную печь,
скинули огнезащитные робы,
оставшись в одних маечках (см.
буклет), и вышли на улицу по-
дышать свежим воздухом ре-
ального мира тяжелой музыки
девяностых.
Nearly God
Island 524 245-2, DPCD 1001
10 композиций, 51:43
Один из моих друзей давно,
со времен дебютного альбома
Трики „Махпщиауе“, призна-
вался, что у него, что называет-
ся, „клинит башню“ от музыки
этого „чудовищного мистифи-
катора“. Насчет мистификаций
ничего не могу сказать, но что
сочинения „крестного отца“ так
называемого „бристольского са-
унда“ (еще говорят: „трип-хоп“)
действительно причудливы и
часто невразумительны для не-
подготовленного уха — с этим
не поспоришь. А в данном слу-
чаеон превзошел самого себя. В
первый раз внимательно послу-
шав новый проект Трики, на-
званный им претенциозно до не-
возможности („Почти Бог“), я
подумал, что у меня — а может,
у него — „поехала крыша“. При-
чем скорее у него. Лично я давно
и нежно люблю „РогПвЬеай“ —
скромную группу, которая отно-
сится к тому же „бристольско-
му“ направлению в музыке.
ФОНОТЕКА
Но попробовал еще раз послу-
шать „Почти Бога“, потом еще и
еще — и, наконец, постиг (а мо-
жет, мне показалось) очарова-
ние этого выспренно живопис-
ного и даже декоративного аль-
бома. Прежде всего интригует
отсутствие всякой завязки. Ну,
закурил человек, пошел куда-то
— и все это на фоне одной и той
же „петли“ (loop), излюбленного
приема многих музыкантов, от
Роберта Фриппа до самых ново-
модных ди-джеев. Затем неза-
метно, исподволь напряжение
нарастает, достигая какого-то
подобия кульминации в компо-
зиции „Make AChange“, и мало-
помалу спадает, подводя восхи-
щенного(аможет, вовсе нет)слу-
шателя к печальной, „осенней“
концовке в композиции ,,Yoga“,
которую исполняет несравнен-
ная Бьорк. Кстати, кроме нее в
проекте участвуют такие певи-
цы , как Алисон Монет (бывшая
солистка „Yazoo“), Нена Шерри
и Мартина Топли Берд, постоян-
ный партнер Трики.
Предупреждаю: диск печаль-
ный, унылый, бурных эмоций в
нем вы не найдете; в том-то его
прелесть, что предназначен он
исключительно для черных ме-
ланхоликов.
Pearl Jam
„No Code“
Sony/Epic 01-48448-10
13 композиций, 49:39
От новой пластинки группы
впрочем, как и от предыду-
щей, „УПак^у“ (1994) — впе-
чатление двойственное, и вряд
ли поклонники встретят ее с эн-
тузиазмом.
Все песни по отдельности,
может, и хороши, но — абсо-
лютно несовместимы. Одна
композиция отмечена буддий-
ским колоритом, в другой отда-
но должное бешеному панку.
Кое-что кажется хаотичным и
безалаберным, но на поверку
оказывается жестко структури-
рованным и тщательно выстро-
енным от начала до конца. А
есть анемичные и откровенно
слабые вещи.
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст