f i O r i F D
С Д Е Л А Й С А М
Вопросы А. Лихницкому:
1. Что Вы думаете об использовании в
усилителе мощности (по Вашей схеме, но
с другими трансформаторами) трех или
четырех ламп 6С19П-В в одном плече (ес-
ли есть возможность выбрать их из боль-
шого количества экземпляров)?
2. Что Вы думаете о целесообразности
изготовления однотактного усилителя на
6СЗЗС?
3. Возможно ли в однотактных усили-
телях размещение выходного трансфор-
матора в цепи катода?
В. Федаков, Харьков
1. Можно использовать неограниченное ко-
личество параллельно соединенных триодов
типа 6С19П или других, но при этом следует
помнить, что выходное сопротивление драйве-
ра (каждого плеча фазоинвертора) не должно
превышать
Я=1/2тгЕ1рСс.аМ(к+1),
где
(Г1>
верхняя граничная частота, на кото-
рой спад АЧХ составляет 3 дБ (лучше всего вы-
брать
(
>40 кГц),
Гц\
Сс я
— емкость между сеткой и анодом лампы
(для 6С19П Сс.в=8 пкФ), Ф;
N —
число параллельно соединенных (в одном
плече) выходных ламп;
к
— коэффициент усиления по напряжению вы-
ходного каскада (для 6С19П к=2).
2. Чаще всего указывают на три преимуще-
ства однотактного усилителя перед двухтакт-
ным. Это:
а) ясность звучания, которая, скорее все-
го,объясняется сокращением пути сигнала
(особенно параллельных его ветвей) от входа
до выхода усилителя. Параллельное включение
выходных ламп обычно нивелирует это преиму-
щество однотактного усилителя;
б) улучшение артикуляции в басу, которое
связано, по моему мнению, с уменьшением
площади петли гистерезиса сердечника выход-
ного трансформатора, когда в нем имеется хо-
тя бы небольшой воздушный зазор. Убедиться
в том. что это одна из главных причин улучше-
ния баса, можно, если сделать воздушный за-
зор в сердечнике трансформатора двухтактно-
го усилителя;
в) яркость и насыщенность звучания, объяс-
няемые повышенным содержанием в музыкаль-
ном сигнале второй гармоники, которая с боль-
шей вероятностью образуется в однотактном
выходном каскаде, чем в двухтактном.
Что же касается использования в однотакт-
ном усилителе лампы 6СЗЗС, то я бы посове-
товал обратиться с этим вопросом к японским
аудиофилам, давним и страстным поклонникам
этой лампы. Я лично предпочитаю 300В и 6С4С,
но это, как говорится, дело вкуса.
3. Если вы испытываете ностальгию по тран-
зисторному звучанию (я имею в виду звучание
выходного каскада, охваченного глубокой ООС),
то можете без особых угрызений совести раз-
местить выходной трансформатор в катоде вы-
ходных ламп.
Уважаемый г. Лихницкий!
Большое спасибо за Ваши публикации в
„АМ". Каждая статья, каждая таблица,
каждая схема
как глоток воды в нашей
информационной пустыне.
Я
с нетерпением ждал схем
корректо-
ра RIAA и был несколько разочарован Ва-
шей статьей, без сомнения новаторской
1„АМ" Ns 3 (8) 96, с. 47—50). Был бы счаст-
лив хоть одним глазом увидеть схему кор-
ректора, который Вы слушали до „АМЛ+".
Очевидно, что Ваша статья конкуриру-
ет с
публикацией С.
Куниловского', и в этом
номере „АМ" явно не хватает мнения
В. Зуева о сравнительном
прослушивании
„АМЛ+" и „Anthem Pre I
".
Вот это было бы
тестирование! Дело в том, чтосхему, опи-
санную (но не приведенную) С. Кунилов-
ским, повторить легче [чем Вашу, потому
что первый каскад усиления там выполнен
на каскаде/. Двойной триод все же легче вы-
брать (и купить, и подобрать), чем 6Ж32П.
Поэтому буду пробовать Вашу схему с кас-
кадным входным каскадом на 6Н24П. Кста-
ти, как Вы относитесь к использованию
каскадных схем в high end-технике? Как бу-
дут звучать лампы 6СЗП/6С4П и интерес-
ная лампа 6С45П (д =64, S=45 мА/В
и тол-
стый анод, не
большой, а толстый!).
Вы, к сожалению, не указали типы при-
меняемых конденсаторов и резисторов.
Естественно, на импортной элементной
базе
можно сделать усилитель
на полто-
ры тысячи долларов. А как насчет наших
К70-4 и C2-I0 (и проч.)?
Э. Ибрагимов, Воронеж
1. Относительно схемы моего старого пре-
дусилителя.
Если редакция журнала будет благо-
склонна к читателям и сочтет возможным
опубликовать мою разработку десятилет-
ней давности, то я готов раскрыть свои
старые секреты.
2. Сравнительное прослушивание пред-
усилителей „АМЛ+“ и „Anthem Рге1“ прове-
сти, к сожалению, не удалось: вечно занятый
посещением абонементных симфонических
концертов С. Куниловский, у которого на-
ходился тогда „ Рге Г, не смог принять меня
с лежавшим наготове в моем портфеле
„АМ/1+“, а увлеченный (особенно в послед-
нее время) транзисторным звучанием В. Зу-
ев еще до прослушивания готов был при-
знать, что оба упомянутых предусилителя
звучат плохо.
3. Почему в схеме „АМЛ+" использован
пентод 6Ж32П, а не каскод на двойном трио-
де, например типа 6Н23П или6Н24П?
' Тонкая ирония читателя. —
Ред.
В первую очередь потому, что мои после-
дователи уже давно ждут ответа на вопрос:
куда девать оставшиеся после переделки
„Прибоя“ радиодетали. Другой серьезной
причиной моего выбора стала цепь дополни-
тельных препятствий, которые в каскоде (в
сравнении с пентодом) придется преодоле-
вать музыкальному сигналу при переходе от
первого триода ко второму. Действительно,
поток электронов, испаряемых катодом пер-
вого триода каскода, должен войти в его
анод, спуститься по ножке к контакту лампо-
вой панельки, преодолеть пайку и соедини-
тельный проводник, еще одну пайку и еще
один контакт ламповой панельки, затем за-
браться по ножке катода второго триода и
только затем снова испариться с катода вто-
рого триода, прежде чем долететь до анода,
соединенного с нагрузкой.
Кроме того, преимущество перед 6Ж32П
триодов с большой крутизной, предложен-
ных Вами для входного каскада, обманчиво.
Дело в том, что отношение крутизны лампы к
току ее анода (в режиме линейной работы
каскада) — величина практически постоян-
ная, то есть на эту величину не оказывает
влияния тип выбранной лампы (за исключе-
нием мощных ламп, у которых эта законо-
мерность нарушается).
Значит, для заданного в схеме предусили-
теля напряжения анодного питания усиление
входного каскада (неважно, пентодного или
каскодного) не будет существенно зависеть
от значения крутизны лампы, а следователь-
но, без моего новаторства в виде ПОС сде-
лать его большим только за счет увеличения
крутизны используемой лампы, скорее все-
го, не удастся.
4. По поводу влияния на звук толщины ано-
да. Это, безусловно, очень актуальный, но со-
всем не простой вопрос. Чтобы ответить на
него, потребуется подцепить как минимум
одного аудиофила из новых русских, один из
заводиков в объединении „Зо\4ек" и только
потом с их помощью и при участии знамени-
тых экспертов из „АМ“ провести соответст-
вующую научно-исследовательскую работу.
Если это случится, то о результатах работы
будет, разумеется, сообщено со страниц
„АМ“.
5. Относительно типов применяемых
мною электроэлементов. Зарубежного про-
изводства у меня только лампы, в остальном
я пользуюсь отечественными деталями, ко-
торые, кстати, покупаю на рынке у бомжей.
Типы же электроэлементов в своих статьях я
не указываю сознательно, так как боюсь, что
после публикации этих сведений упомянутые
детали резко подорожают, как это уже слу-
чилось с лампами 6Ж32П и 6Н6П, или, того
хуже, они исчезнут вовсе и мне не из чего бу-
дет делать следующую модель усилителя.
©А. Лихницкий
74
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 75 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 77 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст