ЕЩЁ
ПОЧТА
Пишу вам в связи с вопросом об ис-
пользовании hi-fi-видеомагнитофонов для
записи звука. В „АМ" уже писалось об
этом1
, но. на мой взгляд, тема далеко не
исчерпана. Может быть, hi-fi-VHS и „ана-
хронизм“, но не больший, чем современ-
ный аналоговый студийный магнитофон
в цифровой студии (кстати, аналоговому
магнитофону „Studer А820“ пока еще при-
надлежит рекорд качества записи: отно-
шение сигнал/шум 120 дБ (!), полоса до
40 кГц при скорости 76 см/с). Hi-fi-VHS
выделяется среди других бытовых уст-
ройств звукозаписи по трем параметрам:
1) уникальное соотношение цена/ка-
чество. Средняя цена аппаратов hi-fi-VHS
$600-700. при этом по качеству записи
они находятся на уровне хорошего сту-
дийного аналогового магнитофона, мало
в чем уступают DAT по объективным па-
раметрам и на порядок превосходят са-
мые шикарные кассетные деки: отноше-
ние сигнал/шум 85-90 дБ, полоса частот
20 Гц — 20 кГц ± 1
дБ при уровне 0 дБ,
разделение каналов-70 дБ, коэффициент
детонации — менее 0.005% (!), нелиней-
ные искажения при 0 дБ на 1
кГц — на
уровне 0,1%. Конечно, обеспеченному
аудиофилу проще купить классную деку
DAT „Sony DTC-2000ES“ примерно за
$2 000. но для тех, кто с трудом может на-
скрести $600, лучшего варианта, чем hi-fi-
VHS. нет;
2) очень низкая себестоимость записи:
цена кассет VHS на 3-4 часа всего $3-5.
а в режиме LP время звучания еще и уд-
ваивается;
3) при всем том hi-fi-VHS является ана-
логовым устройством, и поэтому принци-
пиальные противники „цифры“ должны
обратить на него самое пристальное вни-
мание. Искажения здесь не растут с ос-
лаблением сигнала (как в CD или DAT), а
падают, и нет специфических
цифровых
искажений и проблем.
В аппаратах hi-fi-VHS используется за-
пись звука путем частотной модуляции не-
' См. № 2(7) 96. с. 5. № 3 (8). с. 9, № 4 (9) 96. с. 46.
сущих 1,4 МГц (правый канал) и 1,8 МГц
(левый канал) с девиацией частоты
± 150 кГц. Спектр сигналов звука располо-
жен в „окне" между спектрами сигналов
цветности и яркости; сигналы hi-fi-звука
записываются двумя отдельными вращаю-
щимися головками в глубинном слое лен-
ты (для лучшего отделения от видеосигна-
лов). Кстати, это ответ на один из вопро-
сов из № 7: hi-fi-видеомагнитофоны имеют,
как правило, 6 вращающихся головок — 4
видео- и 2 аудио-, имеется режим LP. Ино-
гда это отмечается в рекламе и даже пи-
шется на лицевой панели: „6 heads“, а ино-
гда не пишется. Но встречаются и более
дешевые „2+2"-головочные аппараты (на-
пример, пишущий плейер фирмы „Panaso-
nic“ „NV-HPL10RAM“): у них только две
видеоголовки и поэтому нет режима LP. но
по качеству звука в режиме SP эти аппа-
раты почти не уступают 6-головочным.
Тракт и параметры hi-fi-звука в аппаратах
S-VHS практически не отличаются от VHS
(если отвлечься от более высокого качест-
ва ленты S-VHS. Об этом см. ниже).
Следует отметить, что качество запи-
си и звучания у hi-fi-видеомагнитофонов
определяется в основном двумя обстоя-
тельствами. Во-первых, как справедливо
отметил Д. Богданов в № 8, наличием
(или отсутствием) ручной регулировки
уровня записи hi-fi-звука. Схемы АРУЗ хо-
тя и не отражаются на измеряемых пара-
метрах, но могут вносить большие дина-
мические искажения в реальный музы-
кальный сигнал, особенно если сигнал на
входе может намного превысить номи-
нальное для VHS значение (0,25 В), на-
пример при непосредственном подключе-
нии проигрывателя CD с нерегулируемым
выходом к VHS. Кстати, в № 8 в список
„неблагополучных“ аппаратов „Panasonic
HD650EE“, по-моему, попал ошибочно.
Эта новая модель 95-96 года, в отличие от
„HD 70,90,100“, как раз имеет ручную ре-
гулировку (она изъята из упрощенной мо-
дели „HD600"). В ней есть даже новая
функция квазивоспроизведения в форма-
те S-VHS.
Во-вторых, динамический диапазон и
уровень шумов ощутимо зависят от каче-
ства ленты и режима записи (SP/LP). В
hi-fi-VHS следует применять по возможно-
сти более качественные ленты по сравне-
нию с обычной видеозаписью. В режиме
SP еще допустимо (хотя и с некоторыми
потерями) использовать стандартные (но
только приличные!) ленты типа „TDK
HS 180“. „Sony Е-180 V“ и т. п. ($3-3,5).
Для снижения уровня шума (на несколь-
ко децибел) необходимы высококачествен-
ные ленты с малым количеством выпаде-
ний сигнала. Особенно важны для hi-fi-за-
писи края ленты, так как они тесно связа-
ны с отслеживанием дорожек записи.
Ошибки слежения проявляются как шум
в звуковом канале зачастую раньше, чем
заметные искажения изображения (если
оно записывается). Такие ленты помеча-
ются символом „hi-fi“, они на 25-30% до-
роже стандартных (например, трехчасо-
вые „Sony Е-180 V UHG“ или „TDK Т-120
HD“ — $4-4,5). Еще лучше будет резуль-
тат, если использовать VHS-ленты про-
фессионального качества ($5-6 для трех-
часовой кассеты, например „Sony Е-180
PRO X"), на себя или ленты S-VHS
($10-12 для трехчасовой кассеты, напри-
мер „Sony VX SE-180 V"). Последний ва-
риант, видимо, способен неоправданно
удорожить запись звука.
Что касается режима LP (это ответ на
еще один вопрос из № 7), то в нем из всех
измеряемых параметров заметно ухудша-
ется только отношение сигнал/ шум —из-
за сужения дорожек записи; возрастают
выпадения и ошибки слежения. Запись
становится чувствительной к конкретно-
му аппарату: на „родном“ шумы могут
быть низкими, а на другом возрастают (из-
за ошибок слежения). Компенсировать это
можно применением более качественной
ленты („hi-fi“, „PRO“) — удорожание на
25-50% при двукратном увеличении дли-
тельности записи все равно оправдано. Ар-
хивные и эталонные записи лучше, конеч-
но, делать в SP-режиме.
А. Генк, Петербург
70
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст