ПОЧТА
і і і і
ворошить далее эту тему, если есть дру-
гие, освещение которых у многих ва-
ших читателей будет вызывать чувство
благодарности? Я имею в виду тестиро-
вание кабелей, головок звукоснимате-
ля, тонармов и рецензии на различные
аксессуары (конусы, иглы, стойки, под-
ставки и другие нужные и не очень ме-
лочи). Насколько они нужны — долж-
ны ответить вы. У вас больше возмож-
ностей в этом плане, а читателям это по-
зволит избежать ненужных трат.
Очень было бы полезно получить ре-
комендации по подключению АС спосо-
бом bi-wiring различными кабелями:
как влияют отличия в сечении, форме,
концепции, материале кабеля для ВЧ и
НЧ при bi-wiring. Неплохо было бы об-
судить направленность акустических
кабелей. Ведь на многих из них не ука-
зано правильное направление сигнала,
хотя, как мы с вами знаем, оно сущест-
вует в любом случае. Верен ли в этом
случае принцип определения правиль-
ного направления сигнала по надписи
слева направо, или же определять на
слух нужно в любом случае?
Также хочу с вами поделиться свои-
ми соображениями о русском high end.
Ведь посмотрите, нашими умельцами
строятся только усилки да акустика, то
есть только то, что можно собрать в
принципе „на коленке“. Ни о каких
ПКД, вертушках, транспортах или кон-
верторах и речи нет. Ограниченный ка-
кой-то high end. Конечно, это можно
объяснить отсутствием специальных
приборов и измерительной техники,
элементной базы, начальным этапом
развития такого производства. Все так
начинали, но 30 лет назад, а сейчас
2000-й год на носу. И я боюсь, что в на-
шей стране не столько не хватает денег
на инвестиции в эту область, сколько
недостаточно знаний и высоких техно-
логий. Поэтому наш high end обречен
еще долго плестись в хвосте у остально-
го мира. Даже дизайн и отделка нашей
техники вызывает идиосинкразию. Ну,
хоть звук ничего, как, например, у
„Т-34“. Я помню, как лет пятнадцать на-
зад на ВДНХ в павильоне „Электрони-
ка“ (или „Радио“) выставлялись кассет-
ные деки, сделанные радиолюбителя-
ми. Параметры, звук, возможности бы-
ли не хуже, если не лучше японских. Но
ни у одной из них не было закрывающе-
гося демпфированной дверцей кассето-
приемника. Вспомните наших трехго-
ловых монстров — „Вильму 102“, „Ма-
як 010“. В них тоже не было дверок. Это
просто оказалось не под силу нашим
технологиям.
..
Торговля high end-аппаратурой у нас
тоже плохо поставлена — нет должного
представления аппаратуры и культуры
продавцов.
Сейчас для меня нет четкого деления
на high end и hi-fi, скорее есть техника
хорошо звучащая и есть — плохо. Не-
редко техника массового производства,
как, например, некоторые образцы про-
дукции фирм „NAD“, „Cambridge
Audio“ или „AMC“, звучит правильнее
или не хуже, чем экзотические аппара-
ты на порядок более высокой ценовой
группы. В этом случае компоненты high
end, которые к тому же комплектуются
и не очень дорогими деталями (вроде де-
шевых транспортов или китайских
ламп), частенько оказываются баналь-
ной обдираловкой и запудриванием моз-
гов неподготовленного или сумасшед-
шего потребителя. Он отказывается или
не способен „раскрыть уши“, так как
взирает на дизайн, имя фирмы, эксклю-
зив, технологию, но только не на звук.
..
Вообще российский рынок в отноше-
нии потребителя сильно отличается от
западного. У нас, с одной стороны, есть
много бескультурных толстосумов, ко-
торым можно „втюхивать“ „Krell“. Они
в большинстве своем никогда не быва-
ли ни на одном концерте классической
музыки, а живой звук слышали только
в пьяном виде в ресторане под блатной
аккорд. Другая часть (большая у нас и
большая, чем западная) не имеет высо-
ких доходов, но часто посещает концер-
ты хороших исполнителей, разбирает-
ся в музыке и ценит ее. Эти люди гото-
вы снять последнюю рубашку, но ку-
пить хорошо звучащий аппарат. Для
них как раз и существуют „NAD“, „Mu-
sical Fidelity“, „Cambridge Audio“, „Ar-
cam“. Тут и оказывается, что в общем-
то не очень дорогая техника звучит час-
то лучше, чем [кое-что из нашумевшего
„хай-энда“], если к звуку относиться с
уважением, а к технике — со знанием и
любовью.
Тракт надо любить, как женщину
или ребенка, и не обижать своим невни-
манием, ценить его работу. Конечно,
звучание во многом зависит и от состоя-
ния нашей таинственной сети питания.
Но все равно, от любви никуда не деть-
ся. Между слушателем и трактом уста-
навливаются доверительные отноше-
ния, и „тет-а-тет“ он поведает такое, че-
го в присутствии чужих или непосвя-
щенных никогда от него не услышать.
Он обижается, когда предлагаешь ему
CD не его уровня. Гордый он — танцуль-
ки не любит. Ревнивый и эгоистичный
— книжку заставит отложить. Захо-
чешь друзьям его представить во всей
красе — не выйдет, если друзья в саун-
де не разбираются и зашли выпить-по-
сидеть. А придет человек с опытом —
расцветает, хвост распускает. Но если
начнет тот человек его зазря хулить, ни
за что потом при нем играть не будет. За-
то как он будет рад, когда вы с его пода-
чи и с драйва Мадди Уотерса обнимете
мнимый контрабас и будете в упоении
щипать струну! Помню, как я „NAD“
свой любимый отдавал. Спросил он у ме-
ня, в хорошие ли руки я его отдаю. По-
глаживая его серый шершавый бок, я
ответил, что он может быть спокоен —
отдаю его своему хорошему знакомому,
не обидит. Попросил у него прощения и
почувствовал себя предателем.
.. А
„NAD“ не предал, они с моим знакомым
очень хорошо спелись.
Желаю „АМ“ успехов и больших ти-
ражей, а себе — почаще его читать и пе-
речитывать.
О. Хавин, Москва
★ ★ ★
В предлагаемом вам письме я хотел
бы еще раз вернуться к опытам с циф-
ровой записью на VHS и объяснить, по-
чему же поставленный вами маленький
опыт не удался, равно как и указать
всем, кому это интересно, основные
трудности, поджидающие их в этом
сложном и неблагодарном деле. Пробле-
мой номер один является ИКМ-сигнал,
поступающий с выхода радиочастотно-
го усилителя проигрывателя CD, кото-
рый усиливает то, что получает от счи-
тывающих отраженные лазерные им-
пульсы фотодиодов. Мало того, что по-
сле усиления этот радиосигнал остает-
ся очень слабым, он вообще малоприго-
ден для обработки и преобразования в
аналоговый, так как отличается огром-
ным дрожанием фаз тактовых импуль-
сов — „джиттером“, составляющим в
любом случае на этом участке жуткую
цифру в 4 000-2 000 пикосекунд (пс).
Поэтому в схему любого полного проиг-
рывателя компакт-дисков или отдель-
ного конвертора входит схема АРУ на
основе кварцевого PLL-приемника, пе-
ред которым стоит задача вроде той, что
есть у его вещательного собрата при
приеме, скажем, „RadioBras“ из Рио-де-
Жанейро. От успеха в решении этой ра-
диозадачи во многом зависит аккурат-
ность преобразования исходного сигна-
ла в аналоговую форму. К сожалению,
большинство приемников, как и их КВ-
собратья, не блещут качеством приема,
в итоге джиттер на их выходе составля-
ет величины порядка 300-2 000 пс, бо-
лее того, многие „транспорты“ (пред-
ставляющие спекулянтскую версию
CD-ROM-механизма) вообще не оснаще-
ны приемником, и разбираться с резуль-
татами их деятельности приходится
приемникам на входе конверторов, ку-
да цифровой радиосигнал, и без того хи-
лый, прибегает изрядно намотавшимся
как по внутренним шинам „транспор-
тов“, так и по соединительному кабелю.
Процесс видеозаписи только усугубля-
ет „разложение“ цифрового радиосигна-
/^\3 Е^\1 ^ 1 [м ] l/^sl Р^\1 Е^\11/^\1 [м ] ^ 1 Е х]
1/^11/^\1 [У\1 Р"К11/^ч1
1 ^ \ 1 1/^\1
Ех] 1/^1 ^
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
5
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст