ВИТРИНА
воспроизводить завтра. Еще нет ее, этой музыки. Что мы име-
ем в результате: любая „статистическая“ система обработки
сигналов одни записи будет воспроизводить лучше, чем они за-
писаны на СО, другие, извините, хуже. Раз уж сигнал был
квантован, обратного пути нет, приходится мириться с послед-
ствиями.
С. Луша
(поет).
Фарш невозможно провернуть назад.
..
М. А. А нам остаются лишь заключительные слова. Может
показаться, что авторы — убежденные адепты аналоговой
техники и „цифру“ на дух не переносят. А напрасно. Цифро-
вые системы обладают массой достоинств. Только вообразите
себе — магазин на 100 дисков! Жми на кнопки и наслаждай-
ся.
А если по существу, то имеющийся формат „компакт-диск“
(16 бит, 44,1 кГц, диаметр 12 см)— компромисс, обусловлен-
ный тем, какими были техника и технология двадцать лет на-
зад. Едва ли догадывается сегодняшний слушатель, сколько
сил тогда потребовалось, чтобы сделать 16-разрядный АЦП/
ЦАП. Сегодня ЦАП 18-20-22-24 бит выпускается в виде ма-
хонькой микросхемки, и цена ее вполне демократическая. Ре-
шена и другая проблема — емкость диска: новый оптический
диск БУБ похож на старый только размерами, в нем для запи-
си могут использоваться обе стороны диска, и на каждой сто-
роне до двух слоев. Общая емкость возросла на порядок6. Воз-
можна запись не только с разрядностью 16, но и 20 и 24 бит.
При разрешении 24 бит реальный динамический диапазон за-
писи достигает 60-70 дБ. Этого вполне достаточно для самого
взыскательного слушателя.
Существующий формат СВ себя исчерпал: резервов повыше-
ния качества практически не осталось. Только не надо думать,
что новый оптический диск заменит старый. Он займет дру-
гую нишу рынка, и обладатель коллекции традиционных СО
постепенно будет собирать коллекцию новых.
..
6 Односторонний однослойный диск 4,7 Гб, двусторонний двухслойный
диск 17 Гб. —
Ред.
За пятнадцать лет существования компакт-диск доказал
свою жизнеспособность. Новым же носителям еще предстоит
это сделать.
К. К. А получил ли ответ на свой вопрос Шарик? Ему ведь
сравнивать хотелось да выяснять, какой процессор лучше. Дей-
ствительно, звучание разных проигрывателей компакт-дисков
разное, и это хорошо — есть из чего выбрать. Но формализо-
вать отличия, оценить, лучше звучание или хуже, бывает очень
трудно. Естественно, если идет речь о нормальной аппаратуре
и квалифицированном эксперте. Хороший проигрыватель ком-
пакт-дисков сродни хорошему музыкальному инструменту, но
попробуйте выяснить и описать словами, чем скрипка лучше
рояля? Понятно, что пример условный, но если ваши вкусы сов-
падают со вкусами эксперта
X,
то понравившееся ему может
приглянуться и вам.
М. А. Хоть он и живой человек, выслушать его мнение все
равно полезно — это сузит круг ваших поисков. А последнее
слово в оценке принадлежит тебе, слушатель.
С. Луша. „Милый Шарик! Извини, что так получилось. Я
хотела написать тебе простое и доброе письмо, сказать, кста-
ти, что ни „Чаппи“, ни парного мяса мне, конечно, не достает-
ся. А вот послушать музыку я люблю. Шарик, наверное, не
меньше тебя. И пусть ученые в который раз пишут, что воз-
можности СБ исчерпаны и никакие альфы его не спасут. Я то-
же по молодости пыталась спасти щуку, которая тонула.
.. Хо-
зяину своему так и скажи: правильно он мыслит. Обо всем на-
до узнать, всех спросить, всех послушать — и выбрать то, что
лучше всего играет, а не то, что громче рекламируют. Да один
грустный конденсатор в сигнальной цепи может стоить трех
альф с легатами!
Обязательно напиши, понравилось ли тебе мое письмо. Твоя
Луша.“
©
К. К. Никитин. М. А. Сергеев. С. Луша
диска возникает редко. Для ис-
правления ошибок в звуковых СЭ
используется код Рида — Соломо-
на, гораздо более сложный и эф-
фективный, чем рассмотренные
нами простейшие примеры: систе-
ма способна обнаружить до 12 300
ошибок подряд (8 мм дорожки за-
писи), а исправить — группу мак-
симум из 3 500 ошибок (примерно
2,5 мм дорожки записи). Ошибки,
которые не удалось исправить, ма-
скируются. При дальнейшем уве-
личении количества ошибок возни-
кает сбой (рис.
8).
--- предельная зависимость
Рис.в.Заеисимость
относительного
уровня помех Ы
от
количества оши-
бок считывания Р сигналов с диска
Возможности обнаружения и
исправления ошибок в разных про-
игрывателях используются по-раз-
ному. Одни модели (дешевые и не-
притязательные)
исправляют
ошибки, а если не удается — про-
изводят маскирование. Проигры-
ватель „играет", пока способен
следить за дорожкой. Если и встре-
чается диск не очень хорошего ка-
чества, то проигрыватель снимает
с него все, что может, а недостаю-
щее добавляет от себя, даже если
количество неисправленных оши-
бок недопустимо велико.
В других моделях в случае, если
количество неисправляемых оши-
бок превышает некоторый предел,
процесс воспроизведения преры-
вается. Они просто не хотят рабо-
тать с такими дисками, хотя и мо-
гут.
К сожалению, когда мы имеем
дело с обычным проигрывателем
компакт-дисков, информация о на-
личии ошибок считывания и их ис-
правлении или интерполяции не-
доступна. Существует, правда,
специальный диск ( „Test disk Pierre
Verany"), с помощью которого мож-
но определить минимальную дли-
ну дефектного участка дорожки,
при которой наступает сбой. На-
пример. „JVCXL-MC302“ „спотыка-
ется" при потере 4 мм дорожки,
„Technics SL-M C 4 0 0 " — 2,5 мм,
„Pioneer PD-F1004" — 2 мм, „Sony
CDP-CX153“ — 1,5 мм, „Kenwood
DP-J2070" — 1,25 мм7. Но отказ
продолжать работу еще не дает ос-
нований расценить проигрыватель
как плохой. А вдруг это тот самый
случай, когда может, но не хочет.
Количество ошибок считывания
зависит от качества „транспорта",
но гораздо большее значение име-
ет качество самого диска. К этому
вопросу мы вернемся в следую-
щем номере.
7
Данные взяты
из „Stereo Review“, 1996,
July, с. 58
.
Отступление последнее,
о процессорах
Для улучшения качества звуча-
ния CD в проигрывателях „Denon“
используется так называемый „а-
processor” (будем дальше гово-
рить: альфа-процессор), достоин-
ства которого иллюстрирует рису-
нок, кочующий из одной рекламы в
другую: ступенчатые останки сиг-
нала превратились в синусоиду.
,u(t>
ALPHA
VF-
vir
t
А
Г
XJ Г
_
/
без ALPHA
Рис. 9. Воспроизведение сигнала с
частотой 1000 Гц и уровнем -90 дБ
Посмотрим, что происходит в
альфа-процессоре. Принцип его
действия заключается в интерпо-
ляции (сглаживании) значений сиг-
нала на интервале квантования.
В устройстве анализируется из-
менение младшего разряда кодо-
вого слова, которое обрабатывает-
ся отдельно (рис.
10,
второй гра-
фик сверху): ступенька превраща-
ется в плавную кривую (третий гра-
фик), и полученный сглаживающий
сигнал добавляется к основному.
Замечательный плавный сигнал
(зеленая кривая на самом нижнем
графике) — результат работы аль-
фа-процессора. Однако получен-
ный таким способом сигнал может
оказаться весьма далек от исход-
ного. На нижнем графике заштри-
хована зона возможного положе-
Î
u(t)
^ шаг квантования
г4 _
Ц
__
t
.......
а) исходный сигнал
fri I
*1»
і
t
б) изменения младшего разряда
ku(t)
-U »
в) сглаживающий сигнал
выходной сигнал а-процессора
д) возможные значения сигнала
до квантования
Рис. 10. Обработка альфа-процессо-
ром сигналов с малым уровенем
ния сигнала до квантования. То
есть все возможные сигналы из за-
штрихованной зоны после кванто-
вания и обработки альфа-процес-
сором превращаются в один. Ус-
ловный входной сигнал — красная
кривая на графике — примет фор-
му зеленой кривой. С армейской
точки зрения единообразие — за-
мечательная вещь, и для уха, быть
может, оно и отраднее, но к верно-
сти воспроизведения никакого от-
ношения не имеет.
Если посмотреть на результаты
деятельности альфа-процессора в
спектральной области, то увидим:
исходный сигнал содержит боль-
60
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 61 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 63 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст