Л
В
а
м
п и ш у
♦ .*
ВИТРИНА
Вопрос С. Шарика, ответ С. Пушечки
и дискуссия наших экспертов К. К. и М. А.,
вызванная перепиской собачек
Глубокоуваж аемая С .Л уш ечка! Кщ ди я впервые вст рет ил
Вас на ст раницах ,А М ". мне ст ало ясно, что перед эксперт и-
зой hi-end-аппаратуры от крывают ся новые возмож ности.
..“
Так начиналось уже напечатанное („АМ“ № 2 (7) 96) пись-
мо С. Шарика, на 1/4 добермана (возможно), попросившего рас-
сказать об особенностях проигрывателей компакт-дисков.
„Дорогой и далекий друг Ш арик!
вывела своим мелким,
но аккуратным почерком наша добрая лохматая коллега. —
Очень рада, что собачки не т олько читают ж урналы, но и п и -
шут письма. Вопрос, тобою заданны й, нельзя ост авит ь без
ответа
ну. хот я бы из любви к ж ивотным.
..“
Но один Шарик может задать столько вопросов, что и втроем
не ответить. За первые два месяца работы было написано восемь
вариантов статьи, от справочника по передаче дискретной ин-
формации до трактата по теории контрапункта. Причин, по ко-
торым проигрыватели компакт-дисков могут „играть“ плохо,
оказалось так много, что просто непонятно, как они вообще иг-
рают. Пожалуй, нигде сигнал не подвергается такому издева-
тельству, как в цифровых системах. Поэтому хотя голова high
end и располагается среди процессоров и мегабитов, но хвост.
..
С. Луша. Метет себе пыль в виниловых джунглях.
К. К. Где прогресс уверенно движется к рупору и заводной
пружине, которые радуют фанатов уже почти 100 лет.
По техническим параметрам компакт-диск легко обошел ви-
ниловую пластинку и приближается к аналоговой магнитной
записи, а вот со звуком не все так просто. Естественно, и ви-
нил, и магнитофон тоже зазвучали не сразу. На доводку
звука
при достигнутых
т ехнических данны х
уходит обычно деся-
ток-другой лет.
Посмотрите, сколько всяких усовершенствований появилось
за 20 лет жизни компакт-кассеты: „Dolby В, С, S“, „Нх-Рго“,
„Dual Capstan Closed Loop“, „Auto BLE“ и т. д. А проигрыва-
тель компакт-дисков.
..
М. А. Постойте, коллеги, не все сразу. И так вы уже смеша-
ли в кучу немало важных тем.
Если прогресс в каких-то отраслях звукотехники ограничен
только его экономической целесообразностью, то на пути улуч-
шения качества компакт-диска встает другая — непреодоли-
мая — преграда: формат записи 44,1 кГц /16 бит.
Компакт-диск не стоял на месте. Технический потолок ка-
чества был достигнут довольно быстро и, если верить реклам-
ным проспектам и таблицам с техническими характеристика-
ми, даже превзойден: 2-20 000 Гц; 0,001%; -120 дБ. С точки
зрения ортодоксального материалиста, искажений как бы и во-
все нет. При таких цифрах аппарат должен не звучать, а петь.
Но поверх этого благополучия все же изобретаются всякие
,,SBM“, „Legato Link“, альфа-процессоры, дельта-сигмы и т. п.
И совершенно естественное желание сравнить друг с другом все
эти дельты с альфами упирается в необходимость определить-
ся с двумя вопросами.
...
С. Луша. Кто виноват и что делать?
М. А. Нет. Во-первых, критерии сравнения, во-вторых, объ-
екты сравнения. Относительно критериев успели высказаться
многие. Каждый слушатель имеет право на свою, субъектив-
ную шкалу. Вот вам, коллега, сиамские кошки нравятся боль-
ше, чем персидские. А каково мнение вашей собаки по этому
вопросу?
С. Луша. Р-р-р.
..
М. А. Вообще в серьезной звукотехнике одномерная оценка
„лучше — хуже“ смысла не имеет. Разве только при сравне-
нии размеров.
С. Луша. А больше — это лучше или наоборот?
М. А. Вот именно. Но сначала давайте выясним, с чем срав-
нивать. В качестве эталона надо бы взять некий идеальный про-
игрыватель, который точно воспроизводит то, что записано на
диске, не внося никакой отсебятины. Объективные показате-
ли качества такого устройства совпадают (по определению) с
показателями качества самого диска.
Сам же формат записи сигнала на диск далек от идеала:
— полоса частот ограничена: 22,05 кГц. Но это не особенно
и важно1;
— имеются искажения квантования, которые при малых
уровнях сигнала (ниже -40 дБ) уже вполне заметны, — вот ли-
митирующий качество фактор.
Искажения квантования нельзя ни убрать, ни уменьшить:
сигнал на диске записан с искажениями, и это навсегда. Но
можно сделать эти искажения менее заметными или не столь
неприятными для слуха. Вот на это и направлены лучшие си-
лы ведущих фирм.
Разобраться, насколько удачны предлагаемые разными фир-
мами решения, очень трудно, поскольку технические подроб-
ности обычно не раскрываются. Но можно сделать вполне оп-
ределенные выводы о достоинствах или недостатках разных
процессоров, сопоставив имеющуюся о них информацию с фун-
даментальными законами физики и математики и не забывая
при этом про свойства слуха.
..
С. Луша. Ну, М. А., ну, разговорился! Свойства слуха, зако-
ны.
.. План-то у тебя есть? Прежде чем заморочить голову до-
верчивому читателю, расскажи хоть, как именно ты собира-
ешься это сделать.
М. А. Пожалуйста. Сначала о музыке. О разной. О том, что
музыкальный сигнал не похож на сигнал от лабораторного ге-
нератора. Далее о том, чем музыкальный сигнал может иска-
жаться. И как эти искажения отражаются на субъективном впе-
чатлении от прослушанного. И как эти впечатления можно фор-
мализовать. Наши дедушки и бабушки, между прочим, совер-
шенно иначе оценивали качество звучания, чем мы. Слышно,
что поют, а не говорят — уже хорошо. А если можно понять, что
именно поют и кто — лучшего и желать нельзя.
К. К. Если бы они знали, что по уровню создаваемой
эмоцио-
нальной вовлеченност и
слушателя граммофон и проигрыва-
тель компакт-дисков стоят на одной полке2.
..
М. А. По порядку. Начинайте, коллега, это по вашей части.
К. К. Понятие „музыкальный сигнал" столь же емко, сколь
и расплывчато. С одной стороны, слух человека любой хоть
1
„Pioneer“ считает иначе, примером чего является „Legato Link“. Но об
этом позже.
2 По мнению редакции, граммофон находится полкой выше. —
Ред.
52
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 53 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 55 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст