ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Таблица 2
Термины
Ассоциативные определения
Вероятные объективные
основного словаря
звучания
причины
Тональный баланс
нейтральное - окрашенное
Перераспределение спектра или зон .фазовых
светлое - темное
аномалий“ музыкального сигнала в сторону
яркое - тусклое
высоких частот (светлое, яркое, звонкое.
жидкое - сочное
жидкое звучание) или в сторону низких
звонкое - глухое
(темное, тусклое, глухое, сочное)
масштабное - мелкое
Ощущение в первую очередь олределя-
насыщенное - бедное
ется диапазоном воспроизводимых частот
глубокий(бас)
(особенно в области НЧ)
Резонансы на частотах:
гулкое
50-80 Гц
грузное
100-150 Гц
глухое
150-300Гц
трубное,тоннельное
400-600 Гц
крикливое
700-1200 Гц
жесткое или гнусавое
1.3-2,5 кГц
металлическое
2,5-5 кГц
острое, резкое
5-10 кГц
твердое или шипящее
11 -1 5 кГц
распушенное
15 кГц и выше
Тональная чистота
грязное - чистое
Перераспределение фазовых соотношений
шероховатое или крупитчатое
составляющих спектра сигнала;
тарахтящее (в басу)
гармонические и интермодуляционные
кашеобразное
искажения
Пространственное
пространственное
Минимальная когерентность стереосигналов.
впечатление
объемное
передающих пространственное впечатление
воздушное
распределенное в глубину
Стереофоническое
собранное (сфокусированное)
Максимальная когерентность стереосигналов,
разрешение
стабильное
передающих направление на источник звука
Ясность
Перестройка фазовой структуры
разделение голосов
открытое
музыкального сигнала, влияющая
прозрачное
на характер его изменений во времени.
раздельное - слитное
а также инерционно-нелинейные
ясное - путаное
преобразования этого сигнала в усилителе
детальность
детальное - смазанное
(например, из-за элекгротепловых
гонкое - толстое (жирное)
процессов в его транзисторах) являются
жесткое - мягкое
причиной искажений огибающей НЧ -
сухое - влажное
интермодуляции, которые вызывают
колючее
ощущение тусклости, дряблости.
с песком
неестественности музыкальных звуков.
— ----- -----
——
-----
.... - — .
.... .
... .
... .
.... .
...
особенно в зоне его атак
характер
естественное - неестественное
звукоизвлечения
четкое - расплывчатое
упругое
плотное - дряблое
легкое - тяжелое
округлое - угловатое
стеклянное
надтреснутое
глубокое в басу - тупое, деревянное
артикулированное - невнятное (в басу)
разделенное ть -
разборчивое - неразборчивое
связанность звуков
связанное - раздробленное
передача интонации
интонационно утрированное (фальшивое)
теплое - холодное
богатое - бедное
выразительное - невыразительное
живое - мертвое
жизнерадостное - грустное
утонченное - грубое
Динамика
свободное - зажатое
Перестройка фазовой структуры музыкаль-
контрастное
ного сигнала, вызывающая на определенном
динамически нюансированное
отрезке времени изменение его количества
(обычно в области tutti)
Энергичность
напряженное
Перестройка фазовой структуры музыкаль-
энергичное - вялое
ного сигнала, влияющая на характер его
активное
изменчивости во времени
только те их записи, которые способны
эту энергию донести.
Лучше всего для проверки энергично-
сти послужат подвергнутые реставрации
акустические, то есть выполненные еще
без применения электроники, записи го-
лоса Ф. Шаляпина.
К сожалению, большинство насыщен-
ных современной электроникой аудио-
систем, даже принадлежащих к категории
high end, плохо справляется с передачей
энергичности. Чтобы оценить истинный
масштаб этих потерь, неплохо хоть раз
сравнить звучание голоса Шаляпина, вос-
произведенного через вашу аудиоаппара-
туру, со звучанием оригинала этой запи-
си на граммофоне.
♦ ♦ ♦
Ради более полного описания звучания
нам приходится дополнительно пользо-
ваться еще целым набором слов —
так на-
з ы ваем ы ми ассоциати ви ы м и терм и нами.
К ним относятся слова, которые не тре-
буют комментариев: каждое из них пря-
мо или косвенно связано со слуховым
ощущением, которое примерно одинако-
во описывается большинством людей.
Связь словесных определений с характе-
ром звучания изучалась с помощью фак-
торного анализа8 многими специалиста-
ми. Было установлено, что ассоциатив-
ные термины составляют приблизитель-
но 200 полярных нар: „высокий - низ-
кий“, „светлый —
темный", „яркий —
туск-
лый“ и т. д. Этот список ограничен: в него
не входят слова, которые хотя и исполь-
зуются некоторыми экспертами для опи-
сания звучания, но на самом деле не вы-
зывают однозначных ассоциаций со зву-
ком. Иначе говоря, выход за пределы дан-
ного списка грозит аудноэкспертам вза-
имным непониманием. В таблице2я при-
вожу наиболее часто употребляемые и од-
нозначно понимаемые слова-определе-
ния (их около 50).
Обратите внимание, что выбранные ас-
социативные термины прямо связаны с
терминами основного словаря. Эта связь, а также причины -
разумеется, только предполагаемые —
описанного экспертами
характера звучания также отражены в табл.
2.
В заключение немного о способах выражения меры субъек-
тивных ощущений относительно каждой характеристики зву-
чания.
Хотя в субъективных оценках качества звучания во всем ми-
ре широко используют числовые шкалы9 (наподобие отметок
* Факторный анализ
один из методов статистической обработки данных.
9 См. МЭК 543 „Информационное руководство по субъективному прослу-
шиванию“ (1-е изд., 1976).
в школе), я тем не менее советую вместо них применять сле-
дующие определения: „гораздо хуже“, „примерно одинаково“,
„гораздо лучше“ (при сравнительных оценках); „едва заметно“,
„заметно“, „очень заметно“, „мешает“ (при абсолютных оцен-
ках).
В то же время некоторые признаки и характеристики зву-
чания не нуждаются в шкалировании. Например, тональный
баланс либо есть, либо его нет. Читатель сам легко сможет оп-
ределить, к каким аспектам звучания допустимо применять
шкалы оценок.
©
А. Лихницкий
---------------------------------------------- ®
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
49
предыдущая страница 50 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 52 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст