ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
ется это качество после замены „слабого“, по вашему мнению,
компонента системы на другой. При этом полезно использовать
предложенный ГТ
. Квортрупом метод сравнения по контрасту.
Звучание аудиосистемы характеризуется большей ясно-
стью, когда она передает больше различий в сравниваемых зву-
козаписях, и прежде всего в части оттенков передаваемых му-
зыкой эмоций. Чтобы в процессе отбора аудиокомпонентов
двигаться к большей ясности звучания, следует использовать
старые (ламповые) или акустические грамзаписи, то есть за-
писи, выполненныес минимальным количеством микрофонов
и электроники, конечно, записи без спецэффектов, основан-
ные только на достижении естественного акустического балан-
са в студии, и только те записи, в которых исполнители вкла-
дывали в музыку свою душу. Выяснилось, что звукозаписи,
пригодные дтя оценки ясности звучания современной high end
аппаратуры, научились делать примерно в 1905 году и разучи-
лись после 1963 года. Это, конечно, шутка. Правдой оказалось
то, что эталоном ясности стали сделанные*» 1912 году грамза-
писи игры на скрипке Ф. Крейслера, воспроизводимые через
граммофон. И все же соответствие компонентов аудиоаппа-
ратуры критерию „ясность“ во многих случаях можно устано-
вить, используя „приличный“ проигрыватель компакт-дисков
и подвергнутые корректному ремастерингу5 записи исполне-
ния великих музыкантов прошлого.
Рекомендации относительно выбора первичных звукозапи-
сей для тестирования аудиосистемы на соответствие критерию
„ясность" и описание ощущений от звучания, удовлетворяю-
щего этому критерию, сведены в таблицу
1.
Динамика (dynamics) характеризует способность аудиоси-
стемы правильно передать соотношение между громкостью
звуков. Существует два вида громкостной динамики.
' К корректному ремастерннгу относятся технологии, известные иод
названием „Straight Wire“. Такую технологию применяет,например, англий-
ская фирма „Pearl". Подробнее об этом см. в „АМ" № 3 (8) 96, с. 61-62.
Таблица 1
Динамические контрасты
заданные композитором и во-
площенные исполнителем соотношения громкости6следующих
друг за другом музыкальных звуков. Динамические кон трасты
воспринимаются слушателем абсолютно, как кратное 2 измене-
ние громкости звучания, что соответствует шагам физической
силы звука в 10,20,30,40 и т. д. децибел.
Динамические оттенки
сродни интонации, так как задают-
ся едва заметными изменениями уровня громкости в процес-
се исполнения музыки, обычно в пределах от 0.3 до 3 дБ.
Динамические контрасты характерны для симфонической,
оперной и, конечно, фортепьянной музыки, для которой, кста-
ти, типичны и динамические оттенки. На самом деле динами-
ческие оттенки являются основным выразительным средством
пианиста, хотя искусством передачи через них эмоций по-на-
стоящему владели только великие музыканты прошлого, и пре-
жде всего пианисты, услышать которых „вживую“ нам уже ни-
когда не придется. Чтобы почувствовать, что такое динамиче-
ские контрасты, достаточно просто побывать на „живом“ кон-
церте первоклассного симфонического оркестра. Только тогда
начинаешь понимать, насколько в современных звукозаписях
(не исключая и старые LP) нивелированы динамические кон-
трасты. Это явление можно объяснить применением в запи-
сывающем оборудовании начиная с 50-х годов глубоких ООС7.
После всего сказанного не будет неожиданностью и мое
предложение аудиофилам использовать для проверки аудио-
системы на передачу динамики грамзаписи на 78 об/мин, ко-
торые сделаны в период с 1912 но 1934 г. Эти записи даже по-
сле ремастеринга оказываются незаменимыми для таких це-
лей. Динамические контрасты можно ощутить, прослушивая
даже очень зашумленные записи Берлинского, Бостонского,
Лондонского н Нью-Йоркского оркестров тех времен, а также
записи игры таких пианистов как А. Корто, В. Гизекинг и
А. Шнабель.
Тончайшие динамические оттенки прекрасно передают ста-
рые записи великих пианистов С. Рахманинова, И. Падерев-
ского, И. Гофмана и певцов Ф. Шаляпина, А. Неждановой,
Э. Карузо и М. Батистини.
Энергичность (power) —
это не гром-
кость и не напористость звучания. Ско-
рее, энергичность следует связывать с
ощущением эмоциональной заряженно-
сти музыки.
Энергичность—самый загадочный по-
казатель качества звукоиередачи аудио-
аппаратуры, так как нельзя с уверенно-
стью назвать объективные параметры
звукового сигнала, которыми он опреде-
ляется. Известно одно: что наибольшие
потери энергичности происходят при пе-
редаче звукового сигнала через электри-
ческие цепи. Чтобы оценить звучание ау-
диоаппаратуры по этому показателю, же-
лательно услышать через нее великих ис-
полнителей, своей психической энерги-
ей как бы зарядивших музыку, причем
6 См. „AM“ № 2 (7), с. 71.
7 При производстве LP начиная с 50-х гг. в ре-
кордерах стали использовать электромеханиче-
скую ООС.
Признаки
критерия „ясность“
Рекомендуемые
музыкальные программы
Рекомендуемые
первичные звукозаписи'
Ожидаемые
субъективные ощущения
Разделение голосов
Чикагский симфонический
оркестр (дир. Ф. Райнер)
Трио (Хейфец, Примроуз,
Пятигорский)
Хоры из мессы си-минор
И. Баха (Г. Караян)
RCA Victor
Living Stereo (1958-63)
Columbia (GB) (1950-52)
Одновременно звучащие
голоса и/или инструменты
не мешают друг другу
Летальность
Клавесин (В. Ландовская)
Джазовая тарелка (Конни Кей
из .The Modern Jazz Quartet")
АС (1950-51)
Atlantic (1962-63)
Тонкость структуры звучания
во всем диапазоне, особенно
на высоких частотах
Характер
звукоизвлечения
Фортепьяно (А. Корто)
Гитара (А. Сеговия)
Контрабас щипковый (Ч. Мингус)
HMV (1924-30)
HMV (1927-39)
Impulse (1958-63)
Натуральность передачи
атаки звука во всем
диапазоне звуковых частот
(бас хорошо артикулирован)
Раздельность
звуков,
их связанность
друг с другом
Фортепьяно (А. Корто,
И. Падеревский)
Фортепьяно (Л. Тристано)
Нью-Йоркский симфонический
оркестр (дир. А. Тосканини)
HMV (1924-30)
Atlantic (1961)
HMV (1930-33)
Баланс (хрупкий) между
детальностью и цельностью
звучания
Передача интонации
Скрипка (М. Эльман, Ф. Крейслер)
Скрипка (Я. Хейфец, Ж.Тибо.
И. Менухин)
Скрипка (Г. Шеринг)
Виолончель (П. Казальц)
Виолончель (А. Янигро)
Сопрано (А. Нежданова)
Тенор (Э. Карузо)
Бас (Ф. Шаляпин)
Grammophone (1910-14)
HMV (1926-33)
RCA (1960-63)
HMV (1928-33)
RCA (1950-55)
Grammophone (1905-14)
Эмоциональное
разнообразие музыки
(нет ни обедненности, ни,
наоборот, утрированности
эмоций)
' Следует учитывать, что не все записи в обозначенных мною периодах времени равноценны.
48
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст