ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
скольких музыкальных инструментов и голосов и порождает
ощущение кашеобразности звучания.
Критерии тональной чистоты годится для характеристи-
ки звучания и аудиосистемы в целом, и ее компонентов. По
этому показателю нетрудно давать как абсолютную, так и от-
носительную оценку. Для этого при прослушивании рекомен-
дуется использовать старые LP авторитетных в отношении
чистоты звука фирм „Decca“, „Columbia“,
Пространственное впечатление (sound staging). Ощуще-
ние окружающей музыкантов-иснолнителей акустической
атмосферы, которое возникает при прослушивании музыки
через аудиосистему, характеризуется фронтальной шириной
звуковой картины (иногда говорят „сцены") и ее глубиной.
Сразу замечу, что звуковая сцена представляет собой гори-
зонтальную плоскость, которая ограничена с боков громко-
говорителями. Обычная стереозапись не дает почувствовать,
что источники звука находятся сверху или сзади. Иначе го-
воря, она не способна „окунуть“ слушателе в акустическое
пространство студии записи —
да в этом и нет острой необ-
ходимости. Основная задача ее —
достижение большей, по
сравнению с монозаписью, ясности звучания за счет про-
странственного разделения прямых звуков и звуков, отражен-
ных от стен, пола и потолка.
Кстати, пространственное впечатление и его соответствие
реальной акустической атмосфере в большей степени зависит
от качества выбранной вами звукозаписи, чем от аудиоаппа-
ратуры. Чтобы избежать ошибок при тестировании аппарату-
ры по этому признаку, рекомендую в качестве тестовых исполь-
зовать только стереозаписи, выполненные в условиях естест-
венной акустики студии и с применением двухмикрофонной
техники, в которой задействован принцип ORTF или прин-
•цип SASS1
.
Сравнивая аудиосистемы по создаваемому ими простран-
ственному впечатлению, я бы в первую очередь обратил вни-
мание не на то, сколько там „воздуха“, а на то, разделяется ли
звучание музыкальных инструментов и передаются ли отдель-
но от него отзвуки студии звукозаписи.
Стереофоническое разрешение (imaging) —
это степень
точности локализации образа источника звука в пространст-
ве между громкоговорителями, а также ощущение ширины это-
го образа.
На музыкальное впечатление стереофоническое разрешение
прямо не влияет. И все же чем точнее локализация источни-
ков звука, чем они собраннее, чем стабильнее их местополо-
жение в звуковом пространстве, тем меньше они друг друга
маскируют и, как следствие, тем яснее в ансамбле звучание ка-
ждого музыкального инструмента.
Стереофоническое разрешение аудиосистемы можно оце-
нить, не сравнивая ее с другими системами. Для этого нужно
прослушать монофоническую звукозапись: в аудиосистеме с
хорошо подобранными компонентами образ монозвучания
локализуется в пространстве между громкоговорителями в
телесном угле 3-5° —
в отличие от рядовой стереосистемы,
где этот образ локализуется в угле 30-40°.
Хотелось бы обратить внимание читателя, что в обычной
стереосистеме стереообраз чаще всего не расплывается, а блу-
ждает (справа налево и наоборот) при изменении частоты зву-
ка. Виной тому, как правило, сама стереозапись или путани-
ца направлений проводов, передающих звуковые сигналы, а
1
См. „АМ“ № 4 (5) 95. с. 72-73.
также рассогласование АЧХ правого и левого каналов гром-
коговорителей.
Ясность (clarity) —
легкость, с которой воспринимается (в
основном на подсознательном уровне) содержание воспроиз-
водимой через аудиосистему музыки. Этот критерий требует,
чтобы
разделялись одновременно звучащие голоса;
воспроизводились мелкие детали;
характер звукоизвлечения был передан натурально;
звуки отделялись друг от друга во времени, при этом со-
хранялось ощущение цельности звучания;
интонационный рисунок проявлялся полностью и пере-
давался точно.
Ясность, пожалуй, самое важное условие музыкального
удовлетворения и наиболее трудный для оценки показатель
качества звучания аудиосистемы.
Если вам никогда не приходилось слышать ясно звучащей
аудиосистемы, то неудовлетворенности имеющейся у вас ап-
паратурой вы чаще всего не испытываете. Дело в том, что
ясность —
понятие относительное. У аппаратуры hi-fi, а тем
более high end, признаков недостойной ясности, которые вос-
принимались бы как дефекты звучания, обычно нет. Просто,
если звучание аппаратуры недостаточно ясное, после прослу-
шивания остается ощущение однообразия и скуки.
Приведенные выше признаки ясного звучания сами имеют
относительное значение, хотя и помогают направи ть внима-
ние в нужную сторону. Например, что такое звук детальный?
Почувствовать это можно, если быстро сравнить звук „живой“
тарелки с воспроизведенной через аудиосистему записью это-
го звука. Еще сложнее постичь, как аудиосистема справляется
с интонацией. Сравнивая „живую“ игру обычного скрипача и
ту же игру, только записанную и воспроизведенную через
аудиосистему, оказываешься в растерянности, так как не мо-
жешь уловить, способна ли система передать интонацию или
нет. Оказывается, чтобы понять это, необходимо сравнить „жи-
вое" и затем воспроизведенное через аудиосистему звучание
скрипки, на которой играет как минимум Ф. Крейслер, Я. Хей-
фец или Г. Шеринг.
Музыкантов такого класса сейчас уже нет, да и оставшиеся
после них звукозаписи часто несовершенны. Не всегда удачная
звукорежиссура, далекие от идеальных акустические условия в
студии звукозаписи, неоптимально подобранная микрофонная
техника, сомнительное по качеству электронное оборудование
(аналоговое и цифровое), кабели.
.. Каждый использованный в
записи „посредник“ внес свою лепту в безвозвратную утрату яс-
ности ее звучания. Наверное, поэтому многие все-таки предпо-
читают „живое" звучание записанной музыке, пусть даже это за-
пись исполнения прекрасных музыкантов.
И все-таки у некоторых, казалось бы, несовершенных зву-
козаписей остается невостребованным резерв ясности, кото-
рый может быть раскрыт только при правильном выборе всех
компонентов аудиосистемы.
К сожалению, по показателю ясности компоненты аудиосис-
темы не поддаются гармонизации. Звучание ощущается как яс-
ное, когда каждый из них отвечают этому критерию. Достаточ-
но иметь один недоброкачественный компонент - звукоснима-
тель. межблочный или выходной кабель (чаще всего им оказы-
вается корректирующий усилитель или усилитель мощности), -
чтобы ясность звучания заметно снизилась. Выявить слабое в
отношении ясности звучания звено можно. Для этого необхо-
димо сосредоточить внимание на том, насколько сильно меня-
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
47
предыдущая страница 48 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 50 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст