ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
средний регистр звучит плотно и энергично;
образы музыкальных инструментов близки по размерам
к реальным инструментам, причем каждый из них можно от-
делить от других;
отзвук зала и его размеры постоянно ощущаются вами и
в то же время не мещают восприятию музыки.
Для того чтобы ощутить достоверность звукопередачн, обыч-
нодостаточно нескольких секунд. К сожалению, владелец аудио-
системы быстро привыкает к этому ощущению. Оно начинает
действовать как наркотик, п любителю музыки постоянно хо-
чется улучшать аудиосистему, чтобы испытать это ощущение
снова и снова. Именно гонкой за достоверностью главным об-
разом объясняется непрерывная смена аудиокомпонентов на
рынке high end.
И третье, чего мы ждем от аудиосистемы, - это
легкость
,
комфортность восприятия музыки.
Наибольшее раздражение у слушателя обычно вызывают
резкость, шероховатость звучания, сопровождающая его
„грязь“, призвуки, скрежет. Поэтому чистота звука (или, как
говорят, тональная чистота) оказывается обязательным усло-
вием комфортности восприятия музыки, К условиям легко-
сти восприятия я бы также отнес отсутствие сопровождающих
звучание фона и шума и, конечно, тональный баланс.
При описании звучания аудиосистемы возникает соблазн
делать прямые количественные оценки вовлеченности в про-
слушивание, достоверности звукопередачн и легкости вос-
приятия. Однако я бы предостерег от этого. Прежде всего по-
тому, что мера этих ощущений в большей степени зависит от
самого слушателя, чем от подвергнутой испытанию аудио-
аппаратуры.
Действительно, степень вовлеченности в прослушивание в
первую очередь определяется культурным уровнем и эмоцио-
нальным развитием любителя музыки. Например, кадровые во-
енные в симфоническую музыку обычно не вовлекаются, хотя
легко воодушевляются звуками духовых маршей при любом
качестве их воспроизведения.
Ощущение достоверности зависит от тренированности слу-
ха аудиоэксперта, а в еще большей степени —
от его избало-
ванности.
На легкость восприятия сильно влияют субъективные эс-
тетические критерии слушателя. Для одних грохот железа на
сталепрокатном заводе (или рок в стиле heavy metal) не нару-
шает слуховой комфорт, у других звучание скрипки Стради-
вари может вызвать сильное раздражение, как, например, у мо-
их соседей по квартире.
Приводя подобные примеры, я хотел лишь подчеркнуть су-
губо личный, интимный характер музыкального удовлетворе-
ния и показать существенную роль субъективных факторов
при оценке качества звучания аудиоаппаратуры.
После этого, с моей точки зрения необходимого, разъясне-
ния мы подошли вплотную к основному словарю.
♦ ♦ ♦
Тональный баланс (tonal balance) —
возникающее у слуша-
теля чувство равновесия между низкими, средними и высоки-
ми частотами в процессе прослушивания музыки через аудио-
систему. При этом не должно быть окрашенности или подчерк-
нутости какой-либо области спектра музыкального сигнала.
Интересно, что окрашенность или подчеркнутость могут вы-
звать неприятные ощущения загрязненности, навязчивости
звука, но могут и приукрасить звучание аудиосистемы, сделать
его мягким, блестящим, теплым, сочным и т. п. Приукрашива-
ние звука наблюдается, когда частоты подчеркивания прибли-
зительно совпадают с частотами формант3 певческого голоса
или смычковых инструментов. Фирмы
изготовители недо-
рогой аудиоаппаратуры часто используют эту особенность
слухового восприятия и добиваются таким образом красиво-
го, „коммерческого“ звучания своих изделий. Однако менее эф-
фектная на первый взгляд, нейтральная (в смысле окраски и
подчеркивания) аудиосистема способна более полноценно пе-
редать красоту и, главное, разнообразие тембров человеческо-
го голоса и музыкальных инструментов.
Тональный баланс аудиосистемы можно оценить, опираясь
на присущее каждому чувство нейтральности звучания и не
прибегая к сравнению со звучанием эталонной системы.
Наиболее чувствительный тест для определения тонально-
го баланса - прослушивание фортепьянных и симфонических
произведений, отмеченных яркой тембральной индивидуаль-
ностью. Это в первую очередь музыка Бетховена. Брамса, Шу-
берта, Рнх. Штрауса.
Нарушение тонального баланса (неважно, в каком месте
тракта звуковоспроизведения оно произошло) отдаляет от нас
красоту и тембральную индивидуальность музыкального про-
изведения. Серьезной помехой при оценке тонального балан-
са тестируемой аудиосистемы становятся плохая звукорежис-
сера и окраска, привнесенные трактом звукозаписи. Чтобы уст-
ранить ее влияние, я советую прослушать через аудиосистему
только одно музыкальное произведение (например, Четвертую
симфонию Брамса), но в разных записях. Постарайтесь уло-
вить и запомнить тембральный почерк каждой из этих запи-
сей, и тогда вы сможете „вычислить“ постоянно присутствую-
щую окраску, характерную для звучания вашей аудиосистемы.
Тональный баланс расстраивается даже из-за очень неболь-
ших по величине и поэтому трудно измеряемых отклонений
от оптимума амплитудной и фазочастотной характеристик
аудиосистемы. Однако эти отклонения можно компенсиро-
вать, подобрав на слух наилучшее в смысле тонального балан-
са сочетание аудиокомпонентов, проводов и т. п. (назовем про-
цесс такого подбора
гармонизацией).
Благодаря этой особен-
ности тональный баланс чаще всего относят к показателям ка-
чества аудиосистемы в целом. Тональный баланс отдельных
аудиокомнонентов оценивать гораздо сложнее, так как для это-
го требуется тщательно выверенный эталонный тракт и, на-
верное, аудиоэксперты выдающихся способностей.
Тональная чистота (tonal pureness) —
это отсутствие в зву-
чании инструментов, когда они играют по отдельности или
вместе, жестковатости, шероховатости или призвуков.
Ощущение загрязненности может появиться из-за подчерк-
нутости или окраски какой-либо части спектра музыкального
сигнала, а также в результате каких-то нс очень понятных нам
фазовых аномалий в аудиосистеме, в первую очередь в области
высоких частот, или но причине возникновения хотя бы в од-
ном из звеньев тракта нелинейных искажений.
Загрязненность, вызванная вышеупомянутой подчеркну-
тостью или фазовыми аномалиями, слышна как при раздель-
ном, так и при одновременном звучании музыкальных инст-
рументов и практически не зависит от громкости звучания.
Загрязненность, обусловленная нелинейными искажения-
ми, чувствуется в основном при громком звучании сразу не-
1 Форманта —
специфическая для певческого голоса или музыкального
инструмента фиксированная область частот, при попадании в которую му-
зыкальные тоны или их обертоны заметно усиливаются.
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
45
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст