ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
В ходе прослушиваний я постарался уяснить для себя
степень пригодности DAT-магнитофона „Sony DTC-
ZA5ES“ в качестве аппарата для бытовой магнитной за-
писи, а также оценить имеющуюся в нем гибкую систему
изменения характера записи при помощи системы SBM,
предыскажений, различной тактовой частоты (и скоро-
сти записи) и т. д. Хотя этот DAT-магнитофон вполне мо-
жет быть использован как профессиональный (то есть
приносящий владельцу деньги), качество записи „живой“
музыки или мастер-лент не проверялось, так как это наш
журнал в данном контексте не интересовало.
Запись с аналогового источника
Записи, сделанные с грампластинок, показывают вы-
сокий уровень качества „Sony DTC-ZA5ES“: сходство с
оригиналом безусловно имеется. Привлекает высокая яс-
ность (разборчивость) записи, особенно на низких часто-
тах. Хороши и динамические характеристики. Увы, по-
стоянно проявляется один недостаток, видимо присущий
данному формату цифровой записи в целом: жесткая,
„светлая“ окраска верхних музыкальны*: регистров и, од-
новременно, как бы ограничение их с самого верха: это
приводит к определенной ненатуральности звучания
струнных и медных духовых инструментов, а также всей
металлической перкуссии. Такая окраска все же не очень
раздражает слушателя, но при сравнении сделанной за-
писи с аналоговым оригиналом начинаешь жалеть об ут-
раченной нежности звучания.
SBM
Действие системы формирования цифрового шума
SBM оказалось довольно ощутимым для слуха, но все же
не таким уж радикальным. В подавляющем большинст-
ве записей SBM „помогала“: в первую очередь, лучше пе-
редавалось ощущение акустических особенностей
записи — размеров и особенностей зала, расположения
инструментов и т. д. На грампластинке Джеймса Бойка
довольно четко сохранен характер атаки и затухания
фортепьяно, а лиричные трактовки композиторов-роман-
тиков располагают к проникновению в дух музыки. Лю-
бопытно, что, хотя запись без SBM была глуше и в ней
было меньше „воздуха“ вокруг звуков, она звучала бли-
же к оригиналу. Запись с SBM, сохраняя пресловутый
„воздух“, за счет сглаживания атак звука была все же
менее ясной. Так или иначе, но эта запись фортепьян-
ной музыки была единственным случаем, когда было
трудно отдать предпочтение SBM. На всех других фраг-
ментах преимущество однозначно принадлежало запи-
сям с SBM. При прослушивании записей с грампластин-
ки Марии Каллас (сопрано) было заметно, что без SBM
голос певицы был (по сравнению с грампластинкой) вы-
двинут вперед. Запись с SBM привлекала менее жест-
ким, более „влажным“ звуком, более точной передачей
акустической атмосферы зала. Кстати, оба варианта за-
писи неплохо сохраняли богатство и красочность инто-
наций великой оперной певицы.
Итак, система „Super Bit Mapping“ (SBM) оказалась
удачным подспорьем для сохранения в записи акустиче-
ской атмосферы оригинала.
Предыскажения (Emphasis )
Предыскажения состоят в том, что сигналы с широким
частотным диапазоном при записи аналогового сигнала
усиливаются. При воспроизведении они, соответственно,
ослабляются, что позволяет снизить относительный уро-
вень широкополосных шумов. На тех музыкальных про-
граммах, что я использовал, предыскажения сказались
скорее отрицательным образом, так как при их введении,
хотя и незначительно, ухудшалось пространственное раз-
решение, а средние регистры немного теряли плотность
и естественную теплоту.
Частота дискретизации
Как вам, наверное, стало ясно уже из технических ха-
рактеристик, запись на „Sony DTC-ZA5ES“ можно вести
с тремя разными частотами дискретизации: 48 кГц, 44,1
и 32 кГц. Частота 48 кГц — общепринятый стандарт про-
фессиональных студий, 44,1 кГц соответствует формату
„компакт-диск“. При частоте дискретизации 32 кГц ис-
пользуется нелинейное кодирование с разрешением все-
го
12
бит, поэтому снижаются требования к емкости но-
сителя и используется пониженная скорость движения
ленты (LP), что, естественно, эту ленту экономит. Следу-
ет понимать, что менять частоту дискретизации по сво-
ему усмотрению можно только при записи с аналогового
источника, в цифровом сигнале уже содержится такая
служебная информация, поэтому записать „в цифре“ па-
ру длинных компакт-дисков на 60-минутную кассету не
удастся.
Для экспериментов с частотой дискретизации я в ос-
новном использовал грампластинку М. Фэйтфул2. Раз-
личия между записями с частотой дискретизации 48 и
44 кГц, на мой взгляд, были несущественны. При часто-
те дискретизации 32 кГц наблюдалось явное обеднение
динамической и пространственной звуковой картины,
подача музыки становилась грубой, при этом накал стра-
стей полностью гас, а высокочастотные инструменты как
бы перемещались в безвоздушное пространство.
Запись с цифрового источника
Для записи с компакт-дисков я использовал электриче-
ский цифровой вход магнитофона. Очень скоро — к неко-
торому своему удивлению — я обнаружил, что разница ме-
жду оригиналом и записью отсутствует (или мною не улав-
ливается). Испугавшись, я на всякий случай проверил раз-
решающую способность „DTC-ZA5ES“, сделав записи с
двух разных „транспортов“ („Pioneer“ и „Rotel“). Разница
выявлялась очень четко: сухое, печальное звучание „RCD-
965“ совершенно не было похоже на артикулированное, яс-
ное, теплое, чуть гулкое звучание „PDR-09“.
Оптический и электрический входы
Сравнение оптического („TosLink“) и электрического
(SPDIF) устройств сопряжения цифрового магнитофона
„Sony DTC-ZA5ES“ показало несомненное превосходство
электрического цифрового входа. Записи через коаксиаль-
ный электрический кабель явно отличались более плот-
ным, весомым, отчетливым звучанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
„Sony DTC-ZA5ES“ достоен всяческого уважения как
аппарат для бытовой магнитной записи. Его можно сме-
ло посоветовать тем, кто по каким-то причинам собирает
музыкальную коллекцию из записей с цифровых источ-
ников. Видимо, „ZA5ES“ будет особенно привлекателен
для владельцев достаточно дорогих комплектов, особен-
но если у них есть внешний блок цифро-аналогового пре-
образования (конвертор), к которому можно подключить
цифровой выход DAT-магнитофона.
©
С. Таранов
2 Интересно, насколько сказалось на творчестве часто упомина-
емой „АМ“ певицы ее аристократическое происхождение — не-
давно прочитал в газете, что она дочь австрийской баронессы.
..
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
41
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст