ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
ти ленты: есть кнопка „END SEARCH“, после нажатия
которой головки найдут на ленте конец всех записей.
Уровень записи
Превышение оптимального уровня записи при анало-
говой записи на магнитную ленту чревато искажениями
в записанном сигнале. Если превышение невелико, то не-
велики и искажения, которые к тому же гармонические,
то есть кратные записываемому сигналу по частоте.
Если же вы записываете на ленту цифровой сигнал, то
превышение уровня записи, равного 0 дБ, ведет к более
неприятным результатам. Мои эксперименты с „DTC-
ZA5ES“ показали, что незначительное и краткое превы-
шение уровня не так уж разрушительно1, а вот чуть более
существенное нарушение „правила 0 дБ“ ведет к самым
что ни на есть заметным щелчкам или исчезновению сиг-
нала в записи. К счастью, на помощь пользователю при-
ходят два спасателя:
— автоматическая установка уровня записи при запи-
си с цифрового источника сигнала: вы можете забыть о
регуляторе:
w
— индикатор уровня „DTC-ZA5ES“. Он, во-первых, по-
казывает пики сигнала, задерживая на индикаторе мак-
1
Точнее говоря, не так быстро замечается: грубые дефекты не
слышны — но внимательное прослушивание показывает, что за-
писанный с малым превышением уровня сигнал намного хуже
по общему качеству (грубеет тембр звучания, замедляются атаки
и затухания).
симальные значения; во-вторых, в виде цифр показыва-
ет разницу между 0 дБ и максимальным из достигнутых
уровней сигнала (margin).
Предположим, вы переписывали любимую грампла-
стинку и вынуждены были отвлечься (к примеру, зазво-
нил телефон). Вернувшись к любимому магнитофону, вы
сразу смотрите на значение „margin“, и если видите ми-
гающие цифры „0.0 dB“, значит, произошла перегрузка —
надо начинать все сначала или хотя бы уменьшить уро-
вень записи. Кнопочка „MARGIN RESET“ в правой верх-
ней части передней панели обновляет показания индика-
тора перегрузки, заставляя его считывать максимальный
уровень сигнала заново.
Если при записи с микрофона уровень сигнала слиш-
ком высок, то селектором входов следует выбрать поло-
жение „MIC ATT“, при котором чувствительность микро-
фонного входа снижается.
Маркеры
Маркеры — это служебная информация, хранящаяся на
ленте в субкоде (см. врезку о SCMS). Маркер „начало фраг-
мента“ („Start ID“), по которому осуществляется поиск и
программирование последовательности воспроизведения
(как в проигрывателе компакт-дисков), может быть постав-
лен в любой момент времени записи — либо вручную, ли-
бо автоматически. При записи цифрового сигнала с ком-
пакт-диска или с DAT-магнитофона маркеры начала фраг-
мента расставляются автоматически (в соответствии с ори-
висимость подмешиваемого шума от частоты формируется так,
чтобы человеческое ухо „слышало" как можно меньше шума.
Ведь наше ухо воспринимает звуки разной частоты с неодина-
ковой чувствительностью.
Системы формирования шума сначала использовалось в бло-
ках мультибитового цифро-аналогового преобразования. Ситуа-
ция там напоминает вышеописанную: цифровой фильтр после ин-
терполяции выдает дополнительные цифровые данные о сигна-
ле. Эти данные нельзя просто отбросить или округлить, так как
ошибок передискретизации становится больше. В низкобитовых
ЦАПах, использующих принцип MASH (разработка фирмы „M a-
tsushita"), после цифрового фильтра с той же целью используют-
ся включенные параллельно формирователи шума. В обоих слу-
чаях спектр шума формируется так, чтобы убрать основную ин -
тенсивность шума в высокие частоты (лучше выше 20 кГц), где
его можно легко отфильтровать.
SBM
В системе формирования шумзБВМ, предложенной „Sony", шум
тоже перераспределяется по частоте, но при этом остается в звуко-
вом диапазоне. Основные максимумы шума при этом стараются
расположить в зонах минимальной чувствительности человеческо-
го уха. Мы уже писали о кривых равной громкости слуха (см. „АМ"
Ns 4 (5) 95, с. 63). На низких уровнях сигнала чувствительность уха
наиболее велика на частотах между 3 и 5 кГц. На рис. 7а на кривую
равной громкости нашего слуха наложен спектр широкополосного
шума с низким уровнем. Мы услышим такой шум только в тех час-
тотных областях, где уровень шума превосходит порог слышимо-
сти (там, где кривая входит в заштрихованную область). На рис.
16
показан шум той же интенсивности, что и на рис.
la,
но спектр его
сформирован так, чтобы наше ухо его не слышало.
SBM в действии
На рис.
2 ~ 6
показано, как при помощи SBM происходит пере-
вод 20-битового сигнала в 16-битовый. Рис. 2 отображает спектр
выходного сигнала 20-битового АЦП Если отбросить четыре ма-
лозначащих бита, то выходной сигнал приобретет вид, показан-
ный на рис.
3.
Во-первых, возрастает общий уровень шума, во-
вторых, растут гармонические искажения. На рис. 4 изображен
тот же сигнал, что и на рис.
2,
но в него введен шум, сформиро-
ванный согласно методу SBM Видно, что снизились и общий уро-
вень шума, и гармонические искажения.
На рис 5 показан синусоидальный сигнал низкого уровня
(-90 дБ) частотой 100 Гц, полученный после перевода из20-би-
тового путем отбрасывания малозначащих битов. Тот же сигнал,
но полученный при помощи SBM. вы видите на рис.
6.
Эти рисун-
ки демонстрируют улучшение линейности преобразования и раз-
решения на низких уровнях.
К ак SBM из проф ессиональны х студий
приш ла в б ы товую м а гн и тн ую запись
„Sony" начала использовать SBM при записи музыки в 1992 го-
ду. Приятного, что для воспроизведения компакт-дисков, при про-
изводстве которых использовалось система формирования шума
SBM, не требуется дополнительных декодирующих схем (как, кпри-
меру, для „Dolby" в магнитной записи или HDCD в проигрывателях
компакт-дисков) Компакт-дисков со значком SBM выпущено не
так уж много — 60 или 70. Зато с 1994 года „Sony" выпускает быто-
вые DAT-магнитофоны, в которых поиграть cSBM смогут не толь-
ко профессиональные звукорежиссеры, но и все любители циф-
ровой магнитной записи. Опять же приятно, что запись, сделанная
на магнитофоне с SBM, сохранит преимущества нового метода и
при воспроизведении на другом магнитофоне, без SBM.
20bitAO => Super 8И Mapping => 16bit, FFT
AMnnt(dBFS) vs. Частота (Гц)
-по.
-115.0
120
.
-135.0
-140
.0
•145
0
1
-----
t A
, L
h
Щ
w Vp
гЩ
]
TT
1
0
Ik
2k
3k
4k
5k
6k
7k
8k
9k
10k
Рис. 4
20bit AO => Simple Truncation => 16bit, FFT 16k
Амлл 1
(dBFS) vs. Время (c)
1
.5m
1
.0m
0
.5m
0.0
-0
.5m
-1.0m
•1.5m
0
2m
4m
6m
8m
10m
12m
14m
16m
18m
20m
Рис. 5
и
r 'v(
A
20bit AO => Super Bit Mapping => 16bit. FFT 16k
Ампл 1
(dBFS) vs. Время (c)
1.5m
1
.0m
0
.5m
0.0
-0
5m
• 1.0m
•1.5m
4
1
\
k
\
J
г
f
_
0
2m
4m
6m
8m
10m
12m
14m
16m
18m
20m
Рис. 6
38
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
предыдущая страница 39 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 41 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст