ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
ЭРГОНОМИКА
Внешний вид
На первый взгляд „DTC-ZA5ES“ напоминает обыкно-
венную кассетную деку, скрещенную с проигрывателем
компакт-дисков вроде „Sony CDP-XA7ES“. Кассета загру-
жается в центре передней панели, под кассетоприемни-
ком находятся обычные кнопки управления „пуск“,
„стоп“, „пауза“, „запись“ и т. д. В правой части передней
панели выделяются соосный поканальный регулятор
уровня и три позолоченных гнезда типа „джек“: два мик-
рофонных входа и выход на головные телефоны (регули-
руемый). Здесь же находятся селектор входов и селектор
режима записи („Standard“ 48 кГц и 44,1 кГц, „Long“
(32 кГц — удвоенное время записи при пониженном ка-
честве)). Миниатюрные притопленные рычажные пере-
ключатели управляют режимом SBM („Super Bit Map-
ping“, действует только во время записи с аналогового ис-
точника в режиме „Standard“) и^,Emphasis“ (предыска-
жения на ВЧ при записи с аналогового источника; при
записи с цифрового источника (или воспроизведении) на-
личие предыскажений в исходном сигнале определяется
автоматически). Слева от кассетоприемника виден мно-
гоцветный дисплей, на котором отображается любая ду-
ше угодная информация о состоянии дел в вашем DAT-
магнитофоне. Если на дисплее чего-то не видно, то, ско-
рее всего, надо поискать кнопку, которая включит ото-
бражение нужного вам параметра. Под дисплеем находят-
ся кнопки управления перемоткой и поиска фрагментов
ленты, а также управление установкой маркеров.
О чем надо помнить
Начало ленты
Если зарядить в DAT новую кассету, то первым делом
определяется наличие в ней ракорда, после чего записыва-
ется около одной секунды так называемой вводной части.
Поэтому перед тем, как начать запись на новую (чистую)
кассету, убедитесь, что лента в кассете перемотана на на-
чало. Вставив в механизм кассету с установленной на на-
чало лентой, не спешите сразу нажимать кнопку „запись",
а закройте сперва кассетоприемник кнопкой „OPEN/
CLOSE“. Если эта кассета была записана на другом магни-
тофоне, то можно ненароком стереть ее вводную часть.
Чистые фрагменты
Для DAT-магнитофона, в отличие от аналоговой запи-
си, существует разница между фрагментом ленты, на ко-
торый никогда ничего не записывалось (blank — пустой),
и фрагментом ленты, на который была записана „тиши-
на“ (sound-muted — беззвучный). Наличие „пустых“ уча-
стков где-нибудь между вашими записями сделает невоз-
можным поиск фрагментов налейте, и вы распрощаетесь
с точным подсчетом времени с начала ленты. Поэтому,
если вы хотите получить беззвучный фрагмент ленты, ни-
когда не пользуйтесь кнопками перемотки или воспроиз-
ведения, а нажмите кнопку „REC MUTE“. Не пользуйтесь
перемоткой и для того, чтобы найти конец записанной час-
Super Bit M apping (SBM)
Вспомним, что уже через 5-6 лет после того, как был принят
ныне здравствующий формат цифровой грамзаписи (16 бит/
44,1 кГц, см. „АМ" № 2 (3) 95, с. 10-16), профессионалы, занятые
записью музыки, начали от него отходить. Вызвано это было в пер-
вую очередь не слишком радужными перспективами этого фор-
мата в борьбе за качество записи именно на профессиональном
уровне. Аналоговые мастер-ленты явно превосходили цифровые.
Чтобы избавить CD от неприятного места в низу качественной ие-
рархии, инженеры стали предлагать иные технические решения.
Так, уже в 1989 фирма „Sony Classical" начала использовать циф-
ровые магнитофоны с 20-битовым разрешением.
20-битовая запись получила широкое распространение в про-
фессиональной записи музыки и оставалась утешением лишь для
ограниченного круга специалистов. Дело в том, что потребитель
(мы с вами) сможет по достоинству оценить 20-битовые мастер-
лент, только если при подготовке матрицы (увы, по стандарту она
должна быть 16-битовой) для производства компакт-дисков бу-
дет решен такой трудный вопрос:
К ак с м и н и м а л ьн ы м и потерям и перевести
20 -б и то вую запись в 16-битовую ?
К сожалению, точность снятия отсчетов с записываемого ана -
лотового сигнала не бесконечна. В случае 16-битового формата
CD для оцифровываемого сигнала предлагается только 65 536 (2№)
значений. В любой момент времени существует разница между
точным значением записываемого музыкального сигнала и бли -
жайшим к нему отсчетом (16-битовым числом). Отличие их друг
от друга называется ошибкой квантования. Ошибки квантования
обычно проявляются как шум, равномерно распределенный по
частотному спектру.
Относительная величина этого шума очень мала, однако она
зависит от того, как ведет себя исходный аналоговый сигнал. Че-
ловеческое ухо очень не любит искажения, коррелированные с
входным музыкальным сигналом (следящие за его изменениями).
Более того, шум квантования ухудшает и вполне объективные па-
раметры цифровой системы передачи сигнала: разрешающую
способность и линейность передачи на низких уровнях сигнала
Полностью устранить шумы квантования можно только перей ■
дя к аналоговой записи (то есть к бесконечному числу отсчетов и
бесконечной частоте дискретизации). На практике можно
умень-
шить
шумы квантования, увеличивая точность снятия отсчетов.
Например, используя 20-битовые цифровые слова Никто не спо-
рит, что в общем случае 20-битовые мастер - ленты звучат лучше
16-битовых.
Осталось перенести достоинства 20-битовой запись в наш с ва-
ми 16-битовый компакт-диск. „Лишние" четыре бита (они назы-
ваются малозначащими (1-5В)) можно просто выбросить или ок-
руглить. Можно также подмешать заново псевдослучайный шу-
мовой сигнал — чтобы уменьшить заметность шумов квантова-
ния на слух (псевдослучайный шум уж никак не отслеживает из-
менения в записываемом аналоговом сигнале)
16-битовая запись, полученная из 20-битовой, в любом случае
будетчуть точнее отражать записанный сигнал, чем 16-битовая
исходная запись. Правда, у инженеров был повод задуматься: ок-
ругление малозначащих битов повышает гармонические искаже-
ния, а повторное подмешивание псевдослучайного шума ухуд-
шает общее отношение сигнал/шум.
Ф о р м и ро в а н и е ш ум а
Формирование шума есть логическое продолжение идеи мас-
кировать шумы квантования случайным шумовым сигналом. За-
20bit АО => 20bit Thru. FFT
AMnnl(dBFS) vs. Частота (Гц)
Рис. 1
Рис 2
20bit => Simple Truncation - > 16bit. FFT
AMnn1(dBFS)vs. Частота (Гц)
АУДИО МАГАЗИН 5/1996
37
предыдущая страница 38 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн следующая страница 40 АудиоМагазин 1996 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст