РЕТРО
H I - F I
f
_______
Е л
__
А. Лихницкий
Когда в 1975 году появился „Бриг“,равных ему не было. Выпускаемые в то время усилители „Радиотехника-020“ и „Элек-
троника Б1-01“ уступали „Бригу“ буквально во всем. Министерство торговли сразу присвоило ему звание „товар повышен-
ного спроса". И действительно, несмотря на высокую стоимость, в Москве его можно было купить только приплатив не
меньше 25 рублей. „Бриг" был признан полностью соответствующим требованиям западного рынка'. Экспорт во Францию и
Австралию, золотая медаль на Лейпцигской ярмарке.
.. И все же главное
„Бриг" разрушил сложившееся представление о
том, что из деталей отечественного производства и силами наших „убогих“ инженеров, проводивших массу времени на ово-
щебазах, создавать такую сложную технику, как hi-fi, нереально.
Именно тогда, когда западная аудиоаппаратура была доступна только „избранным". „Бриг“ вселил в меломанов надеж-
ду, что в наших магазинах наконец станет продаваться аппаратура hi-fi. Прошло еще немного времени, и появились „сорат
ники" „Брига": „Одиссей-010", .Амфитон А1 -01“, „Кумир-001“, а также другие аудиокомпоненты отечественного производ-
ства.
Но hi-fi, как и многое у нас, создавался не коллективами НИИ, а одиночками, которые вовсе не „стояли у истоков“1
2 в
неподвижности — придя на пустое место, они брали на себя ответственность и, быть может совершая ошибки, двигались в
верном направлении не благодаря, а вопреки чуткому руководству.
..
Не будь в стране энтузиастов-одиночек, не было бы отечественного hi-fi и многого другого. И это не преувеличение. Ведь в
соответствии с решениями Ленинградского обкома КПСС объединение „Океанприбор", на котором создавались „Бриг“ и „Кор-
веты" .должно было осваивать производство не аппаратуры hi-fi, а кастрюль и сковородок.
У
И С Т О К О В
О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Г О
ИСТОРИЯ 1
*
Ж
*
РОЖДЕНИЕ
) Ш
\
«БРИГА»
і
\ \
Н .С в и р и д о в
А. К аляева
(автопортрет)
Прототип „Брига“ рождался в 1970 году в коммунальной
квартире на тихой улице Каляева, в центре Ленинграда. Хотя
такой термин, как „high end“, тогда еще не был придуман, идея
создания „бескомпромиссной“ аудиоаппаратуры уже витала в
воздухе.
Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов
захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для вос-
произведения стереофонических грампластинок. Мы догово-
рились сделать два ее образца на пределе наших возможно-
стей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу
входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонти-
ровать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался
все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на произ-
водстве.
Этот грандиозный проект был, как ни странно, довольно бы-
стро осуществлен —
наверное, благодаря нашему энтузиазму
и теперь уже не помню какому количеству спирта и водки, са-
мой надежной валюты того времени.
А теперь представьте себе акустические системы — выше че-
ловеческого роста, объемом 400 литров каждая, со скошенны-
ми стенками, — задемпфированные изнутри тремя слоями ру-
бероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите
толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм
из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолета.
Головка звукоснимателя была фирменная.
Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усили-
тель на транзисторах с фантастическими по тем временам па-
раметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения
0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно — этот
усилитель совсем неплохо звучал. Тогда он превзошел по зву-
ку усилитель фирмы „Dynaco“ и, как мне казалось, мой ста-
рый ламповый усилитель на 6С4С.
1
По заключению английской фирмы-экспортера „Afif Ltd.“.
2
См. статью „Корвет не сдается“ безымянных авторов в „Hi-Fi
Music“, №6 (9) 1996.
Хорошее звучание усилителя я объяснял применением изо-
бретенных мною в 1967 году „троек“ (симметричного квази-
комплементарного выходного каскада3, который впоследствии
был использован в усилителе „Бриг“).
Больше всего хлопот доставили нам акустические системы.
Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом
с использованием расплавленного битума на лужайке перед га-
ражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе
ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера,
водруженный на крышу крохотного „Запорожца“, который мед-
ленно (чтобы не сломать рессоры) плывет по улицам города со
стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оста-
вались так, пока мы не исчезали из поля зрения.
Теперь я сам удивляюсь, какой титанический труд мы за-
тратили на это, казалось бы, малополезное дело — вместо того
чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т. п. И
все же усилия, как оказалось, не пропали даром. Те, кто слы-
шал „гробы“ (так их называли мои друзья), до сих пор вспоми-
нают удивительно проникновенный бас этой стереосистемы,
которым, как мне кажется, она обязана уникальным громко-
говорителям фирмы „Telefunken“ военных времен.
Среди знакомых, которые восхищались стереосистемой и
часто приходили ко мне послушать музыку, были Алла Каляе-
ва и ее муж, известный теоретик джаза Ефим Барбан'.
Прослушивание авангардного джаза и „Страстей“ Баха, а так-
же интересные встречи и большое количество алкоголя состав-
ляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла бы-
ла душой и организатором таких тусовок. Природа наделила ее
незаурядным умом и привлекательностью, а также способно-
стью хорошо делать многие вещи, в том числе прекрасно гото-
3 Как выяснилось позже, аналогичное техническое решение то-
гда же было предложено Питером Волкером и использовано в
усилителе „Quad 303“.
1
В настоящее время музыкальный комментатор русской службы
„Би-Би-Си“, известный под псевдонимом Джеральд Вуд.
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст