ИНТЕРВЬЮ
ется сетевым предохранителем, то есть он у меня рассчи-
тан так, чтобы при мощности больше 400-500 Вт сетевой
предохранитель срабатывал. Достаточно оригинальна то-
пология предварительного усилителя. Если предельно про-
сто описать топологию, у меня на входе каскодный диффе-
ренциальный усилитель, стоит согласованная пара
р-
ка-
нальных полевых транзисторов, дальше высоковольтныер-
канальные биполярные транзисторы, в качестве источни-
ка тока используется так называемое токовое зеркало Виль-
сона, вторым каскадом у меня работает лампа 6Н23П, тре-
тий каскад — сильноточный однотактный буфер на
п-р-п-
транзисторе с источником тока, то есть формально все пре-
дельно просто. Но все эти схемы, как я говорил ранее, вы-
полнены в соответствии с моделями, которые у меня уже
были построены. Здесь используется максимально простая,
с моей точки зрения, схема подачи смещения и стабилиза-
ции тока покоя выходных транзисторов— я не знаю, кто
еще такие схемы применяет. На эти вещи у меня ушло мно-
го времени. Естественно, можно было решать задачу в лоб,
то есть применять стандартные решения, но это дорого. Ап-
парат и так очень дорогой.
Еще моменты, которые помогают аппарату работать. У
нас „мягкая“ схема подключения (soft start). Подклю-
чение — слаботочным тумблером, а дальше уже работают
мощные реле. Первые
две с половиной секунды
напряжение не подается
на конденсатор — гигант-
ские конденсаторы разо-
рвут любой блок питания
в переходном режиме, то
есть сразу же будет ко-
роткое замыкание, — по-
этому применен мягкий
пуск этой схемы; дальше
стоят реле времени.
„AM“. Через резисто-
ры?
В. Ш. Три мощных ре-
зистора в параллель, и
стоят они последователь-
но с электросетью. Ис-
пользуется очень серьез-
ная система защиты и за-
держки — одна минута, пока это все прогревается. Если что-
то происходит с аппаратом внутри, какая-то проблема, он
на 14-15 секунд отключается и ждет, что произойдет даль-
ше. И если ничего не происходит, включается. Сейчас я вам
покажу, как работает задержка включения.
(Выключает
и включает усилитель.)
Как признано уже экспертами в Америке, Англии, Япо-
нии, эти усилители, кроме всего прочего, обладают совер-
шенно уникальной способностью воспроизводить натураль-
ный бас, хотя это не усилители постоянного тока: есть пе-
реходные конденсаторы между предварительными усили-
телями и выходным каскадом.
„AM“. Сегодня, с позиций американского разработчика
high end, президента и главного инженера „LAMM Audio“,
какие вехи вашей советской биографии вы вспоминаете?
В. III. В 1963 году я поступил на факультет электрофизи-
ки Львовского политехнического института по специаль-
ности физика твердого тела, полупропроводники и т. п. В
1968 году закончил, получил более или менее исследова-
тельскую специальность — инженер-электрофизик, разра-
ботчик полупроводниковых приборов. Практику я прохо-
дил в Институте полупроводников Академии наук в Киеве,
там же писал диплом. Занимался электролюминесценци-
ей. Мы делали электролюминесцентные приборы на кар-
биде кремния. Я диплом написал за четыре-пять месяцев
до официальной защиты. Считалось, что в Киеве меня возь-
мут на работу. Должен был над диссертацией думать. Но в
1968 году забрали в армию наш несчастный 45-й год, на ко-
тором все эксперименты проводились — семилетка, потом
восьмилетка, политехническое образование, 11 классов.
..
Когда я приехал в Киев после двух лет армии, все уже было
занято. Вернулся во Львов, пошел работать на Львовский
телевизионный завод, там делали „Электроны“. Но Львов-
ский завод на самом деле — крупнейшая оборонная фир-
ма. Основная моя специализация была замкнутые телеви-
зионные системы. Потом мы начали заниматься системой
ТВВЧ2: видели по телевизору Центр управления полетами
в Подлипках, все эти столы с мониторами? Это наша раз-
работка. Потом мы занимались системами авиационных
тренажеров для тренировки военных и гражданских лет-
чиков.
В свое время у кого-то стащили ТВ-систему с масштаби-
рованием сигнала. Но масштабирование производилось оп-
тическими методами, с использованием сложнейшей опти-
ки. Перед нами поставили задачу: сделать такую же систе-
му, только масштабирование должно быть на экране с из-
менением растра, причем примерно в 40 раз, с сохранени-
ем всех параметров. Я поездил по городам, по весям.
„ АМ“. Это тоже был военный заказ?
В. Ш. Да. Был в ЦАГИ, там тоже занимались чем-то по-
хожим, но мне объяснили, что такие вещи электронными
методами не реализуют-
ся, только оптическими,
тогда компьютерные де-
ла были еще не распро-
странены. В Москве во
ВНИТИ подобные систе-
мы были реализованы
только с масштабирова-
нием в 5 раз. А мне нуж-
но было — в 40 раз. Я,
может быть по молодо-
сти, не понимал, что это
довольно серьезно. Я
влез в это дело, но решил
эту задачу. Через пару
лет уволился с завода,
как раз тогда, когда на-
чали открываться все
эти СКВ бытовой техни-
ки. Меня потянуло на
родное. Я работал во львовском СКВ бытовой аппаратуры
главным конструктором. „Амфитоны“ — это все внешняя
часть, это неинтересно. Параллельно я сам себя делал, то
есть сам себе задавал вопросы. Когда не мог ответить на них,
начинал учиться. Я всю жизнь учусь.
Сначала я задавал себе простые, наивные вопросы. Напри-
мер, один из таких наивных вопросов. У нас три усилителя:
один имеет 1-2% искажений, другой — 0,1% искажений,
третий — тысячные доли процента. Все это мы слушаем че-
рез акустическую систему, которая имеет 5% искажений.
Теоретически мы не должны слышать разницу — только по-
черк акустической системы. Номы прекрасно слышим, что
усилители звучат по-разному. Парадокс, правда? Ответ на
этот вопрос найти не так просто. У меня ушло несколько лет,
чтобы понять, как на него ответить. Учиться, как делать
звук, негде — это подтвердит любой серьезный разработ-
чик.
.. ладно, просто разработчик, который создал аппара-
туру действительно звучащую. Каждый сам нащупывает до-
рожку. Повторяю, я всю жизнь учился. У меня была возмож-
ность ставить колоссальное количество экспериментов, то
есть проверять свои теоретические выкладки, сужать круг
топологий и в конечном счете получать какие-то результа-
ты. Как это ни странно, помогла моя восьмилетняя „невы-
ездность“, хотя были побочные проблемы, связанные с пре-
быванием в отказе — террористического плана и прочие. У
2 Телевидение высокой четкости.
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
61
предыдущая страница 62 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 64 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст