ПОЧТА
і і и
★ ★ ★
Журнал ваш замечательный, меня
он просто убил своим качеством.
Возможно, как классные эксперты,
вы поможете советом: „усилитель
мощности высокой верности“ Н. Су-
хова („Радио“, 1989, № 6, 7) — на-
сколько он хорош в музыкальном пла-
не, с чем сравним по цене и качеству?
Дело в том, что я не могу приобрести
даже недорогую (до $300) технику,
хотя думаю, что на классную „музы-
ку“ обязательно заработаю. А слушать
хочется не через год, а сейчас, сегодня!
И вообще, есть ли в „Радио“ конструк-
ции, обеспечивающие достойный
звук? Есть ли у вас в планах обзор ка-
тушечных магнитофонов, или это уже
анахронизм?1
А. Яцкевич, Златоуст
★ ★ ★
В №№ 6 и 7 журнала „Радио“ за
1989 год было опубликовано описа-
ние УМЗЧ высокой верности (автор
Н. Сухов) с довольно высокими техни-
ческими характеристиками. Думаю,
что эту конструкцию творил не один
десяток радиолюбителей. Хотелось бы
услышать мнение адептов hi-fi и high
end об этой конструкции: как она ве-
дет себя с различными АС и предуси-
лителями. Также интересно услышать
о примененной в этом УМЗЧ системе
компенсации сопротивления прово-
дов, соединяющих выход усилителя с
АС. Такая система применяется в уси-
лителях „Toshiba“ (Clean Drive Sys-
tem), „Kenwood“ (Sigma Drive System),
„Akai“ (Zero Drive System).
О. Извеков, Камень-на-Оби
Косвенные ответы на Ваши вопросымож-
но найти в нашем журнале: № 2 (3)95, с. 72;
№ 3 (4 ) 95, с. 7; № I (6) 96, с. 26, 43-49;
№ 2 (7 ) 96.С. 43. Ознакомившись с ними. Вы
увидите, что наш круг любителей и профес-
сионалов вряд ли могла серьезно заинтересо-
вать схема, предложенная г-ном Суховым.
Автор правильно рассуждает о влиян ии
свойств дета.сей на качество звука („Водно“,
1989, А ё 5), оправданно применяет порого-
вую спусковую схему защиты, но на входе сво-
его усилителя ставит микросхему, которсш
наверняка
„украдет “ виртуальную глубину
стереопанорамы, столь необходимую для
создания аффекта присутствия. Строго тео-
ретически глубины стереобазы не существу-
ет, но каждый, кто слушает хорошие спирео
системы, всегда отчетливо ощущает не толь-
ко азимутальную локализаци ю истом н и ков,
но и глубину звукового пространства.
Г-н Сухов с большим опозданием обратил
внимание на схемную экзотику некоторых
зарубежных фирм, не отличающихся каче-
ством звучания своих изделий. Музыкальное
'Анахронизм.
..
— Здесь и далее прим. ред.
звуковоспроизведение - увы!
-
определяется
не набором параметров, пуст ь даже самых
изысканных, а лиш ь способностью аппара-
туры донести тот художественный сти-
мул, который вызовет поток эмоций.
Затраты и цены на аппаратуру сейчас
диктуются не электроакустическими пара-
метрами, а музыкальной ценностью воспро-
изведения,
Например, усилитель полный „Aiwa ХА
950“ - 100 Вт на 8 Ом, полоса частот от
5 Гц до 7 0 кГц при нелинейных искаж ениях
0,005% - стои т всего 320 долларов. При
этом усилитель мощности фирмы „Audio
Note“, едва укладывающийся в звуковую по-
лосу частот и имеющий нелинейность в сот-
ни раз большую, чем „Aiwa“ - при 17 Вт
м ощ ност и,
-
ст оит 120 4 0 0 долларов
(„Kegon“), а за 45 Вт на канал нужно за-
платить уже 247 000 долларов (см. „ А М “
.№ 4 (5 ) 95, с. 98). Такое несоответствие да-
же стало некоторой тенденцией.
Этот парадокс объясняется довольно про-
сто. Д ля хорошего воспроизведения звука
требуются изготовленные по специальной
технологии дорогие „хай-файные“ детали
(проводники, резисторы, конденсаторы, пе-
реключатели и т. п.), сложные способы со-
единения
этих
деталей (бескислородная пай-
ка, „холодная сварка
под давлением, специ-
альные припои) - все это делает практиче-
ски невозможным получение хорошего звуча-
ния в радиолюбительских условиях. Люби-
тельство в звукотехнике не может сейчас
конкурировать с фирменной аппаратурой
ни по затратам труда, времени и средств,
ни по качеству звука. Поэтому лучше ку-
пит ь готовый аппарат , руководствуясь
своими „ушами“ и, частично, наш ими ре-
комендациями - но не параметрами.
Серьезные, авторитетные в области зву-
ка фирмы давно уже перестали публиковать
традициочные параметры усилителей: ан-
глийская фирма „О пік“ в подробных инст-
а н ц и я х к своим усилителям никаких выход-
ных параметров, кроме мощ ности, не при-
водит. Г-н Сухов опозда.г примерно на 10
лет. Тогда, в конце 70-х, еще господствовали
призрачные идеи борьбы с динамическими
искаж ениями под знаменами М. Ст ала и
М . Д и чи. После краха квадрофонии в 1971
году бум звукового пространства сменился
бумом изощ ренны х схем ны х реш ений и
сверхвысоких параметров. В середине 70-х
вспомнили о „связи вперед", предложенной
X. С. Влеком еще в конце 20-х годов. Появи-
лись усилители с токовым форсажем, с от-
рицательным импедансом, с электромеха-
нической обратной связью (ЭА10С), управ-
ляющей акустическими параметрами. Это
были годы расцвета hi-fi - эпоха господства
параметров. Но на горизонте уже занима-
лась заря hi-end
-
эпохи приоритета худо-
жественных звуковых образов. Сейчас т іп -
не „хай-энда
сияет над миром. Но яркому
свету всегда сопутствует и глубокая тень, в
которой мы, к сожалению, в большинстве
своем и прозябаем. Одна из задач нашего
журнала - подсветить эту июнь хотя бы ин-
формационно. .
.
Наука „хай-эид" - это не „ ползучий эм-
пиризм“, она опирается на новейшие дости-
жения физики и учитывает теорию эмо-
ций. Существуют нет радиционные пара-
метры и методы их измерений, особые тех-
нологические процессы производства аппа-
ратуры. Но описание их пока в задачу на-
шего ж урніші не входит.
В. Зуев
Упомянутого Вами „УМ3 4 высокой вер-
ности “ Н. Сухова нет ни
V
кого из моих зна-
комых, поэтому описать его поведение в раз-
н ых трактах не могу А неыиз же указанії ых
статей в журнале „Радио“ показал, что эта
конст рукция может служ ить примером
усилителя, довольно грамотно спроектиро-
ванного сторонником чисто технического
подхода к созданию аппаратуры звуковос-
произведения. Такой подход предполагает в
качестве цели разработки получение макси-
мально высоких параметров аппарата, в
данном случае усилителя, и основан на убе-
ждении, что усилитель с лучш ими техни-
ческими характеристиками должен и будет
лучше звучать. Чаще всего при этом имеет-
ся в виду коэффициент гармоник при номи-
нальном уровне сигнала и, несколько реже,
коэффи циент демпфировакия (громкогово-
рителя). Это исключительно удобная пози-
ция, сторонникам ее нет числа и за рубе-
жом. и в нашей стране. В СССР это был бы
офи ц иал ьны й, еди нс таен но разрешен н ы й и
требуемый соответствующими ГОСТами
подход. Здесь все ясно. „Удобство“ заклю ча-
ется в возможности нормирования и про-
верки достаточно легко измеряемых пара-
метров. В соответствии с полученными
цифрами (а также с учетом некоторого ко-
личества обязательных потребительских
свойств) и определится вначале класс, а по-
том группа сложности изделия.
Все было бы хорошо, если бы іуществовала
однозначная связь между объективно изме-
ряемыми параметрами и характером звуча-
ния, (убьективновоспринимаемым человече-
ским ухом. Но этой связи нет -во всяком слу-
чае. при существующих на сегодняшний день
параметрах и методах их измерения. Н ачи-
ная е определенных
величин улучшение этих
параметров как минимум перестает соот-
ветствовать совершенствованию каких-ли-
бо характеристик качества звучания. В худ-
шем случае резкое улучшение какого-то пара-
метра
-
обычно это как раз коэффициент
гармоник
-
весьма часто приводит к общему
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
3
предыдущая страница 4 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 6 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст