ДОМАШНИЙ
КИНОТЕАТР
П О
Н А К
Читатели часто спрашивают, можно ли ис-
пользовать видеомагнитофон hi-fi-стерео для
звукозаписи. Попробуем в этом разобраться.
Для начала - короткая справка. Звуковые сиг-
налы в видеомагнитофоне с режимом „Ы-б"за-
писываются и воспроизводятся с помощью двух
дополнительных магнитных головок, которые
размещены на том же вращающемся барабане,
что и видеоголовки. Используются цифровые
(например, NICAM) и аналоговые методы запи-
си, но в любом случае звук „нарезается на лом-
тики", из которых при воспроизведении необ-
ходимо будет снова „склеить" сигнал. „Нареза-
ние" аналогового сигнала может вызвать ком-
мутационные помехи с частотой 50 Гц. Этот ро-
кот имеет мультипликативный характер1
и при-
водит к немалому снижению качества звука.
В большинстве hi-fi-видеомагнитофонов звук
записывается методом частотной модуляции до -
полнительных несущих. Поднесущие звука зани-
мают относительно свободное пространство в
спектре сигнала изображения между сигналами
яркости и цветности. В формате „VHS" частота
поднесущей левого канала в системе PAL -
1,397 МГц, правого -1,798 МГц, а в NTSC - со-
ответственно 1,297 и 1,698 МГц. В магнитофонах
,,Hi-8" частоты поднесущих равны 1,5 и 1,7 МГц.
Сам по себе метод частотной модуляции хо-
рошо подходит для записи звука. Во-первых, он
почти нечувствителен к амплитудной модуля-
ции, борьба с которой в системах обычной про-
дольной магнитной записи ведется уже много
лет, правда без особенного успеха. Если ухуд-
шается контакт головки с лентой, то уровень под-
несущей начинает изменяться. В системе с час-
тотной модуляцией в этом случае меняется от-
ношение сигнал/шум. Это не очень приятно, но
гораздо менее заметно, чем амплитудная моду-
ляция самого звукового сигнала.
Во-вторых, неравномерность движения го-
ловки относительно ленты вызывает не детона-
цию звука, а появление в сигнале аддитивных
инфранизкочастотных помех, которые не слыш-
ны.
В-третьих, отношение сигнал/шум сквозного
тракта может быть существенно выше, чем отно-
шение сигнал/шум ленты. Это принципиальное
свойство метода частотной модуляции, и оно же
обеспечивает высокое качество радиовещания в
диапазоне УКВ (65-74 и 100-108 МГц).
В-четвертых, частотная характеристика сквоз-
ного тракта на низких частотах линейна, можно
записывать и инфранизкочастотные сигналы.
' Р а зл и ч а ю т п о м е х и а д д и т и в н ы е , п р и б а в л я е м ы е к п о -
л е з н о м у с и гн а л у (п р и м е р - о б ы ч н ы й ш у м ), и м у л ь т и -
п л и к а т и в н ы е , к о гд а п о л е з н ы й с и гн а л у м н о ж е н н а п о -
м е х у (п р и м е р - п а р а зи т н а я а м п л и т у д н а я м о д у л я ц и я ).
л о н н о й
д о р о ж к е
шид билдт fipm/tfnni/nwPwukiM Ппм
гмги;
В-пятых, нелинейные искажения определяют-
ся качеством модулятора и детектора и практи-
чески не зависят от нелинейных свойств магнит-
ного слоя ленты. Это позволяет получать Кг<0,1%
при номинальном уровне сигнала. При сниже-
нии уровня сигнала нелинейные искажения
уменьшаются.
Говорить о достоинствах или недостатках ана -
лотовой записи звука в hi-fi-видеомагнитофо-
нах можно долго. Потенциально метод частот-
ной модуляции обеспечивает высококачествен-
ную запись сигналов. Пора от теории переходить
кпрактике. Главный редактор доверил мне соб-
ственный видеомагнитофон „JVC HR-P80A"-. Ис-
пытания показали: отношение сигнал/шум бо-
лее 80 дБ (невзвешенное), диапазон частот при
номинальном уровне записи от 20 до 20 000 Гц
(±0,5 дБ) и при спаде -4дБ - от 10 до 35 000 Гц;
коэффициент гармоник менее 0,1%. Продукты
интермодуляции как минимум на 60 дБ ниже но-
минального уровня полезных сигналов. На
рис.
1
приведена спектрограмма выходного сиг-
нала: записаны одновременно высокочастотный
сигнал с большим уровнем и низкочастотный -
с малым. Именно в этом случае искажения в
тракте звука hi-fi-видеомагнитофона макси-
мальные.
Надо сказать, что измерение параметров зву-
кового тракта видеомагнитофона - дело весь-
ма нудное: сквозного тракта нет, приходится за-
писывать, перематывать, потом воспроизво-
дить. Видеомагнитофон все-таки мало приспо-
соблен для звукозаписи, работать с ним не очень
удобно. Лучше не прерывать процесс записи: и
в режиме „пауза", и при полном останове маг-
нитофон „теряет дорожку". При воспроизведе-
нии звук в таких местах исчезает совсем, или вос-
производятся какие-то остатки прошлых запи-
сей. Обращаться с JVC HR-P80A" не очень удоб-
но: нет ни счетчика, ни индикатора расхода лен-
ты. Поиск нужной записи напоминает охоту за
черной кошкой в темной комнате. А вот отсутст-
вие регулятора уровня записи не мешает. Дина-
мический диапазон аппарата достаточно широк,
и любой компакт-диск можно записывать, не за-
думываясь об уровне.
По объективным параметрам к аппарату пре-
тензий нет, кроме единственной - при записи
сигналов с частотой выше 20 кГц появляется ро-
кот (на рис.
2
показан результат воспроизведе-
ния сигнала с частотой 37 кГц и уровнем ОдБ: в
сигнале появились спектральные составляющие
50, 100, 150 Гц и т. д.). Видеомагнитофон „JVC
HR-P80A" просто не рассчитан на такой режим
Все измеряемые искажения у „JVC HR-P80A"
достаточно малы, но это не означает, что звуча-
; Томнее, видеопроигрыватель с возможностью
записи
по низкой частоте - как теперь говорят, „плейер с
записью", или
„пишущий плейер”.
ОдБ
•20
-40
12000
100
»/'«О
ш .
_______ _
Частота, Гц
Рис. 1. Спектр
сигнала. Запись-
80
Гц/-35
дБ
.
12
кГц/0
дБ
. Пики
шумов
на
частотах 50
и
100
Гц
- коммутационные помехи
.
Рис 2
Помехи
при
воспроизведении
высокочастотных сигналов.
Рис. 3
. Область локализации
кажу-
щихся
источников звука оригинала
(а) и
копии
(6).
ние будет безукоризненным. При записи сигнал
проходит огонь, воду, медные трубы и систему
шумоподавления. Но вся обработка происходит
внутри одной большой микросхемы, информа-
ции о внутренностях которой нет, и для анализа
доступен только „конечный продукт". В такой си-
туации велика вероятность не обнаружить ка-
кие-то специфические искажения, даже при тех
тщательнейших измерениях, которые были про-
деланы. Гораздо информативнее прослушива-
ние.
Диски:
„Beethoven. Quartuors, op 18 Brandis Quartett"
(„Harmonia Mundi");
„Hot Club of San Francisco" („Clarity Recordings");
„Музыкальная коллекция" („General Records/
Extraphone/GMP");
„Pink Floyd. The Wall" („EMI/Harvest").
Ситуация та же, что и с компакт-диском: ис-
кажений и шумов при использовании высоко-
качественной видеокассеты („BASF Е 90 EQ",
17 тыс. руб. за 90 минут. ) нет, но если в оригина -
ле легко разделяются инструменты переднего и
заднего планов, то в копии задний план оказы-
вается затенен, оркестр („Pink Floyd") теряет глу-
бину. На рис.
3
показана область локализации
кажущихся источников звука при воспроизведе-
нии оригинала и при воспроизведении копии на
„JVC HR-P80A". На электронной музыке этот де-
фект заметен меньше, но даже современный во-
кал („Хару Мамбуру" группы „Ногу свело") зву-
чит лучше, если сохранено звуковое простран-
ство. Понятно, что потеря глубины панорамы
возможна только если эта глубина была. К со-
жалению, многие фонограммы „плоские" от ро-
ждения. А если к усилителю „Корвет" одноимен-
ные громкоговорители подключены сетевым или
телефонным проводом, то не беспокойтесь -
потери, вносимые hi-fi-видеомагнитофоном,
мешать не будут.
Многим знакома ситуация, когда запись, сде-
ланная на одном магнитофоне, не звучит на дру-
гом. Или не совпадают головки, или разная кор-
рекция, или еще что-нибудь не сходится. Для
контроля запись, сделанную на „JVC HR-P80A",
воспроизвели на „Panasonic NV-HD90". Потерь
нет, что, впрочем, естественно: коррекции час-
тотной характеристики система записи с частот-
ной модуляцией не требует. Главное, чтобы на-
дежно работала система слежения за дорожкой
(трекинг). В „NV-HD90" эта система работает
безупречно. Более того, звучание стало лучше,
появились глубина, прозрачность. Все-таки „NV-
HD90" покруче, чем „HR-P80A". И дороже, есте-
ственно.
Знакомствос hi-fi-видеомагнитофонами ока-
залось интересным. Но остается впечатление, что
звук в видеомагнитофоне проектировщики все-
таки рассматривают как нечто второстепенное.
„Бюджетный" „JVC HR-P80A" не обременен из-
лишествами вроде хороших разъемов или про-
водов, а в „Panasonic NV-HD90" вообще всего
один входной разъем, типа „SCART": и звук, и
изображение - все вместе. Удобно, конечно, но
эти мелочи как раз и не позволяют получить от-
личное звучание. Однако.га/юшсс звучание hi-fi-
VHS обеспечивает.
Все решает покупатель. За 300 долларов мож-
но приобрести или только видео-, или только ау-
диомагнитофон. Купив видео, мы имеем аудио
как бы даром. Одна только мысль не выходит из
головы - про бесплатный сыр.
..
О
М. Сергеев
46
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
предыдущая страница 47 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 49 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст