нимается либо только тихим, либо гром-
ким. Когда увеличиваешь уровень гром-
кости, то жесткость, вообще свойствен-
ная звучанию этих систем, на средних и
высоких частотах усиливается. Между
отдельными звуками словно присутству-
ет нечто лишнее, отсюда некоторое нару-
шение динамики.
Тембрально звучание воспринимается
как более бедное и окрашенное. Есть ви-
димость провала частотной характеристи-
ки в области мид-баса и в нижней части
средних частот. Из-за этого партия вио-
лончели не воспринимается завершенной,
как на „Cabasse Farella“. В области сред-
них и верхних регистров звук более жест-
кий и менее детальный. Гораздо хуже пе-
редается микродинамика и музыкальные
интонации. Все это делает звучание уп-
рощенным — как будто музыканты игра-
ют на более дешевых инструментах. Да и
сама их трактовка исполняемой музыки
кажется более примитивной.
П Р О Г Р А М М А 2
„Gradient Evidence“
При воспроизведении этой старой за-
писи сразу проявилось присущее этим АС
свойство придавать звучанию тембраль-
ную окраску: спектр шума ленты иска-
жен, в нем преобладают высокочастот-
ные составляющие. Возникает ощуще-
ние недостаточной заполненности в ниж-
них регистрах, видимо, сказывается про-
вал в области мид-баса. Звучание самой
программы излишне шумное, со всяки-
ми призвуками, которые поначалу счи-
таешь недостатком записи. Звук соли-
рующей скрипки беднее, при этом гряз-
нее и жестче, пространственный ее образ
слегка увеличен. Звуковое пространство
широкое, но низкое и плоское. Оркестр
„выдвинут“ вперед, к слушателю, задние
планы плохо выражены.
„Cabasse Farella“
Очень большая разница по сравнению
с „Gradient Evidence“. Звуковое про-
странство „ожило“, источники звука в
нем равномерно распределились. Спектр
шума выровнялся, шум уже не мешает
слушать музыку. Удивительно, но за-
пись зазвучала, как современная, — ее
недостатки если и не исчезли совсем, то
отошли на второй план. Слышны отголо-
ски акустики зала, где была сделана за-
пись. Музыкальные интонации переда-
ются гораздо лучше, особенно у скрипки.
Звучание ее богаче, чище, тоньше и де-
тальнее, сколько в нем эмоций, которые
остались и после переноса записи на циф-
ровой носитель! Хочется слушать музы-
ку, а не вслушиваться в звук.
П Р О Г Р А М М А 3
„Cabasse Farella“
Здесь особенно хорошо звучит голос —
легко, открыто, детально: любой фор-
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
саж, любой вздох передается ясно и сво-
бодно. То же можно сказать и о саксофо-
не, одно только плохо — недостает ему
плотности. Звуковое пространство „жи-
вое“ и хорошо прорисованное.
Никакой зажатости или „замазанно-
сти“ звука: не чувствуется, чтобы вноси-
лась какая-либо тембральная окраска.
„Gradient Evidence“
Голос солистки сильно изменен, как
будто поет другая певица, очарование го-
лоса совсем пропало. Быстро появляется
ощущение однообразия, и слушать ста-
новится скучно. Что произошло с „летя-
щей“ натурой саксофона? Его звук по-
мерк, стал каким-то жестким, динамике
не хватает свободы. Кроме того, частот-
ный диапазон представляется ограни-
ченным сверху: звучание глуховато, осо-
бенно по сравнению с „Farella“.
П Р О Г Р А М М А 4
„Gradient Evidence“
Весьма необычная музыка с чисто аме-
риканским темпераментом, прошедшая
специальную электронную обработку для
создания дополнительных пространст-
венных эффектов, отличается на этих АС
неплохим басом, которому можно поже-
лать лишь остроты и напора: он немного
зажат и недостаточно рельефен. Тянущие-
ся басовые ноты плотны и выразительны.
Отдельные звуки хорошо собраны в про-
странстве, а электронные эффекты впе-
чатляют. Острее должен быть перебор ги-
тарной струны: снова ощущение глухова-
тости звука, ограниченности частотного
диапазона. Мала также скорость атаки —
струны кажутся тяжеловесными, как буд-
то с трудом сдвигаются с места.
„Cabasse Farella“
Совершенно другой звук, хотя тоже
красивый и впечатляющий. Значитель-
но больше детальность, быстрее атака;
перебор струн передается красивее и вы-
разительнее. Бас гораздо яснее — звук
струны тянется и повисает в воздухе, не
теряя четкости. Слышен самый низкий
бас, которого не было у „Gradient Eviden-
ce“. Звуковое пространство объемнее,
прежде всего выше и глубже. Электрон-
ные эффекты звучат совсем по-другому,
чем на финских АС, но по-своему инте-
ресно, поскольку само звуковое про-
странство лучше определено. Кажется,
что эти системы звучат более „естествен-
но“, a „Evidence“ — более „искусственно“
(и то, и другое условно, поскольку сам ис-
точник звукового сигнала — электриче-
ская бас-гитара — не натурален). Намно-
го лучше системы „Cabasse Farella“ вос-
производят высокие музыкальные реги-
стры.
★ ★ ★
Качество звучания аппаратуры труд-
нее всего бывает описать в двух случаях:
если она звучит плохо и если, наоборот,
хорошо. В первом случае рискуешь про-
слыть брюзжащим скептиком, а во вто-
ром — восторженным новичком или, еще
хуже, могут заподозрить в конъюнктур-
ное™. Однако что хорошо, то хорошо.
Все это я про акустические системы „Ca-
basse Farella“, которые приносят настоя-
щую радость своим звучанием. Их срав-
нение с финскими „Gradient Evidence“
было очень интересным и показатель-
ным еще и по чисто техническим сооб-
ражениям: „Evidence“ — трехполосные
акустические системы довольно сложной
и необычной конструкции, с коаксиаль-
ным СЧ/ВЧ-громкоговорителем, нагру-
женным на панель акустического сопро-
тивления, и боковым расположением
НЧ-головки, акустическое оформление
которой является, по-видимому, разно-
видностью „лабиринта“. Системы имеют
разделительный фильтр с возможностью
коррекции излучения на низких часто-
тах (в процессе прослушивания было вы-
брано оптимальное положение переклю-
чателя коррекции).
Напротив, несомненный фаворит со-
стязания — двухполосные акустические
системы „Farella“ французской фирмы
„Cabasse“ имеют вполне традиционную
конструкцию: прямоугольный корпус,
обычное центральное (по вертикальной
оси корпуса) расположение ВЧ- и НЧ-го-
ловок. Правда, при создании самих гром-
коговорителей фирма не следовала тех-
нической моде, и мне думается, что это
и было основой успеха. Высокочастот-
ный излучатель представляет собой ку-
пол (мембрана которого выполнена из
специально разработанного полимерно-
го материала), нагруженный на корот-
кий рупор: диффузор низкочастотного
излучателя также изготовлен из особого
полимера. Очень хорошо сконструиро-
ван разделительный фильтр — когда
система звучит, кажется, что работает
однополосный излучатель.
В результате оказалось, что и обыч-
ная конструкция при тщательной обра-
ботке всех ее узлов может быть очень
удачной.
Однако акустические системы „Gradi-
ent Evidence“, хотя и уступили первенст-
во в результате прослушивания, тоже
звучат очень и очень неплохо, значитель-
но превосходя некоторые модели данной
ценовой категории. И претензии к звуча-
нию „Evidence“, возникшие у экспертов
при сравнении их с „Cabasse Farella“, сви-
детельствуют скорее о высоком качестве
звучания последних, чем о невысоком
качестве первых.
©
С.
Баньковский
©
С.
Куниловский
---------------------------------------- ®
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
43
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст