ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
нения интерфейса к „транспорту", а более качественный (скажем, бо-
лее дорогой) — для подсоединения интерфейса к конвертору.
Интерфейс —
своего рода чистилище: сигнал на пути к конвертору ос-
вобождается от грехов „транспорта" и цифрового провода; если с него
сигнал пойдет на конвертор по менее качественному проводу, то рабо-
та интерфейса, считайте, идет насмарку.
Однако испытайте все же и противоположный принцип подключе-
ния проводов: цена не всегда соответствует качеству, и о нем можно
судить лишь „прослушав“ кабель.
К тому же возможна взаимная несовместимость кабелей и „транс-
порта“, интерфейса, конвертора.
Что же лучше - электрический „Coaxial“ шли оптический
„TosLink“?
В моем распоряжении ненадолго оказался цифровой оптический
кабель „Digiopto“ (S45) типа „TosLink“ фирмы ,,QED‘\ Я его испробо-
вал для связывания „транспорта“ и конвертора, а также „транспорта" и
интерфейса. Интересно, что он очень помог „японцам“ .Денону'“ и
..Пионеру'“. Благодаря использованию оптического кабеля звук приоб-
рел легкость и детальность, лучше стали пространственные характери-
стики. И это несмотря на то. что у оптических кабелей типа „TosLink"
гораздоуже полоса пропускания. Видимо, помогла гальваническая раз-
вязка между корпусами, да и провод заслуживает самой высокой оцен-
ки. Жаль, однако, что „французы“ —
„Stage 1
“ и „Minium CD“ —
не име-
ют оптических выходов и мне не удалось провест и сравнение ирово-
Много сейчас разговоров по поводу' правильного звука. Одни гово-
рят, что звук должен быть мягким, другие —
что он не должен утомлять,
третьи утверждают, что хорошо должен быть очерчен бас, четвертые —
что нужна отличная детализация и т. д.
Представьте, что вы пришли на концерт симфонического оркестра,
все скрипки в котором изготовлены одной хорошей фирмой. На сле-
дующий день вы приходите на выступление того же оркестра, а скрип-
ки теперь другой фирмы, не менее хорошей и известной. Общее звуча-
ние несколько изменится. Но если вчера вам понравилась трактовка
любимого произведения, которую предложил этот оркестр, то сегодня
вряд ли вам станет от нее тошно, и так же мало вероятно, что она пока-
жется намного лучше вчерашней. Ведь и вчера, и сегодня вы слушали
музыку в исполнении одного и того же оркестра.
Те, кто далек от музыки, при прослушивании пытаются перевести
внимание на .мягкость звука, его окраску, мощь баса, комфортность и
еще Бог знает на что, при этом совершенно не зная, что же содержит
запись. Почему-то они забывают, что слушать надо музыку, а не отдель-
ные звуки. Надо понять, в какой степени утрачены конкретным компо-
нентом выразительность, эмоциональность, музыкальность произве-
дения. Наименьшие потери будут только в том случае, если компонен т
нейтрален или, как говорят, „прозрачен". Потому не случайно для тес-
тирования я использовал ламповый усилитель .Audio Note Р4“.
К О Е -Ч Т О О Л А М П О В О М ЗВ У К Е
Ламповые усилители делают для того, чтобы звук был мягким, —
та-
ково распространенное мне»гае. Особенно любят говорить, что лампа,
дескать, „лечит“ жесткость цифрового источника сигнала. Однако де-
ло вовсе не в окраске: можно сделать ламповый усилитель с мягким и
комфортным звуком, но от этого он вовсе не будет хорошим: с таким
же успехом можно сделать и транзисторный усилитель с мягким зву-
ком (а уж за те деньги, что стоят ламповые, вне всякого сомнения мож-
но). Скажу больше: у большинства приличных современных транзи-
сторных усилителей дороже 1
000 долларов звук, как правило, мягкий,
а некоторые фирмы умеют делать его мягким и у более дешевых моде-
лей. Все дело в абсолютной прозрачности «рявцтьносконструнрован-
ных ламповых усилителей, с помощью которых от музыки получаешь
дов на ./транспортах“ более высокого качества. Могу лишь констатиро-
вать тот факт, что при подсоединении электрическим кабелем
„AudioQuest Video Z“ .
.Minium" в качестве „транспорта" показал себя с
более выгодной стороны, чем „DCD-1015“ и „PD-S904“. подсоединен-
ные оптическим. Вот и делайте выводы.
П р о в о д а к а к у с т и ч е с к и м с и с т е м а м
В моем распоряжении было три комплекта проводов: „Monster М-
series 1.5“ (S490 за 8-футовую пару), „Chord Rumour“ (Я 5 за метр) и
„QED Qudos" ($5 за метр). Провода, как видите, принадлежат к разным
ценовым категориям, и сравнивать их между' собой нет смысла. Кабель
„Monster M-series 1.5“, как ему и положено, хорошо передаст объем, де-
тальность звучания. Однако если говорить о музыкальности, то стоит
отметить кабель „Chord Rumour": в нем все характеристики правильно
подобраны, и слушать музыку с его участием - огромное удовольст-
вие. А казалось бы. скручен из двух одножильных проводков, вроде мон-
тажных. Думаю, за ним будет не угнаться многим кабелям, что и стоят
дороже, и толщиной с удава. Те же похвалы и кабелю „QED Qudos“, но с
поправкой на его цену. Кстати, межблочные провода ,.QED Incon" в со-
четании с „акустическим“ кабелем .
.QED Qudos" показывали чудеса, осо-
бенно когда к акустическим системам шло по два провода, пущенных
по системе „Ы-wiring“. Ну и, разумеется, нет ничего естественнее, чем
комплектовать этими проводами блок цифро-аналогового преобразо-
вания „QED Digit Opto“, как и другие компоненты этой фирмы.
наивысшее наслаждение. Усилитель .Audio Note Р4" и акустические сис-
темы „Epos ES 14“ вроде бы никак не проявляли себя в тракте. Подклю-
чив к ним „Denon DCD-1015“. я услышал жесткий звук, от которого че-
рез час устал. При прослушивании проигрывателя „Micromega Stage 1"
звук был мягким, богатым и теплым, можно было слушать долго. При-
чем. когда я подключил „Микромегу" негіосредствеїшо после .Денона",
у меня возникло ощущение, словно не только проигрыватель другой,
но и весь тракт, вместе с усилителем и АС. Когда менял межблочные и
акустические провода, эффект был тот же. Неутомительное мягкое зву-
чание в этом тракте можно получить лишь если на входе будет источ-
ник сигнала с соответствующим звучанием.
У хороших ламповых усилителей несравненно лучше пространст-
венные характеристики и разрешающая способность. Когда в тракт
включен транзисторный усилитель, образы инструментов, несмотря
на хорошее их эшелонирование в глубину, не так рельефны, как при
работе лампового. Когда в л ракл е хороший ламповый усилитель, ка-
жется, будто можно встать и пройти мимо солиста, разглядеть его сбо-
ку'. подойти к любому из музыкантов и так далее. Но не эти „визуаль-
ные“ характеристики важны на самом деле! Главное —
при этом иде-
ально передаются эмоции, выразительность музыкальных произве-
дений, динамика и т. п„ и нет нужды в микроскопическом исследова-
нии звучания. Именно этим замечательны хорошие ламповые усили-
тели. Но хочу' предостеречь читателей, которые после статьи .Дорога
в аудиоад“ попытаются методом П. Кворлрупа оценивать дешевые hi-
fi компоненты. Метод этот действительно самый точный. Однако есть
здесь подвох. Прп прослушивании дешевой техники вы тоже услы-
шите какую-то разницу в звучании разных записей, но Квортруп име-
ет' в виду совсем другие различия. Чтобы понять, какие именно, нужно
хоть раз услышать, как их выявляют усилители фирмы „Audio Note", и
начать, пожалуй, следует с моделей, где не применяется отрицатель-
ная обратная связь (в самых дешевых моделях она присутствует, ни-
куда не денешься). После этого вам самим не захочется тестировать
дешевую аппаратуру по методу Квортрупа —
ведь в таком случае при-
дется ее снести.
.. сами знаете куда.
Повторю еще раз: лампы в усилителях применяются не ради
комфортности или теплоты звучания, не ради смягчения циф -
рового звука, а для более точного усиления сигнала - значит.
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
31
предыдущая страница 32 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 34 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст