ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Не следует думать, что цифровой метод непригоден для записи му-
зыки. Просто стандарт, принятый в начале 80-х годов, несовершенен.
Будем надеяться, ч то все исправится в ближайшее время. Во всяком слу-
чае. фирма .
.Philips1-, совершившая революцию в области разработок
носителей звуковой информации, утверждает, что в 1998 году появит-
ся принципиально новый компакт-диск, и к 2000 году' школьники не
будут знать, что был такой формат, как „CD Digital Audio“. Поживем —
увидим. Думаю, беспокоиться по этому поводу ие стоит, достаточно
вспомнить переход от „винила“ к компакт-диску. В 1988-89 годах у нас
мало кто знал о существовании CD, а в 1994 мало кто помнил о „вини-
ле“. Однако особо пострадавших в материальном отношении я не знаю,
все успели безболезненно перестроиться.
Сегодня основным носителем музыкальной информации все-таки
остается компакт-диск, он и проводник в мир классической музыки, и
окно в просторы современных музыкальных направлений. Так что от-
вергать его сейчас —
все равно что отказаться от музыки.
Итак.
НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ВНИМАНИЕ
ПНИ ПОКУПКЕ ПРОИГРЫВАТЕЛЯ КОМПАКТ-ДИСКОВ?
Прежде всего —
на его способность передавать эмоциональную сто-
рону музыки, а значит, на выразительность звучания и интонации ис-
полнителей. Должно быть совершенно четкое ощущение, что на инст-
рументах играют музыканты, недатжно казаться, что инструменты про-
сто висят в воздухе и отражают смену нот. Кстати, это кзсается не толь-
ко проигрыва телей, но и всех компонентов аудиосистемы. Что же до
тонального баланса npoiпрыватслсй, то нужно, чтобы инструменты бы-
ли узнаваемы (кстати, динамические характеристики на узнаваемость
влияют даже больше, чем частотные) и чтобы звук не раздражал. До-
биться богатства обер тонов, которые можно услышать на этом же аль-
боме, выпущенном в „виниловом“ варианте, здесь все равно не удастся.
Не придавайте стишком большою значения распрострете)шым опи-
саниям звука проигрывателей компакт-дисков: звук слишком гладкий,
слишком сладкий и т. п. Скорее всего, его сравнивают с массой слы-
шанных до этого низкокачественных проигрывателей, а может быть,
так привыкли к ксилиту; что не узнают вкус сахара. Так кактембрально-
го разнообразия ожида ть не приходится, особенно в недорогих про-
игрывателях, эта „сладость“ не так уж страшна, напротив, она делает
звучание цифрового проигрывателя менее утомительным. При хоро-
шей передаче динамических нюансов, музыкальных эмоций она —
ра-
зумеется, в определенных пределах —
неощутима и безвредна.
Не судите проигрыватель компакт-дисков слишком строго н не под-
ходите к нему с абсолютными критериями. Помните, чл о если настоя-
щая музыка — это живое прослушивание в хорошем исполнении, а за-
писанная музыка — это всего лишь условность, то прослушивание с
компакт-диска совсем далеко уводит нас от реальности и есть услов-
ность еще большая, чем прослушивание с грампластинки.
Блок цифро аналогового преобразования
„AUDIO ALCHEMY DAC-In-The-Box“
Вряд ли стоит тестировать проигрыватели, используя альбомы арт-
роковских групп типа .
.Pink Flovd“. Если слышны звук пролетающего вер-
толета и тиканье часов, это еще ничего не говорит о качестве звучания,
потому что у этих звуков нет интонационного рисунка, они как бы про-
сто есть и все, они лишь создают некое пространство. Их присутствие с
одинаковым успехом перелает вам любой проигрыватель, а вот увлечь
вас музыкой, которая до сих пор была вам неинтересна, могут единицы.
Причем бывает, что плохо звучат не только дешевые, но и дорогие
проигрыватели, если изготовлены теми фирмами, которые сам звук ста-
вал- превыше музыки. У таких аппаратов обычно очень правдоподоб-
ный звук: можно ощутить размер тарелок, скрипок н даже уловить, в
каком направлении движется смычок (если, конечно, запись эту ин-
формацию содержит), однако все эт о просто воспринимается как факт,
а музыки как нс было, гак и нет. С аудиофилом, заболевшим болезнью
прослушивания таких аппаратов, очень трудно разговаривать, так как
он убежден в своей правоте Такого ауді юфі їла радуют звуки, оі і часами
готов про них говорили а музыка остается на втором плане
Вы скажете: как же так. ведь если звук правдоподобен и слышно на-
правление движения смычка, значит, все. что нужно, передается. Ниче-
го подобного! Из музыки может быть выхолощена всякая жизнь, если
плохо передастся микродинамика: бывает, что интонационный рису-
нок содержит гораздо менее значительные изменения уровня сигнала
(громкости) и сигналы более низких уровней, чем сигнал, передающий
направление движения смычка. Ес-то (плохую микродинамику) аудио-
филы часто і іе замечают, так как слушают только „аудиофнльские" дис-
ки, где крупно и жирно записаны 3-4 инструмента, к тому же зачастую
играют на них сомнительные исполнители. Аудиофилы таких испол-
нителей боготворят, так как других не слушают - не признают запи-
сей не „наивысшего“ качества. Иногда они могут в двух словах описать
музыку, которую слушают: мол, классно играют ребята, —
чтобы не об-
винили их в музыкальной глухоте4.
Нс берите их себе в советчики. Хорошая аппаратура делается только
для того, чтобы вы получали максимальное наслаждение от любых за-
писей и обращали больше внимания на исполнителей, чем на качество
фонограммы. На настоящей аппаратуре класса high end вполне сносно
(даже выразительно) звучат и неважные записи, в то время как на лже-
“хай-энде" их слушать невозможно9: он создан для „особых“, „аудио-
фильных“ записей.
Ну, и последнее. Если вы вдруг поняли, что вас интересует классиче-
ская музыка, но вы не можете решить, что лучше послушать в первую
очередь и в чьем исполнении, то посоветуйтесь сначала со знающими
людьми. Категорически не рекомендуется начинать с посредственного
исполнения: оно способно навсегда отвратить вас от классики. В пло-
хом исполнении она может быть недоступна нашему пониманию, да-
же соли записана с „аудиофильским“ качест вом. Вы і іс определите, „му-
зыкален" ли проигрыватель, есліі „немузыкален“ іісполннтель. А испол-
нителя ужене поставить на шипы, мрамор и проч.
Сначала я подумал, что это металлическая шкатулка для ювелирных
изделий, но, прочитав на ней „Digital-to-Analogue Converter", понял, что
она не пустая. К ней приставлен блок питания, гораздо более внуши-
тельного веса. Перед нами изделие небольшой американской фирмы
„Audio Alchemy--, которая известна в мире как производитель аппарату-
ры с не по цене качественным звуком. На передней панели конвертора
два индикатора. Один сообщает, что прибор подключен к сети, другой -
что есть „связь" с транспортом (осуществляется цифро-аналоговое пре-
образование). Конвертор имеет два цифровых входа: электрический
* Существуют внешние признаки, по которым можно узнать человека, слушаю-
щего звуки, а не музыку: очень серьезный вид и определенные позы - поза „с
закрытыми глазами“, поза „мыслителя“ и т. а Слушает напряженно и почти не
откидывается на спинку кресла, как будто под ним совсем другое сиденье.
“ Хотя большинство лже-аудиофилов считает наоборот.
28
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
предыдущая страница 29 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 31 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст