НАСКОЛЬКО ХАРАКТЕРИСТИКИ У CD ЛУЧШЕ, ЧЕМ У „ВИНИЛА“?
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
В м и р е п рои гры вател ей ком п акт-ди сков ч а сто случаю тся с тр ан н ы е
вещ и. П ри обретает человек п рои гры ватель — в уверен н ости , ч т о все
он и звучат одинаково, — покупает ди ски , слуш ает. Ш умов нет, звучани е
чистое. Но музыка н е нравится, н еи н тересн ая, и вы вод готов: альбом
плохой. П окупается альбом другой группы . Слуш ается р аза ч еты р е - и
еже наскучил. Ч ерез полгода, глядиш ь, д и сков 500 набралось. А рука не
очен ь к н им и т янется, х очется чего -то н ового, так как п о н еп он ятны м
п ричинам все диски поднадоели. С воеобразны й блуд — о т отчаян ия или
в пои сках вы сш его удовлетворения.
.. П очем у ж е не п р и н о с и т музыка
праздника?
Д ело в том , что п р о їпры вател!і ком пакт-дисков облад аю т одн ой о с о -
бенностью : о н и сп особны м аскироват ь свои н едостатки , н лю б ой м о-
ж ет на э т о попасться. Ему будет казаться, что м узы ка плоха, а нс п р о и г-
рыватель. Когда ж е догадается, в чем дело, стан ет м етаться, м енять одни
ап п арат на другой.
П ри ц и ф р о во м м етоде зап и си п ол н остью отсутствую т слы ш им ы е
ш умы и есть о гр о м н о е коли чество н еслы ш и м ы х — ш умов квантова-
ния. О н и порож даю тся так н азы ваем ы м и „ош ибкам и квантования", ко-
торы е возн и каю т и з-за о к р у гл а п ія зі іачені ія іш ір я ж еі ш я ан алогового
сигнала ан а логово-ц и ф ров ы м п р еобразов ател ем в м о м ен т взятия о т -
счета (см. ,АМ" № 2 (3) 95, с. 11). В н ы н еш н ем ф о р м а те на ц и ф ровую
оптическую грам зап и сь ц и ф р о в о е зн ач е н и е определяется 16-битовы м
словом, к оторое диктует разреш аю щ ую сп о со б н о сть 6 5 536 уровней (в
двои чной си стем е коли чество с о ч ет ан и й ед и н и ц и нулей вы числяется
по ф орм уле 2", где
п
— кол и чество б и тов). Если упрост ит ь о б ъ ясн ен и е
д о предела, то все э то вы глядит так. П ри 16-битовом квантован и и зн а -
чен ие нап ряж ен ия а н алогового си гн ал а в м о м ен т сн яти я о тсчета м ож -
но зап и сать чи слам и о т 0 д о 65 536 (н а сам ом деле о н о зап и сы вается в
д во и ч н о й ф орм е, н о для п ростоты р ас см о тр и м в д есяти чн ой ). Если в
м ом ен т сн я тая отсчета зн ач ен и е н ап ряж ен и я а н алогового си гн ал а с о -
ответствует ц елом у числу (скаж ем, 5, или 148, и л и 25 177 и т. п.), то
п роблем не во зн и кает — эт о ч и с л о и записы вается. По если зн ач е н и е
н апряж ения д р о б н о е (н ап ри м ер, 5,7; и ли 148.2: и ли 25 177.9), то о н о
округляется д о ближ айш его ц елого чи сла (соответствен н о 6. или 148.
и ли 25 178). Вот эта р азн и ц а между реал ьны м зн ач ен и ем нап ряж ен ия
аналогового сигнала и записы ваем ы м в виде ц елого числа и есть „ош иб-
ка квантования“. О ш ибки квантования при воспроизведении и справить
невозм ож но, так как сигнал зап и сан с округлением , а при восст ан овл е-
нии в п рои гры вател е н и какой п р о ц есс о р не см ож ет оп ределить, како-
во бы ло и сходн ое зн ачен и е. П онятно, ч то чем ни ж е уровень сигнала,
тем больш е на н его в л и яю т ош ибки. 1
loi іятно такж е, что если бы кодо-
вое слово при зап и си б ы л о н е 16-битовы м , а, к примеру, 20-битовы м , то
и количество у р овн ей б ы ло бы 2і", т о есть 1 0 48 576. А значит, и коли -
чество ц и ф ровы х зн ач ен и й , к о торы м и м ож н о зап и сать си гн ал, увели-
чи лось бы. то есть п овы си лась бы разреш аю щ ая сп о со б н о сть ан алого-
ц и ф рового п р еобразов ан и я (м ен ьш е бы ла бы разн и ц а между и сход-
ны м зн ачен и ем и округленны м , а стал о бы ть, сн и зи л ся бы и ш ум кван -
тования). П олност ью избавиться о т ш ума квантован и я в ц и ф р о в о м м е-
тоде зап и си н евозм ож но. Ведь ч тобы зап и сать аналоговы й си гн ал без
потерь, количество ц и ф ровы х зн ачен и й теоретич ески д олж н о равнять-
ся бесконечности. К акова ж е долж н а б ы ть м и н им альн ая дл и н а кодово-
го слова, чтобы слух см и ри л ся с условностью и п ри нял звучани е за х о -
рош ее? О дни ф и р м ы говорят, что 24 бита, други е — что 27.
.. О дним с л о -
вом, п ока н еясно.
Таким образом , шум квантования является частью п о л езн о го музы -
кального сигнала м не воспри н и м ается отд ельн о о т него, как ш ум грам -
пластинки. Шум квантования і їмсет соверш ен н о другую природу, и срав-
нивать его с ш умом а н алоговой зап и си , а тем б о л ее утверж дать, что о н
м еньш е последнего, несправедливо. Хотя его об щ и й уровень п ри 16-
би товом л и н е й н о м квантован и и д ей стви тел ьн о ниж е, чем -96 дБ.
Ф орм ат CD как н оси тел ь и н ф о р м а ц и и ч р е зв ы ч а й н о удобен, кром е
того, качество звучани я ком п акт-ди ска со врем ен ем якобы н е м еняется
(этого пока н е проверить, он сущ ествует ещ е н едолго). У кого есть горь-
кий о п ы т прослуш ивания грам пластинок с советским и иглам и по 6 руб-
лей, кто зн аком с эти м хри п лы м и п лоски м звуком — то го звучани е (4),
к о н еч н о же. подкупает. Д а и н аш и п рои гры вател и с м агн и тн ой голов-
кой то ж е ум удрялись уб и вап , все д о стои н ства ан алоговой грам записи.
В н еко то р ы х м оделях ещ е м ож н о б ы ло ч то -то сделать — ну хотя бы
зам ен и ть п ровода в то н а р м е и на вы ходе
11
устан ови ть пусть сам ую д е -
ш евую, н о ф и р м ен н у ю головку звукосним ателя. Б ез п еределки о н и по
звучанию не п ри ближ ались к ан алоги чн ы м ан гли йски м изделиям даж е
за 1 5 0 ф у н то в (п о а н гл и й с к и м м еркам цена н евы со кая)! Н у,а сн осн ы е
к о ррек ти рую щ и е уси ли тели б ы ли то л ько у сам о д ел ы ц н ко в.
1
Іронгрьш атели ком пакт-дисков друг о т друга отличаю тся н е частот-
ным диапазоном , не гарм оническим и и скаж ениями или чем-нибудь еще.
В ц и ф ровой ап п аратуре э т а п арам етры даж е при самы х худш их своих
зн ачени ях н е п ортят зву к Различаю тся ц и ф ровы е и сточн и ки сигнала но
тем парам етрам , которы е н е приводятся (поскольку н иком у пока н еи з-
вестно, каким и о н и долж ны бы ть) и которы е не определяю тся на слух в
магааі и и гых у м о в і іях (еслі і. кої іечі ю, там і гет а ієни алы ю й ком наты п ро-
слуш ивания, где все р ав н о н ови чок ош ибется в 9 9 случаях и з 100).
Че.м ж е и м е н н о р а з л и ч а ю т с я п р о и гр ы в а т е л и ? У м е н н е м или не-
ум ением передавать и н то н ац и и , ат м о сф е р у м узы кального п р ои зведе-
ния, тем , даю т л и о н и нам возм ож н ость п рон икн уть во внутрен ни й м и р
и сп ол н и тел ей її к ом п ози тора. Кстати говоря, и м ен н о по этом у п р и -
знаку к ард ин альн о отли чается аналоговая зап и сь (в ч а стн о с ти ,гр ам за-
п и сь) о т ц и ф р о в о й , а вовсе н с в как ом -то та м теп ло м звучани и все д е -
ло. О дн ой теп лоты д ал ек о не д остато ч н о . А налоговая грам зап и сь вы-
игры вает у ц и ф р о в о й ф о р м а та ком п акт-ди ск и по м и кро-, и м акродн-
н ам ике. и п о п рави л ьн ости ч асто тн о го спектра, и, пусть э т о н е п ока-
ж ется см еш ны м , но суб ъекти вн о ощ ущ аем ом у количест ву ш умов, так
как п осл ед н и е со в ер ш ен !ю сп окой ї ю отделяю тся і іаш им слухом о т му-
зы к а л ьн о го сигнала. К то м у ж е п р о и гры вател ь грам п ласти н ок м ен ее
чувствителен к подбору м еж б лоч н ы х проводов. II к н ем у н е обязател ь-
н о п окуп ать п ровода п о 500 до л л ар о в и д о р о ж е '.
У ан алоговой ір а м за п и с и гораздо вы ш е разреш аю щ ая с п особ н ость
па н и зк и х уровнях, ч т о п озвол яет п о ч т а п ол ностью исп ользовать ди-
I іам н чески й ди ап азон в 65 д Б '. У ці іф ровой ж е п о м аксим альном у уров-
ню о н о гр ан и ч ен м акси м альн ы м ц и ф ровы м кодом, которы й диктуется
1 6
-би товы м словом , оп редел яю щ и м р асч етн ы й д и н ам и ч е ск и й д и ап а-
зо н п р и м ер н о в 9 6 дБ п о ф орм ул е 614+1.” п о м и н и м ал ьн ом у - уров-
нем. при котором ещ е н езам етн ы на слух искаж ения, вы званны е ош и б-
кам и квантования. О гр ан и ч ен и е п о м ш и ш альн ом у уровню , кстати, час-
т о ф и р м ы — п ро и зв о д и тел и ком п акт-ди сков н е учитываю т, о н и п л охо
исп ользую т „отведен ны й “ ц и ф р о в ы м ф о р м а то м ди н ам и ч ески й д и ап а-
зо н , в результате зап и сь получается м ертворож ден н ой .
Есть в ц и ф р о во й зап и си ещ е одна проблем а — точності) ц и ф р о -ан а-
л о го во го п реоб разов ан и я. Н еобходи м о, чтобы каж дое ц и ф р о в о е сл о -
во. п ри ходящ ее на вход ЦАПа, п реоб разов ы валось с вы сокой т о ч н о -
стью в соответствую щ ее зн ач е н и е н ап ряж ен и я ан алогового си гн ала на
его вы ходе. Ч ем н и ж е сигнал, тем труд н ее сп равляться ЦАПу. так как
1 Однако как раз провода, идущие от усилителя к акустическим системам, надо
подбирать как можно тщательнее, они довольно сильно влияют на качество
звучания. Они должны быть по возможности короткими, не более 2-2,5 м на
канал (если изготовитель спа шально не оговаривает их длину). Если не соблюсти
этих условий, то бесполезно менять межблочные кабели, соединяющие
проигрыватель с усилителем, — эффект будет минимальным.
' Здесь не имеются в виду дорожки запит, расположенные близко к цаггру
грампластинки. На них динамический диапазон действительно гораздо хуже.
Однако современные грампластинки приличных фирм не имеют дорожек с
записью иа небольших радиусах.
24
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст