ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
о тн ош ен и е уровн ей звуков р а зл и ч н о й частоты , а зн ач и т, атаки, зату-
хания и т. п„ создаю щ и е и н ди ви дуал ьн ость и н стр у м ен то в (даж е эл е к -
тронны х).
Человеческий с т о и м еет такое свойство, что звук оп рсдспсн ной час-
тоты полностью м аскируется более н и зкоч астотн ы м , если п оследний
громче. О тсю да вывод: добрую часть звуков упом ян уты е л ю б и тел и му-
зыки п оп росту н е слышат.
В д ороги х м оделях тем б р о б л о ка (и л и экв ал ай зер а) о б ы ч н о н е п р е-
дусматривается регулировка по н и зкой ч астоте больш е 5 - 6 дБ. а по
высокой — больш е 3 дБ. Кажущееся качество п ри их и сп ользован и и д о -
стигается благодаря хорош ем у п ростран ствен н ом у разреш ен и ю . И н -
стр у м ен те „перебором " по низам , хоть и те р яе т л и ц о и з-за всего вы -
ш еперечисленного, вс е ж е
1
к м еш ает находящ емуся рядом другом у (то-
же безликом у), так как и тот, и другой х о р о ш о л окали зован ы . И даж е в
этом случае для д ан н ого музы кального м атериала есть п редельны е зн а-
чения, превы ш ен ие которы х недопустим о.
Реклам а ти п а „С упербас“ и р азр аб о тч и к и п л о х о й ап п ар ату р ы нам
внушают, что при вы боре ап паратуры надо обращ ать в н и м ан и е на те х -
нические х ар актер и сти ки , п р и вед ен н ы е в п асп о р те, и лю ди с ум н ы м
видом л и б о ср авн и ваю т п асп орта, л и б о вслуш иваю тся в к о л и чество
баса или верхов, отдавая п р ед п о ч тен и е том у аппарату, где и х больш е.
Н екоторы е „н ародн ы е“ ф и р м ы , учиты вая эт о . п о сту п аю т так: вм есто
того чтобы т о ч н о в о сп р о и зво д и ть бас с ф о н о гр ам м ы , где его д о с т а -
точ н о и зап и сан он вп ол н е к ач ествен н о, д е л а ю т его п р о ст о си льн ы м .
А покупатель думает: есл и ещ е п о вер н у ручку баса па тем б р о б л о кс.
мож но будет сдувать л ю стры у соседей - и покупает. Н о в т о м -т о и
дело, что таким сп о со б о м н и когд а н е п ол учи ть б ас уп руги й и ж и вой ,
н ап роти в — он с т а н е т гудеть, трубить, б удет н азо й л и в ы м и р а зм а за н -
ным.
Когда вы вы би раете себ е ком плект аппаратуры , звук долж ен вас уст-
раивать с вы клю чен ны м тем бробл оком . Если ч т о -т о вам н е н рави тся,
скажем, н е х ватает баса и ли вы соких, — и щ ите д ругой ком плект.
Между п рочим , о ч е н ь часто на звук п рави л ьн ее реагирую т ж ен щ и -
ны. Когда муж с воодуш евлением п р оводи т п росл уш и ван и е аппарату-
ры, ж ена почем у-то убегает в друтуто комнату, ссы лаясь на головную
боль. Но, заметьте, он а н икогда н е ш арахается о т у л и ч н о го оркестра,
даже когда ударник безум но бьет п о больш ом у барабану. Н аверное, это
потому, что ж ен щ и ны редко задумы ваю тся над тем. ч то такое 20 Гц —
20 кГц ги и каков долж ен бы ть к о э ф ф и ц и е т - и н терм од уляц и он н ы х и с-
кажений. П арадокс в том , ч то и мужу звучани е у л и чн ого о р кестр а п о-
чему-то н равится больш е.
Все э т о н с озн ачает, что т е х н и ч еск и е п ар ам етр ы вообщ е н и к ак не
характеризую т зв у к О к а ч е с т в е з в у к а н и ч е г о н е г о в о р я т л и ш ь
с т а н д а р т н ы е х а р а к т е р и с т и к и , о б ы ч н о п р и в о д и м ы е в п а с п о р -
те. Зачем ж е их приводят? М ож ет бы ть, меж ду п р о и зв о д и т ел я м и су-
щ ествует заговор, чтобы п р и вл ечь покуп ателей ? К прим еру, чтобы
предполож ить, каким будет бас, го р азд о п о л е зн е е б ы л о бы зн ать с к о -
рость н арастан и я си гн ала, чем т о т ф акт, ч то н и ж н я я гр ан и ч н ая ч а с-
тота, воспроизводим ая про! н ры вателем, равна, скаж ем, двум герцам , —
она у всех п р о и гр ы вател ей такая. О д н ако д е л о даж е не в этом . Х арак-
теристики м ало р ассказы ваю т п окуп ателю о звуке л и ш ь потому, ч то
он не знает, каким д о л ж н о б ы ть и х с о о т н о ш е н и е , ч тоб ы звук бы л х о -
рошим. О бы чн о „аудиоф ильские“ ф и р м ы н астраи ваю т аппаратуру, за -
меняя р азн ы е детал и в схем е, и о п редел яю т лучш ий ва р и а н т н а слух, а
потом уж е н ач и н аю т и зм ер ят ь п арам етры и вы яснять на будущ ее, ка-
ковы их п р о п о р ц и и . Н екоторы е и з эт и х п р о п о р ц и й о н и д е й стви тел ь-
но соблю даю т.
Это м ож н о р азъ я сн и ть на следую щ ем п ри м ере. С кажем, вы слуш ае-
те в составе н еп л о х о го тр а к та п р о и гры вател ь к ом пакт-дисков. П еред-
няя часть звуковой сц е н ы п одается о ч е н ь ч и с то и п р о зр ач н о , а с е р е -
дина и задний план — чуточку грязн ее. У словимся, ч то эт о и з-за н евы -
сокой ц ен овой к атегори и , а в о бщ ем звучан и е д о в о л ьн о э м о ц и о н а л ь -
ное. Каковы будут ваш и ощ ущ ения? Н езн ач и тел ьн ая „грязь“ будет п о-
стоян н о о твлекать и разд р аж ать вас, хотя м узы ку о н а си л ьн о н е п о р -
тит. П редп олож и м , н а стад и и р азр аб о тк и ф и р м а-и зго то в и т ел ь эт о за -
м ети ла (кстати , та к о е за м е ти ть м ож ет то л ь к о ф и р м а, вы пускаю щ ая
ап п ар ату р у н е д л я ш и р о к о го п о тр е б л ен и я ) и стал а и скать п ути устра-
I н ен и я деф екта. И х два.
П ервы й — э т о сд ел ать ср е д н ю ю и зад н ю ю часть звуковой сц ен ы
та к и м и ж е ч и с ты м и и п р о зр а ч н ы м и , как п ередняя, зам ен и в н ек о т о -
ры е д етал и на б о л ее д о р о ги е. Тогда все вст а н е т н а свои м еста. Н о п р о -
и гры вател ь с т ан ет сл и ш ко м д о р о ги м д л я п о куп ател ей с о скром н ы м
бю дж етом , на ко т о р ы х р ассчи ты вал ся. В торой — это . п ож ертвовав
сверхчи сты м , н е п о цене, п ередни м п лан ом , п од о б р ать детали так. ч то-
бы в звучан и и н е б ы л о р е зк о го к о н т р а с т а м еж ду п ер ед н и м п л ан ом и
зад н и м и . Тогда слуш ателя н и ч т о н е будет б есп о ко и ть, б о л ее того, ему
и п ер е д н и й план, и зад н и е покаж утся д о в о л ь н о ч и с ты м и и п р о зр а ч -
ны ми.
П о каком у тел еви зо р у лучш е с м о тр еть и н тер е сн ы й ф и л ьм - п о о т -
л и ч н о м у ч ерн о-бел ом у и ли отврати тел ьн ом у цветном у? У верен, бол ь-
ш и нство п редп оч тет первы й вариант. Ведь и зо б р аж ен и е — э т о всего
л и ш ь условность, мы всегда что-то дом ы сливаем (вполн е бессозн ател ь-
но, впрочем ). Если ж е переборщ ит ь с к оличеством н еверн ой и н ф о р м а-
ции или неудачны м и соотн ош ени ям и , нам будет труд н о расш иф роват ь
ви дсосообщ сн и е. П оэтом у вп ечатлен ие о т ф и л ьм а будут п р и м ер н о од -
н им и тем ж е, см о т р ел и вы его п о х о рош ем у ч ер н о -б ел о м у тел еви зору
и л и п о цветному, и в т о ж е время будет со в ер ш ен н о и н ы м , если п о
скверн ом у цветному.
'lb ж е сам ое бывает, когда слуш аеш ь
11
еваж
1
гую hi-fi-систем у или, т о ч -
нее. н еудачн о п о д о б р ан н ы е ком п он ен ты . В роде и н и зк и е есть, и вы со-
кие. и соседи ж алую тся на гром ки й звук, а музы ка н е п р и н о с и т душ е
радости. И вдруг вы слы ш ите п о автом оби л ьн ом у р ад и о или и з рад и о-
п ри ем н и ка в ларьке, где покушали ж евательную резинку, лю бим ую рок-
группу, все альбом ы к оторой есть у вас д ом а на ком пакт-дисках, и полу-
чаете та к о е удовольствие, какого н и разу н е испы ты вали, слуш ая ее ка-
ж ды й д е н ь на своей систем е. И э т о н с потому, что п р и ем н и к играет
лучш е, а потому, ч то он п редлагает наш ем у слуху ещ е больш ую услов-
ность, чем hi-fi-систем а. П рибавьте к н екачествен ном у звучанию п р и -
ем н и ка н и зк и е с вы соки м и — и м узы ка тут ж е покаж ется вам скучной
(зато „н и зки е“ с „вы соким и“ — х о р о ш и м и ) '.
П р а в и л ьн о есо о л ш ш /ен п еп ар ам стр о в, к оторое позволит слуху п ри -
нять условность, важ нее, чем какие-то кон кретн ы е численны е характе-
ри стики : и з-за н едоп усти м ого со о тн о ш ен и я с други м и п арам етрам и
слух откаж ется „расш и ф ровы вать“ ф онограм м у. О собен н о э г о важ но
п р и р азр аб о тк е деш евы х ком п он ен тов, потом у что о н и так и л и и н аче
и скаж аю т ф онограм м у.
Это. кстати, ещ е о д н о о б ъ ясн е н и е терм и нам „музы кальны й“ и „не-
м узы кальны й“.
Так почему ж е „аудиофилы", которы е пытал»гсь „вслепую“ уз»ш гь „анг-
л и й с к и й “ звук, его н е узнали? — сп р о си те вы.
П отом у чт о о н и вслуш ивались в звуки вертолета на ди ске уваж ае-
м ой м н ою группы „Pink Floyd", пы таясь понять, на каком из ап п аратов
э т о т вертол ет больш е (а ведь н и кто н е знает, как на сам ом д ел е это т
вертол ет зап и сан на кон кретн ом ком п акт-ди ске ко н кр етн о й ф и р м ы ,
даж е сам а группа „Pink Floyd"). И ли определяли , где больш е „колбасит".
П ослуш ать бы и м Ш а л я п и н а. А ппаратура здесь м ож ет л и ш ь р астерять
что-то, н и в коем случае не привнести.
..
Есть ещ е
О Д Ш
I а б с у р д н ы й к р и т е р и й : г д е б о л ь ш е „ з а в а л е н ” в е р х ,
т а м з в у к „ а н г л и й с к и й “. На сам ом д ел е вер х н и е ч астоты в ан гл и й -
ских ап п аратах н е „завалены “. П ослуш айте я п о н ск и е „ а у д и о ф ш ь ск и е“
ап п араты и л и д о р о ш е ап п араты класса high end: там „верх" такой же.
Э то в „народны х" ап п ар атах о н вы пячивается. П ослуш айте зап и си да-
' Все это верно только для рок-музыки (ее среднестатистического варианта) н
навряд ли — для классики, джаза или поп-музыки. В классике и джазе совсем
другой характер интонаций, а гак как им один приемник их не передает, то и
вовлеченности создать он не сможет. Ну. а поп-музыка захватывает благодаря
ритму баса — приемник его, естестве» и ю, тоже не передает.
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
21
предыдущая страница 22 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 24 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст