ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
Загруж аем следую щ ий диск. Э то „Led Z eppelin I". П ростой и волш еб-
ный п еребор струн акустической гитары Д ж им м и П ейдж а в к о м п о зи -
ции .
.Baby, I'm G o n n a Leave You“ сод ерж и т стол ько и н то н ац и о н н ы х л и -
нии и ш трихов, ч то в и сп о л н ен и и даж е талан тли вы х м узы кантов на
tributes' он каж ется д о см еш н ого блеклы м. А когда голос Р оберта П лан -
та взрывается неистовы м криком , оставаясь п р и этом , как эт о н и п ар а-
доксально, все таю
1
м ж е ласковы м , то даж е м ар с и ан и н пойм ет, что п ес-
ня о лю бви. „M inium CD“ на уди влен и е х о р о ш о воссоздал атм осф еру
7 0 -х годов, когда все слуш али ви н и ловы е пласти нки . Если учесть его
цену, т о о н звучи т п р о ст о п ревосходн о, если ж е судить но гам бургско-
му счету — звук х ол од н оват п о окраске. Ч то п рои гры вател ь не и з с а -
мых д оро ги х , м ож н о узн ать п о верхнем у регистру: тарел ки не гак воз-
душ ны, как следовало бы. П о с ел и и сп ол ьзован ! усилитель то й ж е ц е н о -
вой группы , то. дум аю , э т о го н с будет ощ ущ аться.
Вы сп роси те, с чего эт о я гак р асхвал и л „ф ран ц уза“, ведь ан гл и й -
ски й звук лучш е. Х орош о. Итак,
КОЕ-ЧТО ОБ АНГЛИЙСКОМ ЗВУКЕ
О писы вая „M arantz CD63 SE“ („AM“ № 4 (5) 9 5 ),я дал ш утливое о п р е-
деление „английского“ звука. Судя по п очте, м н оги е о тн есл и сь к нем у
слиш ком
серьезно.
П оявивш иеся несколько л ет назад на наш ем ры н ке ан гли йски е ф и р -
мы „NAD“, „Rotel". „Arcam“, „Roksan“. „M ordaunt-Short“ (звучит п очти по-
русски), „K EP, „Rega“, .Aura". „M eridian", .
.Audiolab“ и т.д. д ей стви тел ьн о
произвели ф урор. В о-первы х, наш и лю ди н и как нс м огли зап ом н нлъ и
вы говорить столь слож н ы е слова. Нс правда ли, куда п р о щ е н ехи тры е
японские названия: „М араиц“, „М ицубиси“, „М ацуш ита“, „П анасоник",
„Сони“. „О нкио“, „Ямаха“? В о-вторы х, вн еш н е н еко то р ы е о б р а зц ы с т а -
кими вот „кривы ми" н азван и ям и ско р ее н ап ом и н ал и игруш ечную ко-
пню пап и ного я п о н ск о го сер ьезн о го агрегата, чем аппаратуру, как го-
ворят, элитную , а играли эт и н есерьезн ы е ап п арати ки п о-королевски.
М ногие часам и вслуш ивались и вслуш иваю тся в м агази н ах в таки е вот
„игрушки", дабы вы яснить, у какой и з н и х звук б ол ее „английский". Я
часто просил эти х „англоманов" вслепую определить, какой из подклю -
ченных к усилителю п роигры вателей ком пакт-дисков английский, а ка-
кой „ш ирпо гребовекпй". И н тересно, что п очти н и кто не угадывает. Ес-
ли звук н равится, говорят „английский", если н ет — „японский". О дн а-
ко никто м не л ак тол ком и нс о бъяснил, в чем ж е преим ущ ества звуча-
ния ан глийских проигры вателей.
Так что ж е такое ан гл и й ски й звук?
На самом деле „английского" звука как лакового нет. Когда м ы едем по
трассе, какая надпись бросается нам в глаза? „PIONEER". А ч то мы видим
па щ итах вокруг ф утбольного поля? .
.SONY". .JVC", „PANASONIC" и т. д.
.
даже если матч проході it в дереш іе Пеі іьково. Фі ірмьі, і іазваї ш я которы х
мы с детства зі іаем, круга іьіе и могущ ественные. О ни задаю т моду на ап-
паратуру, м еняю т стандарты носи телей записей, телевизоров и т. д
А кто видел на ф утбольном поле н адп и си „EPOS“, н ап ри м ер, или
„ARCAM"? В деревн е П еньково уж то ч н о н е видели. М ногие ф и р м ы воз-
никали п ри м ерн о т а к Два друга, у м е ч е н н ы х музыкой, вдруг поним аю т,
что им не нравил ся звучани е ап п аратуры ни о д н о й и звестн ой ф и рм ы .
Они реш аю т б р о с и ть свой б и зн ес и отк р ы ть на зараб ол ан н ы е д еньги
собственное п редп ри яти е, где с п ри ятел ям и -эн гузиастами в коли чест-
вс десяти человек н ач и н аю т эксп ер и м ен ты н ад и звестн ы м и схем ам и
крупных ф и рм , доводя их д о соверш енства. Д елается эт о о ч е н ь проел о:
„Вот если в схем е зам ен и ть п роходн ы е кон ден саторы , т о будет лучше».
А если ещ е зазем лі п ъ эту точ ку I іа корпус р ези сто р о м 10 кО м, т о будет
еще лучше.
.. А если вдобавок и сп ользовать сп ец и ал ьн ы й п рипой.
.. а п о -
том плату постави ть н а виброноглотитель.
.." Ч то это дает? Если бы зн а-
токи „английского“ звука прослуш ивали аппаратуру, используя зап и си
голоса Ш аляпина или К арузо, рояля Рубинш тейна или скри п ки К рейс-
лсра, то о н и тут ж е о п о зн ал и бы „английский" звук. О н и услы ш али бы.
чт о тон чай ш и е и н то н ац и о н н ы е л и н и и , эн ергети ку и т. п. эт и х великих
музыкантов ан гли йски е п роигры ватели ком пакт-дисков худо-бедно, но
передают (хотя и н с так, к он еч н о, как п р о и гры вател и „винила"). А все
потому, что разраб отчи ки н о ч ей н е спали, думая, как эт о сохран ить. На
английских ап п аратах слуш ать так и е зап и си о д н о удовольствие, на
японских — п росто -н ап р о сто скучно.
Собираются молодые популярные группы п исполняют произведения своих
кумиров. Такой диск называется
1
пЬше (по-английски .
.посвящение").
Так ч т о же. яп о н ц ы п о д стр аи ваю т ап п ар а ту р у п о д св о й с п е ц и ф и -
ч е ск и й слух — в си л у с в о и х л и культурны х о с о б е н н о с т е й и л и ч а ст о т-
н о го с п ек тр а р еч и (и н огда чи таеш ь та к о е в н еко т о р ы х и здан и ях)? Но
п одум ай те, м ож ет ли ф и р м а, которая д о л ж н а вы пусти ть 4 0 м и л л и о -
н ов п р о и гр ы в ат ел ей та к о й -то м одели, п о зво л и ть себ е зам е н и т ь хотя
бы п ароч ку стан дартн ы х деталей н а други е то л ьк о потому, ч то п ослед-
ни е. как вы ясн и л о сь, лучш е. С реди н и х есть т а к и е детали , к о то р ы х
д е л а ю т о ч е н ь м ал о и л и уж е н е д е л а ю т вовсе. С колько и х н уж н о м а-
л ен ькой ан гли йской ф и рм е? Тысяча? Две? С только м ож н о н ай ти в я щ и -
ках сто л а л ю б о го со в етско го и н ж ен ера. Н еко то р ы е н еб о л ьш и е ф и р -
мы д о го в о р и л и с ь с заводам и , н е усп евш и м и з ак р ы ть л и н и и п о вы пус-
ку „устаревш и х“ д етал ей , чтобы сп е ц и а л ь н о для н и х эт и детал и и зго -
тавливались. А у крупны х ф и р м ист, н авер н о е, для э т о го врем ен и , ведь
н а д о с р о ч н о н аш л еп ать 4 0 м и л л и о н о в п р о и гр ы вател ей , ч тобы тут же
п р и сту п и ть к ш там п ов ке дру ги х 4 0 м и л л и о н о в, уж е с н овы м д и за й -
н ом - л ю д и -то ж дуг н е дож дутся, чтоб ы п о м ен я ть св о е старье, вы-
ш едш ее и з моды .
Так вот. н ет н и какого ан гл и й ского звука. Его н с о тл и чи ть о т ф р а н -
цузского. ам ери кан ского и то го ж е я п о н ск о го и ли л ю б ого другого, ес-
л и он действи тельн о хорош и й . Есть Звук м алы х ф и рм , работаю щ их над
„аудиоф ил и зац ией “ схем, и есть звук крупны х ком паний, выпускаю щ их
товары м ассового п отребления. О тличается аппаратура первы х от п р о -
дукции вторы х I te особы м тон альн ы м балагicom и л и специалы гы м спек-
трал ьн ы м п ер ерасп ред ел ен и ем , а ум ен и ем н е убивать музыку.
Важную р о л ь п ри это м и гр ает м и к род и н ам и ка аппарата. К онечно,
ап п араты д олж н ы облад ать и п р и л и ч н о й м акродин ам икой, но это нс
такая уж больш ая п роблем а, с н ей и „народны е" н еп л охо справляю тся.
Ч то касается р азн о го то н а л ьн о го б алан са2, то если бы в это м бы ло
все дело, м ож н о бы ло бы см ел о советовать — п окупайте первы й п оп ав-
ш ийся аппарат, а тон альн ы й балан с отрегулируете п одбором проводов.
К стати, к то н а л ьн о м у балан су человек оч ен ь бы стро привы кает, о н его
автом ати чески , п о д со зн ател ьн о корректирует. А д и н ам и ч ески е х ар ак-
тер и сти ки наш слух восстан ови ть н с мож ет, о со б ен н о м и кр о д и н ам и -
чески е. Здесь ум естн о сказать п ару слов
О ТЕМ БРО БЛ О КЕ
11скоторые лю ди всю ж и зн ь слуш аю т музыку с п оверн уты м и д о упо-
ра ручкам и тем бра. Е стественны й результат: аб со л ю тн о е отсутстви е
л о к ал и зац и и и н струм ен тов, ощ у щ ен и я сц ены , п лохая арти кул яц и я,
п о л н о с тью н ар у ш ен н ая м и к р о д и н ам и к а (и. как сл едстви е, п о т е р я н -
н ы е и н то н а ц и и и сп о л н и тел ей ). Н о о н и довол ьн ы . Для э т о го нуж н о
н икогда не слы ш ать н астоящ ей ап п аратуры и за о б ъ ем звукового п р о -
стр ан ства п р и н и м а ть т р ясущ и й м еб ел ь бас. Т ем бробл ок, ко т о р ы й не
в н о си т в си гн ал зам е тн ы х ф азо в ы х и с к а ж е н и й (в о о б щ е н е вн осящ и х
н с сущ ествует), м ал о т о г о ч то с т о и т н ем а л ы х денег, все р ав н о п о р ти т
м и кроди н ам и ку: н аруш ается сп е к тр ал ьн ы й б а л а н с - и зм ен яе тся со-
Напоминаю, что тональный баланс — это
субъективное
ощущение равновесия
между низкой, средней и высокочастотной частью спектра музыкальною сигнала.
Тональный баланс невозможно измерить или предсказать, так каком зависит нс
только от равномерности частотной характеристики, но и от динамических и
фазовых характеристик.
АУДИО МАГАЗИН 4/1996
1 9
предыдущая страница 20 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн следующая страница 22 АудиоМагазин 1996 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст