не. И это лишь одна песня! Около сот-
ни песен Гершвина стали так называе-
мыми „джазовыми стандартами“. Его
нет в живых уже почти 60 лет, другие
великие композиторы написали тыся-
чи прекрасных песен, „девятый вал“
поп-музыки в начале 70-х едва не по-
топил джаз, но музыка Гершвина зву-
чит везде, он остается одним из самых
исполняемых композиторов и в наши
дни.
Гершвин — один из создателей так
называемого „симфонического“ джа-
за, его „Рапсодия в голубых тонах“
(„Rhapsody In Blue“), „Американец в
Париже“ („An American In Paris“) и
Концерт фа-мажор для фортепьяно с
оркестром (Concerto in F for Piano)
имели огромное значение как для са-
мого композитора, так и для джаза во-
обще. Джаз перестает быть Золушкой
в музыке, просто народной музыкой
Америки, — после гастролей в Европе
Гершвин назван родоначальником
утонченного джаза.
К сожалению, многие наши люби-
тели джаза и даже музыканты до сих
пор считают Гершвина композито-
ром-песенником, легковесным авто-
ром пустых, даже глупых мюзиклов.
Причина этого — „холодная война“
против джаза, которую Система вела
не одно десятилетие; доставалось и
Гершвину от наших музыкальных
критиков, журналистов и писателей,
посещавших в те годы США и повто-
рявших гневную горьковскую харак-
теристику: „Джаз — это музыка тол-
стых“.
..
Джордж Гершвин был блестящим
пианистом и обладал замечательным
талантом импровизатора. Он не мог
долго находиться вдали от рояля, иг-
рал часами для своих друзей и просто
любителей музыки. К счастью для по-
клонников его таланта, он сделал до-
вольно много записей — сначала на
так называемые „ролики“ в 1916-1920
годах, а потом на грампластинки для
фирм „Victor“ и „Columbia“. В катало-
ге „Schwann“ есть три компакт-диска
Гершвина, выпущенных в 1991-1994
годах:
1. „Gershwin Performs Gershwin:
Rare Historic Recordings 1931-1935“
(MusicMasters 5062-2), AAD;
2. „Gershwin Plays Gershwin: The Pia-
no Rolls“ (Elektra/Nonesuch 79287-2);
3. „Rhapsody In Blue From Rare Pia-
no Rolls“ (Biograph BCD-106), DDD.
Существует несколько записей клас-
сической оперы „Порги и Бесс“, но я хо-
тел бы рассказать о джазовых ее верси-
ях. Первая из них записана в 1957 году
продюсером Норманом Гренцем. Лю-
бители джаза могут найти эту запись —
\
1
I 1
I I
МУЗЫКА
„Ella Fitzgerald & Louis Armstrong. Por-
gy & Bess“ („Verve“ 827475-2) — во мно-
гих магазинах компакт-дисков.
Конечно, тут записана не целая опе-
ра, а наиболее известные ее фрагменты.
Все женские партии поет великая джа-
зовая певица Элла Фицджеральд, здесь
ей 39 лет, она уже несколько лет воз-
главляет список лучших певиц, и ее бо-
гатое контральто, как ни странно, пре-
красно сочетается с хриплым голосом
Луи Армстронга, не „поставленным“,
уж никак не оперным — но я слушал
много вариантов этой оперы с настоя-
щими классическими голосами, и они
не задевают за живое так, как Луи. У
Армстронга есть то, чего часто не хва-
тает певцам с „большими“ голосами,
упивающимся своими возможностями,
— выразительность, чувство и даже
мягкость. А его потрясающие трубные
соло, которые так украшают звучание
большого симфоджаза и оркестровок
Рассела Гарсия!
Я уже давно заметил, что дуэт Эллы
и Луи можно слушать бесконечно.
Кстати, в 1956-1957 годах они совме-
стно с Оскаром Питерсеном и его квар-
тетом записали на виниловые пластин-
ки 32 песни. Эти прекрасные записи
теперь изданы на компакт-дисках: Ella
Fitzgerald & Louis Armstrong „Ella &
Louis“ (Verve 825373-2) и „Ella & Louis
Again“ (Verve 825374-2).
Любители джаза во всем мире зна-
ют и выдающуюся инструментальную
версию оперы „Порги и Бесс“. В 1958
году содружество одного из лучших
аранжировщиков Гила Эванса и одно-
го из гигантов джаза Майлса Дэвиса
подарило поклонникам Гершвина еще
один шедевр: „Miles Davis. „Porgy &
Bess“ with Gil Evans Orchestra“ (Colum-
bia Jazz Masterpieces CK-40647).
Если у Эллы и Луи слушателю все
ясно и понятно, то Гил Эванс и перво-
классные музыканты его оркестра за-
ставляют вас следить за знакомыми
мелодиями и за импровизациями
Майлса с напряжением; к тому же они
исключили обязательную для оперы
увертюру. В самой первой теме „Пес-
ня канюка“ („Buzzard Song“) после со-
ло трубы длинную импровизацию от-
дают тубе, крайне редко солирующему
инструменту, а традиционную колы-
бельную Дэвис играет на фоне валторн,
тромбонов и флейт. Прекрасно и не-
обычно звучат негритянские молит-
венные песни спиричуэле, когда вме-
сто хорового пения вы слышите хор
инструментов, а высоко над всеми ни-
ми парит труба Майлса Девиса. Я слу-
шаю эту прекрасную пластинку уже
больше двадцати пяти лет и нахожу в
этой музыке все новые и новые детали
и краски, тем более что фирма „Colum-
bia“ блестяще справилась с записью
столь сложной по звучанию и подбору
инструментов оркестровки.
Прошло почти двадцать лет после
записи „Порги и Бесс“ с Эллой Фицд-
жеральд и Луи Армстронгом, имевшей
необычайный успех, и Норман Гренц
не собирался больше возвращаться к
этой опере — пока не услышал несколь-
ких песен из нее в исполнении певца и
пианиста Рея Чарльза. Тот пел их с та-
кой страстью, с таким напором, что
продюсер решился новый проект, ко-
торый и был осуществлен в 1976 году.
Партнершей Чарльза Гренц выбрал
уникальную английскую джазовую
певицу Клио Лэйн, которая одинако-
во хорошо поет джаз, выступает на
оперной сцене и в музыкальных коме-
диях, обладает очень сильным и кра-
сивым голосом с необычайно широким
диапазоном, до фальцета, что в жен-
ском вокале чрезвычайная редкость.
Когда в 1973 году она выступала в
Нью-Йорке в Карнеги-Холле и вдруг
отказала техника, ей пришлось допеть
песню без микрофона, и ее голос бук-
вально наполнил огромный зал.
Для записи Гренц взял лучших джа-
зовых музыкантов и большую струн-
ную группу; в новых оркестровках
Фрэнка Де Вола эти 79 оркестрантов за
пять дней записали двойной альбом на
фирме „RCA Victor“.
И снова сюрприз для слушателей:
никаких увертюр, первая тема — это
уже известная нам всем колыбельная
„Летние дни“, но предваряет дуэт Клио
и Рея инструментальный ее вариант:
Чарльз на органе и ритм-группа (гита-
ра, бас и ударные). И так повторяется
еще шесть раз: снова перед главными
песнями — Чарльз с ритмом, только он
играет свои соло на рояле, челесте и
электрическом рояле. Вы уже заранее
настраиваетесь на то, что следующая
вещь будет вокальная (иногда это
Клио, иногда Рей, иногда дуэт) — уже
с великолепным огромным оркестром,
который свингует вместе с певцами, и
прямо чувствуешь, как они „заводят“
друг друга. Запись сделана в Голливу-
де, в студии „RCA“, качество записи
выше всяких похвал.
Когда вы слушаете разные оркест-
ровки одного и того же произведения,
то не забывайте, что оркестровка — это
всего лишь нарядное платье, которое
украшает женщину. Но женщина эта,
в нашем случае музыка Гершвина,
прелестна и обворожительна и без на-
рядных одежд.
-------------------------------------------- ®
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст