Из всех предложенных мною испол-
нителей Шестой симфонии только Ку-
севицкий раскрывает нам сокровенный
смысл ее второй части, то есть элегиче-
ский образ души лирического героя,
сраженного в схватке с чуждым, враж-
дебным началом. Основная тема этой
части звучит удивительно мягко, ли-
рично и проникнута грустью, и только
в середине части слушатель ощущает
глубоко трагические интонации.
С безупречно верным пониманием
замысла композитора исполнена чет-
вертая часть симфонии. Трагедия об-
ретает гигантский масштаб, музыка
звучит необыкновенно возвышенно.
Хочу обратить внимание читателя
на то, что только в трактовке Кусевиц-
кого замечаешь удивительную цель-
ность симфонии и органичность всех
ее частей.
Интерпретация Тосканини
Первая часть симфонии звучит у не-
го ярко, ясно и совсем не мрачно. Тако-
му впечатлению, скорее всего, способ-
ствует ускоренный темп исполнения.
Очень светло и интонационно выра-
зительно звучит побочная тема (8-10),
напоминая чем-то тему любви в увертю-
ре П. И. Чайковского „Ромео и Джуль-
етта“ в трактовке этого дирижера.
Удар и следующие за ним аккорды
(12) обрушиваются внезапно и энергич-
но, однако не ассоциируются с враждеб-
нОй силой. Главная тема(14-16)напря-
женно развивается, буквально завора-
живает, однако для слушателя драма-
тические события этой части симфонии
остаются где-то в стороне, а на передний
план выступают энергичность, яркость
и точность звучания оркестра NBC.
Вторая часть симфонии исполнена
очень красиво и лирично, с чуть-чуть
утрированным вибрато скрипок и вио-
лончелей. В трактовке второй части за-
метно тяготение Тосканини к интона-
циям Верди и Россини.
Третья часть великолепна, отточена
по форме и заряжена оптимистической
Рассказывает О. Игнашкин
Джордж Гершвин.
.. Уже при одном
упоминании этого имени в уме проно-
сится вереница изумительных, неувя-
дающих мелодий. Свою самую первую
и сразу сделавшую его знаменитым пес-
ню „Лебединая река“ („Swanee River“)
он написал в 1919 году, когда ему был
21 год (кстати, на одной из пластинок
фирмы „Мелодия“ она почему-то назва-
на „Река Суоми“), а последнюю, „Лю-
бовь остается с нами“ („Love Is Here То
Stay“), — в 1937. Более 300 песен, 50
мюзиклов и ревю, музыка к кинофиль-
мам, концертные произведения, нако-
нец, опера „Порги и Бесс“ — и все это
-1-44 1 1
1
МУЗЫКА
энергией дирижера. Шествие враж-
дебных сил в тосканиниевской интер-
претации также не угадывается.
Четвертая часть симфонии, как и
первая, исполнена ясно и интонацион-
но точно, но без намерения создать у
слушателя ощущение трагизма.
В своей трактовке Шестой симфо-
нии Тосканини блестяще показал, что
музыка, освобожденная от сюжета,
то есть от конкретных переживаний и
страстей, может оставаться насыщен-
ной эмоциями высшего порядка и по-
тому глубоко волновать слушателя.
Интерпретация Фуртвенглера
С первого до последнего такта испол-
нение симфонии проникнуто глубо-
ким трагизмом.
Вступление к первой части звучит
тяжело и безысходно. После двух не-
сколько затянутых пауз мрачно, в
очень замедленном темпе возникает
главная тема (3), и только подойдя к
кульминации (6) звучание становится
более оживленным.
Побочная тема (8) рождается из
тьмы, медленно и осторожно развива-
ется, переходя в по-вагнеровски стра-
стную кульминацию (10), и снова ис-
чезает во мраке.
Удар и следующие за ним аккорды
(12) не воспринимаются как вторже-
ние зловещего образа. Это, скорее, ка-
кое-то крушение в душе.
..
Дальнейшее развитие сюжета тоже
воспринимается слушателем как внут-
ренняя борьба, которая заканчивается
всеобщей трагедией (19-20) и скорбью
(21) потрясающей силы. И только в за-
ключении первой части (22-24) брез-
жит слабая надежда на будущее.
Необычно трактуется Фуртвенгле-
ром вторая часть симфонии. Утриро-
ванно трагически звучит вальс, напо-
миная странное веселье накануне не-
избежного конца.
Третья часть симфонии хотя и ис-
полнена в четком ритме марша, одна-
ко приобретает в интерпретации
за 18 лет. По словам самого Гершвина,
в его голове было столько мелодий, что
ста лет не хватило бы, чтобы их запи-
сать. Поэтому он так легко пережил по-
терю нотной тетради с набросками пя-
тидесяти песен.
Премьера оперы „Порги и Бесс“ со-
стоялась в сентябре 1935 года. После
124 представлений она была предана
забвению на многие годы, но песни из
оперы стали популярны благодаря
джазовым музыкантам. Безусловно,
Джордж Гершвин был джазовый
композитор — уже в 1936 году великая
Билли Холидей вместе с Банни Бери-
Фуртвенглера нервный, импульсив-
ный характер. Частые перемены тем-
па и динамические контрасты разру-
шают заложенный в музыку образ не-
умолимой и всесокрушающей злове-
щей силы, Фуртвенглер как бы паро-
дирует его.
С наибольшей убедительностью зву-
чит четвертая часть симфонии. В ней
Фуртвенглер захватывает слушателя
беспредельно. Здесь можно услышать
то главное, что объединяет все части
симфонии в его интерпретации, —
предчувствие трагедии немецкого на-
рода накануне второй мировой войны.
Все разобранные мной записи сдела-
ны примерно в одно и то же время, все
они, естественно, монофонические,
кроме того, они сопровождаются за-
метным шумом. И все же по техниче-
скому качеству на первое место я бы по-
ставил запись исполнения Караяна —
именно в ней прекрасно переданы от-
тенки тембров звучания оркестра, лег-
ко угадываются музыкальные инстру-
менты, — затем Кусевицкого: его за-
пись имеет совсем небольшой шум, к
недостаткам же следует отнести неко-
торые потери в ясности в области вы-
соких частот; потом Тосканини и в
конце Фуртвенглера. Последняя за-
пись сделана на концерте, поэтому она
сопровождается кашлем и, что более
всего мешает, в ней нарушен музы-
кальный баланс.
Может случиться, что читатель
вздохнет: ну и занесло же нашего ува-
жаемого автора. А может быть, отло-
жив хотя бы на время свои любимые
компакт-диски и схватив первую по-
павшуюся запись исполнения Шестой
симфонии, попробует сам разгадать ее
тайный смысл или, не удовлетворив-
шись и этим, закажет по каталогу
„Schwann“ все вышеупомянутые за-
писи.
.. Я оптимист, поэтому уверен:
если читатель освоит Шестую, то лю-
бая классическая музыка будет ему по
плечу.
геном и Арти Шоу записала на пла-
стинку колыбельную „Летние дни“
(„Summertime“) из „Порги и Бесс“.
Трудно поверить, но в каталоге пласти-
нок я нашел 150 записей этой песни,
сделанных только джазовыми музы-
кантами и вокалистами — от Чарли
Паркера и Джона Колтрейна до Сары
Воан и Джо Тернера. А сколько певцов
и певиц, подвизающихся на ниве по-
пулярной музыки, исполняли эту ко-
лыбельную? Даже рок-вокалисты
включают ее в свой репертуар, вспом-
ним хотя бы, как пела „Летние дни“
Дженис Джоплин — мурашки по спи-
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
77
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст