1
_
_
_____
МУЗЫКА
Б Е С Е Д Ы
О
М У З Ы К А Н Т А Х
П Р О Ш Л О Г О
Д ва страстных любителя музыки, Олег Игнаткин и Анатолий
Л ихницкий, согласились поделиться с читателями журнала свои-
ми музыкальными увлечениями и впечатлениями от прослушива-
ния лучших в музыкальном отношении старых звукозаписей.
Мы надеемся, что зто будет не сухой искусствоведческий трак-
тат, а свободные по форме, живые беседы с читате:іем о том, как
слушать музыку, а не аппаратуру, и прежде всего о том, как вос-
принимать исполнительскую интерпретацию.
Главное место будет принадлежать сопоставлению записей,
которые сохранили исполнения одних и тех же произведений ве-
ликими музыкантами прошлого.
Д ля опытных слушателей и коллекционеров звукозаписей бесе-
ды могут стать путеводителем по наиболее интересным интер-
претациям музыкальных произведений за последние сто лет.
По ходу изложения авторы будут давать краткую оценку зву-
корежиссерского и технического качества записи, а также при-
водить данные о компакт-дисках, на которых ее можно услы-
шать.
Беседы посвящены двум основным темам - классической музы-
ке (этот раздел будет вести А. Л ихн ицкий) и джазу (ведущий
О. И гнаш кин), каждая из тем будет содержать следующие под-
разделы: оркестровая музыка, инструментальная музыка, вокал.
Рассказывает А. Лихницкий
В первой беседе я решил рассказать
об интерпретациях одного из самых
любимых моих симфонических произ-
ведений П. И. Чайковского. Речь пой-
дет о симфонии № 6 си-минор
(ор.
74),
ее также называют „Патетическая“.
Свой выбор я остановил на этой музы-
ке не только из-за личных пристра-
стий. Шестая симфония — признан-
ный шедевр, который по духовному на-
полнению можно поставить в один ряд
с Девятой симфонией Бетховена и Чет-
вертой симфонией Брамса.
По замыслу композитора Шестая
симфония — программное произведе-
ние. Программа эта, хотя композитор
и назвал ее „тайной“, легко „расшиф-
ровывается“. Музыка симфонии на-
столько яркая по языку, что даже не-
искушенный слушатель узнает в ней
повествование о трагическом начале в
жизни человека, о его почти непрерыв-
ной суровой борьбе, стремлении к свет-
лой мечте и неизбежном уходе во мрак
и небытие.
Часть первая (Adagio. Allegro non
troppo). Пожалуй, самая сильная по
эмоциональному воздействию часть.
Именно в ней сосредоточены основные
драматические коллизии — но о них
несколько позже.
Часть вторая (Allegro con grazia). По
жанру это вальс, задушевная музыка,
близкая по духу музыке балетов Чай-
ковского, и только в средней части валь-
са звучат скорбные интонации. Музы-
ку второй части я воспринимаю как
автопортрет композитора.
Часть третья (Allegro molto vivace).
Написана в жанре марша-скерцо. Во-
левая, энергичная, а в конце части —
зловещая музыка. В ней явно угадыва-
ется торжество злого начала, сметаю-
щего все на своем пути и направленно-
го на разрушение светлой мечты, к те-
ме которой автор то и дело возвраща-
ется на протяжении всего сочинения.
Часть четвертая (Adagio lamentoso.
Andante). Ее нередко называют „скорб-
ное адажио“. Тягучая, наполненная
скорбью музыка этой части нарушает
сложившийся канон — заканчивать
симфоническое повествование жизне-
радостно, в темпе allegro vivace. Глав-
ная тема здесь — это тема приближе-
ния смерти. И все же в моменты наи-
высшей безысходности в музыке появ-
ляется мелодия, которая, хотя и горе-
стно, возвращает к несбывшейся, но
прекрасной мечте. Завершается скорб-
ное адажио интонациями трагическо-
го конца. По эмоциональному воздей-
ствию на слушателя четвертая часть
симфонии, с моей точки зрения, не ус-
тупает первой.
Многие из нас слушали Шестую
симфонию на концертах или по радио,
даже пытались погрузиться в это пол-
ное драматизма и безысходности пове-
ствование, и все-таки большинству
слушателей может показаться, что
мир чувств, который открывается в
этой музыке, принадлежит прошлому.
Посещая концерты, на которых испол-
няется Шестая симфония, и воздавая
тем самым должное гениальному рус-
скому композитору, мы зачастую не
подозреваем о потрясающей силе воз-
действия Шестой даже в несовершен-
ной записи, когда она исполнена од-
ним из великих дирижеров прошлого.
Почему же прошлого, спросите вы?
Печально, но в современном, чрезмер-
но рациональном мире нет дириже-
ров, которых можно было бы назвать
великими. Последний из них ушел от
нас в 1989 году. Это был Герберт фон
Караян.
„Великий дирижер“ звучит как-то
странно, скажете вы. Более привычно
слышать „великий композитор“ и пред-
ставлять себе при этом гения, чьи про-
изведения оставили глубокий след в ис-
тории мировой культуры.
.. Однако мо-
гут ли подобную роль играть музыкант-
исполнитель или дирижер — по суще-
ству посредники' между композитором
и публикой? Что отличает великого ди-
рижера от обычного? Отличий много,
укажу на главные из них.
Первое. Это необъяснимая способ-
ность мгновенно объединять оркест-
рантов (которых около 100 человек) и
превращать их в единый организм, по-
слушный любому, даже самому тонко-
му движению души дирижера.
Известен такой поразивший очевид-
цев случай. Когда Караян был на гаст-
ролях в СССР, его уговорили прослу-
шать нескольких наших молодых ди-
рижеров. Он согласился. Окруженный
свитой Караян сидел в почти пустом за-
ле спиной к оркестру и по ходу прослу-
шивания делал короткие замечания.
Вдруг он остановил дирижера и вос-
кликнул: „Да не так, а вот так!“ — и, не
поворачиваясь к музыкантам (а это был
наш оркестр), взмахнул руками. Свер-
шилось чудо. Оркестр сразу зазвучал
ясно и точно — так, как может звучать
только первоклассный оркестр.
Второе — это масштаб, богатство и
сила личности дирижера. Публика пе-
рестает видеть в нем музыкального по-
средника, а воспринимает как соавто-
ра рождающейся на его глазах музы-
ки. Происходит то, что трудно объяс-
нить словами, но благодаря чему слу-
шатели и оркестранты во время испол-
нения музыки находятся в ее власти.
Что бы ни делал дирижер, какой бы
спорной ни была его трактовка музы-
кального произведения, вас ни на се-
1 „П о м оем у м нению , сам ы й оп асн ы й по-
ср ед н и к — д и р и ж ер о р к естр а“ , — п и сал
Г. Б ер л и о з (Г.
Берлиоз.
Д и р и ж ер о р к ест-
ра. М ., 1894, с. 1).
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст