СПРАВОЧНИК
Рис. 2
Флейта Бёма (современные образцы): а), б) серебро с никелевым покрытием; в) серебро.
Стрелкой показано направление выдоха музыканта.
Мелодика и тембровая палитра флей-
ты преобладали в музыке инков импе-
рии Тауантинсуйю, которой принадле-
жали склоны Анд. В звуке инкских
флейт есть оттенок, напоминающий
шум ветра в ущелье. Он сохраняется
равно в каскадах staccato и длитель-
ных угасающих звучаниях. У инков
кроме продольных были глиняные
флейты („окарины“) разной формы и
обилие многоствольных флейт, среди
них
а н т а р а
(название на языке ке-
чуа) — 20 трубок длиной до 1,5 м, рас-
положенных в два ряда.
Самой совершенной из продольных
флейт была „сладкоголосая“
к ен а
(тро-
стник, 6 игровых отверстий), она до-
ныне распространена у индейцев от Эк-
вадора до Боливии. Накануне Конки-
сты инкские музыканты целиком вла-
дели ангемитонной7 системой интерва-
' Ангемитоника
(г р е ч .)
— отсутствие полуто-
на; варианты звукоряда из пяти ступеней,
среди интервалов которого нет малой секун-
ды (полутона).
Рис. 1
Барочные блокфлёте
разных регистров
а)
б)
в)
г)
а) Сопрано. Сливовое дерево. Работа Ие-
ронима Франциска Кинзекера (1636—
1686, Нюрнберг). Оригинал находится в
Национальном музее в Нюрнберге.
б) Сопрано. Гренадильное дерево. Рабо-
та Яна Стинбергена (1675-1728, Амстер-
дам). Оригинал находится в коллекции
Франца Брюггена в Амстердаме.
Дополнительные отверстия для альтери-
рованных звуков аналогичны указанным
на рис. 1в.
в) Альт. Индийское грушевое дерево. Ра-
бота Яна Стинбергена. Оригинал находит-
ся в коллекции Франца Брюггена в Амстер-
даме.
Стрелками указаны дополнительные от-
верстия для альтерированных звуков. Спра-
ва от рисунка — пропорция составных час-
тей ствола.
г) Тенор с клапанным
механизмом.
Клен. Фирма „Моеск“. Выполнен в стиле
Я.-Г.-Й. Роттенбурга (1672-1756, Брюс-
сель). Дизайн Фридриха ван Поена, Бостон.
лов и знали мелодическое следование
тонов мажорного трезвучия.
К востоку от Анд находится долина ре-
ки Ориноко. А. Карпентьер писал о ви-
денных им в Каракасе в 1952 году музы-
кальных инструментах индейцев сель-
вы, обитателей этой долины. В их числе
были „флейты из человеческих костей“
и „прямая флейта из тростника, возду-
ховод которой, вибрируя в зависимости
от регулирующего пальца, отвечает сте-
пени интенсивности дуновения гаммой
поразительного богатства, не имеющего
ничего общего с традиционной ограни-
ченностью первобытных гамм, а звуча-
ние ее изысканно в своей дикой перво-
зданности“. Гаммой Карпентьер называ-
ет образец ранней экмелики — связь зву-
ков, высоты которых не становятся ус-
тойчивой градацией.
В Европе XVII века приобрела необы-
чайную популярность блокфлёте
(нем .
ЫоскЛбк,
и т а л.
flauto dolce), известная
и прежде продольная флейта, щель в
мундштуке которой частично заслоня-
ет деревянная пробка (block). У нее 8 иг-
ровых отверстий (из них одно на обрат-
ной стороне ствола, напротив и немно-
го выше остальных семи), диатониче-
ский звукоряд и тихий звук (рис. 1 а,
б
,
е,
г).
XVII век — время расцвета барок-
ко. Век прощания с Ренессансом создал
„анатомию меланхолии“ (Бертон), его
томила дерзость, которая стала бесцель-
ной. К согласию с барочной меланхоли-
ей пришла тихая flauto dolce, в граци-
озные движения мелодии она облекала
смятение. Она подчинилась правилам
контрапункта и неизменно звучала в
светской ансамблевой музыке. Сочине-
ния для блокфлете оставили А. Виваль-
ди, Г. Ф. Гендель.
К концу XVII века распространяется
поперечная флейта с коническим кана-
лом
(и т а л.
flauto traverso). Она облада-
ла более насыщенным, чем блокфлете,
тембром и гибким forte. Шекспир в
102-м сонете сравнил с ее звуком ноч-
ное пение соловья8. Для нее писали
Г. Перселл, И. С. Бах, Й. Гайдн. В 1778
году в Мангейме концерт для флейты с
оркестром (соль мажор) написал Мо-
8 При жизни Ш експира flauto traverso
имела цилиндрический канал. Коничес-
ким его стали делать, следуя средневеко-
вым образцам, французские мастера в се-
редине XVII века.
царт, скитавшийся в то время с матерью
по Европе. Едва ли он писал охотно,
скрипка и новый клавишный инстру-
мент, фортепьяно, увлекали его куда
больше, чем флейта. Концерт исполнил
виртуоз И. Вендлинг. Кстати, в неочень
большом придворном оркестре ман-
геймских курфюрстов в середине XVIII
века было четыре флейты; даже в совре-
менном составе симфонического орке-
стра их порой всего три.
Поперечная флейта, которая призна-
на технически безупречной, была скон-
струирована в первой трети XIX века
немецким мастером и виртуозом Тео-
бальдом Бёмом (рис. 2). Флейта Бема
имела цилиндрический канал, систему
клапанов и акустически апробирован-
ные расстояния между игровыми отвер-
стиями. Ее звукоряд хроматический,
диапазон h(c’)-c‘(es4). У нее плотное
ровное зучание оркестрового инстру-
мента, но мягкий сумрак, который был
в звуке старых флейт, исчез. Ее делают
из гренадильного или эбенового дерева,
серебра. Первый серебряный инстру-
мент изготовил Т. Бем.
Иногда в ансамблевых сочинениях
Генделя (например, 7 трио-сонат 1738
года), Гайдна (41 трио) ведущие пар-
тии написаны для скрипки или флей-
ты. Это обнаруживает близость флей-
ты к акустически контрастной violino,
иному лику мелодии.
Звуки флейты могут превратиться в
мечущийся огонь, сок деревьев, влагу
тумана, напряжение ресниц и мгно-
венный излом женской руки.
В Германии придумана сказка о
Крысолове.
Неизвестный флейтист избавил го-
род Гаммельн от длившегося нашест-
вия крыс. Они ушли, следуя за челове-
ком с флейтой, завороженные ее мело-
дией. Флейтист заманил их в озеро.
Правители города обещали заплатить
ему, но обманули. Тогда он увел за со-
бой с помощью флейты гаммельнских
детей. Они не вернулись. Флейтиста
больше не видел никто. Его инстру-
мент подчинил себе мрак и свет: крыс
и детей.
©
П . Ш у ле ш к о
Н а с. 6 8 в в е р х у : ф л е й т ы Б е м а и и т а л ь -
я н с к а я p ic c o lo ( м а л а я ) . г р е н а д и л ь н о е д ер е во
( д и а п а з о н in С d 2— b 4)
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
69
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст