Флейта появилась в Египте накану-
не эпохи Раннего царства (около XXX
века до н. э.). Там она позже звучала
вместе с арфой, лютней (знаком пре-
лести)1
— в садах и дворцовых залах
Фив и на дорогах, по которым блужда-
ли нищие музыканты.
В ее звучании предполагали астраль-
ный, магический оттенок.
Диапазон большей части флейт
включает регистр сопрано или близок
к нему.
Гамлет уверял, что играть на флейте
„так же легко, как лгать“2, но это ошиб-
ка. Всякий, кто пробовал делать и то, и
другое, подтвердит, что лгать легче.
Два типа этого инструмента3 сохра-
няют форму полой трубки с отверстия-
ми или клапанами.
В канал ствола
продольной
(„пря-
мой“) флейты воздух попадает через
щель в одном из сечений, инструмент
при игре наклонен вниз. Продольной
была египетская флейта
уфатта.
Поперечную
флейту музыкант держит
горизонтально, посылая выдыхаемый
воздух в специальное боковое отверстие
перпендикулярно направлению ствола.
Кроме упомянутых, известна
флей-
та Пана,
или
многоствольная.
Она
составлена из трубок последовательно
уменьшающейся длины, прикреплен-
ных друг к другу с помощью воска, ни-
ти или планок. У них нет игровых от-
верстий, воздух внутри каждой труб-
ки создает звук какой-либо одной вы-
соты. При игре они располагаются вер-
тикально. У греческой многостволь-
ной флейты
сиринкс (поликаламос)
линии сечений трубок имели изгиб,
который делал инструмент „похожим
на крыло птицы“ (Поллукс). Си-
ринкс — первая из ступеней, ведущих
к конструкции органа.
Европейская флейта в очень боль-
шой мере обязана своим акустическим
строением тростевому
авлосу,
основ-
ному духовому инструменту антично-
го мира
(лат.
tibia). Авлос возник, ве-
роятно, в малоазийской Фригии и рас-
1
ВЕгипте иероглифический знак прелести и
доброты
ноферт
был изображением лютни.
2 Шекспир „Гамлет", акт III, сцена 2.
3См. „АМ" № 1 (6) 96, с. 73-75.
пространился в Греции. Лишь позд-
нейшая традиция восприятия антич-
ности превратила этот инструмент в
греческую флейту.
Авлос был посвящен Вакху, богу,
принявшему хвалу и жалобы Овидия.
Мелодика инструмента выразила эро-
тический призыв и ярость — те же, что
были в движениях танца вакханки. На
средиземноморском востоке звучание
авлоса сопровождало ритуальный плач
по Адону, погибшему возлюбленному
Астарты, великой финикийской боги-
ни. В Греции мелодике авлоса постепен-
но стала доступна любая экспрессия.
Апулей писал, что Антигенид (авлет на-
чала IV века до н.э.) владел „и просто-
той эолийского лада, и богатством
ионийского, и грустью лидийского.
..“.
В Римской империи ценились ис-
полнители на тибии из Сирии и Алек-
сандрии.
Ствол продольного авлоса (бомбикс)
имел до 15 отверстий, часть из них за-
крывалась кольцами, скользившими
по стволу. Суммарный диапазон3
раз-
ных вариантов инструмента: (1—(I3.
Авлет по традиции играл на двух ин-
струментах вместе (мелодию, по-види-
мому, оттенял статичный звук). Бом-
бикс мог быть сделан из тростника,
самшита, лотоса, слоновой кости. Тро-
стник, пригодный для этого, рос, в ча-
стности, вокруг озера близ Орхомены
(так пишет Плиний Старший). Его сре-
зали, выбирая стебли без листьев, но-
чью раз в девять лет при свете Аркту-
ра и потом выдерживали некоторое
время.
С именем фригийского авлета Олим-
па (УШ-УП вв. до н. э.) связывают при-
ближение греков к открытию микро-
интервалов — энармоническому деле-
нию кварты3. Оно привело к орнамен-
тальным, безмятежным и прихотли-
вым, мелодическим рисункам.
1
Знаки музыкального алфавита: с — до, б —
ре, ев — ми бемоль, Ь — си бемоль, Ь — си.
Цифра указывает номер октавы, б — ре малой
октавы: С (здесь) — до мажор.
6
Микроинтервалы — интервалы менее полу-
тона. В греческом энармоническом звукоря-
де (тетрахорде) кварта обычно делилась на
большую терцию (2 тона) и два интервала по
1/4 тона.
Индийская продольная флейта
бан
сури
делается из бамбука. Это расте-
ние — зеленое облако в излучинах
рек — продиктовало почти все (техни-
ку изготовления инструментов, их
акустические возможности) флейто-
вой музыке Восточной Азии. Его упру-
гие полые стволы имеют твердую дре-
весную ткань и округлое, лишенное
изъянов сечение с волнообразным из-
гибом. Из бамбука сделаны яванская
печальная
сулинг
(6 игровых отвер-
стий), китайская
сяо,
вьетская альто-
вая
тиеу
(прямые).
Восприятие флейты на Востоке ил-
люстрирует китайская легенда о Жел-
том Журавле. Нищий нарисовал ман-
дариновой коркой на стене винной лав-
ки в Учане танцующего журавля. Ко-
гда этот нищий спустя годы вошел в
лавку и заиграл на флейте, журавль
превратился в живую птицу и улетел,
унеся в небо человека с флейтой.
Музыкальные системы Восточной
Азии очень разнятся. Мелодии для су-
линг находятся в согласии с яванским
звукорядом пелог, интервалы в кото-
ром несоизмеримы с делением гаммы
на полутоны. Звукоряд сяо — диатони-
ческий, звучание тиеу встроено в клас-
сическую вьетскую систему интерва-
лов, которая соотносит две симметрич-
но делимые квинты в пределах ноны6.
В китайском придворном оркестре
возникал мягкий контраст звучаний
флейты сяо и цитры цинь („шелк стру-
ны и флейты бамбук“ (Бо Цзюй-и)).
Лао-цзы написал: „.
..Пространство
между небом и землей подобно.
.. флей-
те. Оно изнутри пусто и прямо. Чем
больше движения, тем больше эта пус-
тота“. Флейта в этой метафоре — фор-
ма мистического пространства, и звуча-
ние флейты предстает его отражением.
Индейцы государств доколумбовой
Америки не знали струнной музыки.
Звук тетивы лука, из которого пущена
стрела, оставил безучастным их вооб-
ражение. Мелодия была возможна
только благодаря дыханию.
6 Нона
(лат.
девятая), или большая нона, —
интервал в объеме девяти диатонических сту-
пеней (7 тонов), истолковывается как окта-
ва + большая секунда.
68
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст