РЕТРО
V
средств — например, тонарм звукоснимателя изготовлен из
велосипедного насоса.
Второй по важности проблемой реставрации (после счи-
тывания канавки грампластинки) является набор способов
и технических средств устранения (или хотя бы уменьшения)
специфического шума — шипения, сопровождающего звуча-
ние старых записей.
Сначала я, как и многие, был загипнотизирован рекла-
мой программного продукта „No Noise“ фирмы „Sonic Solu-
tions“ — этого чуда цифровой техники, специально создан-
ного для снижения шума и помех в старых звукозаписях. Од-
нако, послушав арию Канио из оперы „Паяцы“ (Леонкавал-
ло) в исполнении Карузо, по-разному обработанную этой про-
граммой, я заметил, что, хотя шум из записи исчез почти пол-
ностью, голос певца не просто утратил естественность — в
нем прорезались истерические нотки, которые психиатр по-
чел бы свидетельством нездоровья певца. То же повторилось
и с голосом Шаляпина, когда была сделана попытка умень-
шить шум с помощью программы „DINR“, разработанной
фирмой „Digidesign“.
Причину следует искать не в конкретном программном
обеспечении. Она — в самом принципе динамической фильт-
рации. К сожалению, этот принцип положен в основу прак-
тически всех компьютерных программ, применяемых при
восстановлении старых записей.
По-видимому, не случайно лидер в области технологии ре-
мастеринга старых записей фирма „Pearl“ полностью отказа-
лась от обработки звукозаписей с применением динами
ческой фильтрации, а заменила ее напечатанным
на вкладыше к компакт-дискам извинением
за повышенный шум фонограммы.
После разнообразных экспе-
риментов у меня сложилось твер-
дое убеждение, что только посто-
янные фильтры (полоса которых не
изменяется в процессе звучания му-
^
зыкального произведения) потенци-
V;,
• ально пригодны для снижения шума
звукозаписи.
%
Эта точка зрения опять же нашла
^
свое подтверждение в старом граммофо-
не, в котором шипение грампластинок эф-
фективно ослабляется механоакустиче-
ским фильтром 6-го порядка (ограничиваю-
ф
щим частоты выше 3,5 кГц), при этом эстети-
ческое содержание записи не утрачивается.
Мои поиски продолжились в направлении выбора прием-
лемых для реставрации фильтров. От цифровых фильтров
пришлось отказаться сразу, так как именно их применение
(даже в небольших дозах) вызывает у слушателя ощущение
„цифрового“ звучания.
Активные аналоговые фильтры обеспечивают комфорт-
ность звучания, однако обедняют интонацию и энергичность,
сжимают динамику. В конце концов я был вынужден оста-
новиться на пассивных аналоговых фильтрах, хотя с ними
пришлось повозиться, прежде чем удалось по качеству пере-
дачи звука приблизить их к механоакустическим фильтрам
граммофона.
Важной частью технологии ремастеринга старых записей
является выравнивание тонального баланса. Разные (часто
даже неизвестные) АЧХ грамзаписей на 78 об/мин, вноси-
мая микрофонами и рекордером тех времен окраска требуют
тщательного, основанного на субъективном прослушивании
исправления с помощью корректирующих АЧХ и ФЧХ уст-
ройств. Поскольку цифровые эквалайзеры по рассмотренным
выше соображениям оказались непригодными, я разработал
аналоговый корректор, с помощью которого стало возмож-
ным построить АЧХ воспроизведения, соответствующую лю-
бому стандарту грамзаписи на 78 об/мин, устранить окраску,
сбалансировать низкие, средние и высокие частоты (даже у
акустических записей). Чтобы по возможности упростить
схему коммутации оборудования, я объединил фильтры ог-
раничения полосы частот и корректор с ламповым предва-
рительным усилителем, выход которого через высококаче-
ственный кабель согласован с аналого-цифровым преобразо-
вателем DAT-магнитофона.
Если выровнять тональный баланс и выбрать полосу про-
пускания фильтров можно опытным путем, вращая ручки ре-
гуляторов и ориентируясь при этом на собственный слухо-
вой опыт и музыкальное чутье, то эзотерические задачи, та-
кие как „вытаскивание“ из записи интонации, динамических
оттенков, энергичности, плотности звучания, вращением ру-
чек не решаются. Все эти особенности звучания закладыва-
ются на стадии проектирования используемого при ремасте-
ринге оборудования.
И последняя задача — достижение комфортного звучания
старых записей, то есть освобождение их от щелчков и дре-
безга. Сюда также можно отнести выравнивание громкости
звучания записанных на одной фонограмме разных произве-
дений, их „вводы“ и „выводы“, а также монтаж.
Для этих целей мы использовали цифровое оборудование
„ProTools II“ фирмы „Digidesign“. Перед началом цифровой
обработки в его память сбрасывается записанный на DAT-кас-
сете продукт аналоговой обработки первичных записей, а по-
сле этого вступают в действие возможности компьютерной
технологии: можно сдвигать сигналы во времени, сшивать и
дорисовывать недостающие фрагменты, убирать лиш-
нееиприэтом наблюдать все это на дисплее. Хо-
: многие дефекты старых грамзаписей на
78 об/мин хорошо видны на экране
компьютера, все-таки удалять
их приходится, контроли-
руя результаты на слух.
Это требует от оператора ан-
гельского терпения, так как
приходится убирать сотни ты-
сяч щелчков.
Чтобы исключить трудноуст-
ранимые дефекты, такие как дли-
тельный дребезг и шорохи, фоно-
грамму приходится составлять из
фрагментов, переписанных с разных
грам пласти нок.
„Все это весьма занимательно, —
скажет читатель, — но где я могу услы-
шать записи, сделанные по описанной здесь технологии?“
Первый изготовленный по этой технологии компакт-диск
из серии „Золотые голоса России“ выпустило издательство
„Композитор“. В этот диск вошли арии из опер в исполнении
замечательного русского тенора Сергея Яковлевича Лемеше-
ва, записанные на грампластинки с 1926 по 1945 год. Хотя
эти записи в техническом отношении не всегда совершенны,
тем не менее они способны донести до нас неповторимые по
художественной выразительности лемешевские интерпре-
тации. Думаю, что для многих, кому приходилось слушать
С. Я. Лемешева в обычной обстановке, по радио и телевизору,
„оживший“ голос певца станет настоящим откровением.
К великому сожалению, именно техническое качество
советских грампластинок тех лет было плохим. Не поддает-
ся исправлению окраска, которую привносили используемые
при записи микрофоны, грубые нарушения музыкального ба-
ланса, а кроме всего прочего, какой только мусор не попадал
в массу, из которой изготавливались грампластинки: кроме
боя старых пластинок — щепки, металлические опилки,
песок, мешковина. И это далеко не полный перечень. В итоге
— не всегда комфортное звучание записи. Именно поэтому
лучшие результаты получаются при реставрации акустиче-
ских грамзаписей (произведенных до 1917 года). Я надеюсь
познакомить вас с результатами реставрации некоторых из
них в ближайшем будущем.
©А.Лихницкии
62
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 63 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 65 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст