ное, и потому сейчас такие системы
встречаются все реже и реже.
1.2.
..Акустический подвес
“ —
самый распространенный, классиче-
ский вариант АС. Эти системы, как
правило, большего размера, воздуш-
ная „подушка“ обладает большей
гибкостью и адиабатными термоди-
намическими свойствами. В таких
системах применяют динамики с
достаточно высокой механической
линейностью подвесов. Эти динами-
ки допускают некоторое варьирова-
ние объема ящиков без существенно-
го ухудшения параметров. Корпуса
АС этого типа тоже требуют надеж-
ной герметизации.
1.3. „
Бесконечный экран“.
По су-
ществу, и „воздушный подвес“, и
„акустический подвес“ являются
вариантами „бесконечного экрана“,
так как излучение задней стороны
диффузора динамика не выходит в
пространство, где находится слуша-
тель. Но на практике принято назы-
вать „бесконечным экраном“ такую
систему, в которой упругость возду-
ха меньше упругости подвесов дина-
мика. В таком случае динамик дол-
жен обладать высокой собственной
механической линейностью при за-
данных амплитудах смещения. Не
следует думать, что АС типа „беско-
нечный экран“ — обязательно ящик
большого объема. Этот принцип мо-
жно реализовать и в малом объеме,
но динамик должен быть либо с же-
сткими подвесами, либо с малой
площадью диффузора.
При тех же внешних размерах,
что и предыдущие АС, система „бес-
конечный экран“ обладает более вы-
сокой нижней граничной частотой и
большей чувствительностью.
Для получения той же нижней
граничной частоты, что и у оформле-
ния „акустический подвес“, „беско-
нечному экрану“ потребуется боль-
ший объем корпуса. Кстати, бас, как
правило, более отчетлив именно у АС
типа „бесконечный экран“.
2. Акустические системы
с резонаторами
Существует много различных мо-
дификаций этих АС. Мы остановим-
ся на двух самых распространенных:
классическом фазоинверторе и его
близком „родственнике“ — пассив-
ном радиаторе. В отличие от выше-
описанных АС здесь используется
излучение от задней стороны диффу-
зора динамика, синфазно суммирую-
щееся на низких частотах с его фрон-
тальным излучением.
2.1.
Фазоинвертор
(Bass Reflex)
Делается в виде отверстия (Tuned
Port), щели (Slotted Port) или в виде
настроенной трубы (Tuned Duct).
Несколько упрощенно можно счи-
тать, что
отверстие
обеспечивает
большую отдачу в области НЧ,
щель
— лучшее демпфирование основного
резонанса в системе, а
труба
— более
низкую граничную частоту. Есть осо-
бая разновидность фазоинвертора с
трансформацией колебательной ско-
рости — „сопло Вентури“. Эта систе-
ма уже много лет выпускается фир-
мой „В-1-С“. Акустические системы
небольших размеров „выстреливают“
энергичный, но непривычный бас.
2.2.
Пассивный радиатор
(Pas-
sive Radiator)
Если в классическом фазоинвер-
торе НЧ-головке „помогает“ воздух в
трубе, то здесь эту роль выполняет
масса на подвесе2. Принципиальных
2
Н апример, подвиж ная система НЧ-
головки.
различий между 2.1 и 2.2 нет. Отли-
чается лишь вид АЧХ в НЧ-области:
у фазоинвертора монотонный спад
низких частот, а в АС с пассивным ра-
диатором имеется провал у нижней
границы частотной характеристики.
3. Акустические системы с согласо-
ванной нагрузкой (Transmission
Line) и акустической трансформа-
цией (Folded Horn)
Часто в быту такие системы обоб-
щенно называют акустическими ла-
биринтами. Предпочтение следует
отдать системам типа „трансмисси-
онная линия“: они обладают легким,
выразительным, упругим басом с ма-
лыми нелинейными искажениями.
Трансмиссионная линия представ-
ляет собой отрезок звуковода пере-
менного сечения с пассивной нагруз-
кой в конце. Система сконструиро-
вана так, что паразитные колеба-
тельные моды (резонансы) в ней не
возникают — внутренние отражения
сведены к минимуму.
Низкочастотные рупоры тоже
конструируют в виде лабиринта, то
есть „свернутыми“, бывают они с
предрупорными камерами и типа
„широкогорлые“. Особой разницы в
звучании не наблюдается, но у пер-
вых выше отдача. Применение рупо-
ров в области низких частот намного
увеличивает стоимость и размеры АС,
а преимущество их в звуке сомнитель-
но. Они оправданны лишь при ис-
пользовании маломощных усилите-
лей (например, триодных однотакт-
ных) или когда с их помощью озву-
чиваются большие пространства.
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 57 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 59 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст