|
МІМІ
СПРАВОЧНИК
-
4-
К Л А С С И Ф И К А Ц И Я
А К У С Т И Ч Е С К И Х С И С Т Е М
П О Т И П У Н И З К О Ч А С Т О Т Н О Г О
О Ф О Р М Л Е Н И Я
Акустические системы (АС) при-
нято классифицировать по типу низ-
кочастотного оформления. Такая
классификация полезна для потен-
циального покупателя:благодаря ей
можно предугадать „поведение“ дан-
ной АС в реальных домашних усло-
виях, так как низкие частоты наи-
более подвержены влиянию акусти-
ческих свойств помещения, а дефор-
мация звукового поля в этом диапа-
зоне весьма ощутима на слух.
Эта классификация была в нашей
стране приведена в соответствие с ме-
ждународной терминологией еще в
70-х годах. Она была опубликована в
трудах ВНИИРПА им. А. С. Попова
и внесена в специальные норматив-
ные документы, но, к сожалению, не
публиковалась в популярной литера-
туре и поэтому не стала достоянием
широких масс аудиофилов.
В зарубежных журналах и даже
в сводных рекламных таблицах эта
терминология широко использует-
ся, и мы решили познакомить с нею
наших читателей. Правда, в тех слу-
чаях, когда в литературе вместо
строгих наименований используют-
ся их синонимы, читателям остает-
ся уповать лишь на собственную до-
гадливость.
От конструктивного оформления
НЧ-звена зависит характер „баса“,
его отчетливость, „очерченность“, а
также нижняя граница диапазона
воспроизводимых частот в реальных
условиях. Однако, как мы уже писа-
ли, стремиться к низкой граничной
частоте далеко не всегда целесооб-
разно (см. „АМ“ №
3 (4) 95, с. 5 и
1 (
6
) 96, с. 7).
Акустические системы претерпе-
ли долгую и тернистую эволюцию с
революционными всплесками, часто
диктуемыми не музыкальными тре-
бованиями, а домашним комфортом
и мебельностью. Но сейчас, при гос-
подстве hi-fi и моде на high end, си-
туация относительно стабилизиро-
валась, и большинство традицион-
ных АС по типу конструкции мож-
но разделить на четыре класса:
1. АС закрытого типа;
2. АС с резонаторами;
3. АС с согласованной нагрузкой
и акустической трансформацией;
4. Акустические диполи.
1. Акустические системы
закрытого типа
Их, в свою очередь, можно разде-
лить на три отчетливых разновидно-
сти:
1.1. „Воздушный подвес“ (Air Su-
spension);
1.2. „Акустический подвес“ (Aco-
ustic Suspension);
1.3. „Бесконечный экран“ (Infi-
nite Baffle).
1.1.
„Воздушный подвес
“ — ми-
нимальные размеры ящика при за-
данной нижней граничной частоте,
самая высокая степень компрессии1.
1
Читателям, конечно, интересно, как
различаются конструкции АС по харак-
теру звучания. Нелишне будет напом-
нить, что он в основном определяется ка-
чеством
исполнения
данного типа АС. Для
некоторых типов АС все же можно отме-
тить более или менее общие особенности
звучания. Разнообразие же систем с „во-
здушным подвесом“ таково, что выделить
отличительные черты их звучания прак-
тически невозможно. —
Здесь и далее
прим.ред.
Подвесы динамика (собственно под-
вес или, как раньше говорили, гофр
и центрирующая шайба) обладают
максимально возможной гибкостью
и служат лишь для удержания зву-
ковой катушки в центре воздушно-
го зазора магнитной системы. Высо-
кая гибкость подвесов порождает не-
линейность характеристики их уп-
ругости, поэтому вся надежда — на
линейно-упругие свойства „воздуш-
ной подушки“ в корпусе ящика. От-
сюда два категорических требова-
ния: изотермический режим работы
и, в идеале, герметичность. Упру-
гость воздуха при постоянной темпе-
ратуре идеально линейна, но в не-
большом объеме воздух при сжатии
нагревается, а при расширении ох-
лаждается. Таким образом возника-
ют „тепловые“ нелинейные искаже-
ния. Для устранения этого вредного
влияния нужно обеспечить надеж-
ный теплоотвод. Поэтому корпуса
таких АС заполняют тонковолок-
нистым материалом темного цвета,
ящики делают высокотеплопровод-
ными, вплоть до литых металличе-
ских, черными. Утечка воздуха из
ящика АС вызывает пневматиче-
ский гистерезис и, как следствие, —
интермодуляционные искажения.
Динамики от таких систем можно
использовать только в заданном для
них объеме. В меньшем объеме нару-
шится изотермия и повысится ниж-
няя граничная частота. В большем
объеме частота понизится и проявит-
ся нелинейность подвесов.
Аудиофилы должны относиться к
законам акустики с должным почте-
нием — без этого не получить хоро-
шего звучания ни в каком „хай-энде“.
Любители музыки обычно не гонят-
ся за количеством низких частот, а
для поклонников звуковой экзотики
существуют сабвуферы, экспандеры,
эквалайзеры, ревербераторы и про-
граммная обработка звуковых сигна-
лов. АС типа „воздушный подвес“ то-
же своего рода диковина — могут
удивить басом в малом объеме. Но
удивление — чувство кратковремен-
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
55
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст