:: СДЕЛАЙ
САМ
Таблица 2
Обозначение лампы
и ее иностранных
аналогов
Класс
работы
Р
,
а
та»
1
Вт
V
В
мА
Смещение
первой
сетки, В
Ом
Вых.
мощность,
Вт
6П14П (EL84/6BQ5)
А
14
230
52x2
-6,5
1500
2,25
АВ,
14
300
=26x2
-12,5
1330
5,2
6
П6С (6V6/5871
)
А
14
250
49,5x2
-12,5
980
2,8
АВ,
14
н/Д
н/Д
н/Д
н/Д
н/Д
6
ПЗС (6L6/5881
/КТ66)
А
23
400
56x2
-38
1450
5,8
АВ,
23
450
=25x2
-55
1400
14,5
6П27С (EL34/6CA7/KT77)
А
33
315
95x2
-18
750
10
АВ,
33
370
=68x2
-28
600
16,5
6С19П
А
11
125
88
x2
-30
330
5,5
АВ,
11
175
=30x2
-70
270
10,6
6Н13С
А
13
100
130x2
-30
270
6
АВ,
13
120
=60x2
-45
200
10
6С4С (6B4G/6A3)
А
15
250
62x2
-45
880
8
АВ,
15
300
=35x2
-62
760
15
Уваж аемый А нат олий М а ркович!
К а к п о клеп н и к лам пового звука, с болы
ш им инт ересом прочел В а ш и ст ат ьи в
„Л М “№ 1 (6 ) 96. К сож алению, Ваш ва р и -
а нт переделки „П рибоя 5 0 У М -2 0 4 С
м не
не подходит, т ак как. во-первых, у нас п рак-
т ически невозмож но к у п и т ь вы хо д н ы е
ла м п ы 6РЗС-1, а встторых, получаемой в
результате переделки мощ ност и 12 Вт , на-
верное. будет маловат о для м о и х А С .
. K l.i
Q -30“ с чувст вит ельност ью НН д Б /В т /м .
Л ит ерат уры по ла м п о во й усили т ельной
т ехнике мне, к сож алению, на й т и не уда-
лось, поэтому позвольте задет ь Вам следую-
щие вопросы.
а) Существуют л и другие ва р и а н т ы ис-
пользовании вы ходны х трансформаторов
„П рибоя" для сборки
УМ,
работ аю щ его в
классе А В с мощ ност ью 3 0 Вт и более на
канет, с применением н качестве вы ходн ы х
более д о с т у п н ы х л а м п 6 П З С , 6П14П,
6СІ9П, 6 П 4 5 С и , особенно, ГУ-50?
б) Е сли т а ки х вариант ов нет, не мог-
л и бы Вы опубликоват ь в „ А М " (я думаю,
это будет инт ересно м ногим самодельщ и-
нам ) схему несложного лам пового УМ. дос-
тупного для изгот овления в дом аш них ус-
ловиях, и список отечественной лит ерат у-
р ы по лам повой звукот ехнике.
Д . М ураш ковский, Северодвинск
Если Вы настоящий поклонник лампо-
вого звука, а значит, и
противник 00С, то
у Вас остается не так много вариантов даль-
нейшего усовершенствования усилителя
„Прибой“, так же как и создания повой мо-
дели усилителя. Все, что Вы можете сде-
лать. —
это в рамках уже знакомой Вам схе-
мы наилучшим образом подобрат ь лампы,
способные работать триодами в трансфор-
маторном выходном каскаде усилителя и
при этом отдавать в нагрузку требуемую
мощность.
Для Вас и других читателей, озабочен-
ных аналогичными проблемами, привожу
основные соотношения (см. табл.
1
), с по-
мощью которых можно правильно выбрать
выходные ламп из тех. что у Вас есть.
Применяемые в таблицах обозначения:
Я0- внутреннее сопротивление лампы
в режиме покоя,
Ом:
К
- то же при напряжении на пер-
вой сетке равном нулю,
Ом:
И,—номинальное сопротивление гром-
коговорителя,
Ом:
Рапш
максимально допустимая мощ-
ность рассеяния на аноде н второй сетке
лампы,
Вт:
и
мгновенное значение напряже-
ния на аноде лампы при равном нулю мгно-
венном напряжении на первой сетке лам-
пы,
В:
и
- максимальное мгновенное напря-
жение на аноде лампы, ограниченное искрив-
лением вольтамперной характеристики.
В.
Обращаю Ваше внимание на то, что лю-
бой из выходных каскадов (см. табл.
1
) спо-
собен выдать в нагрузку какую угодно полез-
ную мощность, однако на практике эти их
возможности сдерживаются количеством
используемых выходных ламп, точнее, рас-
сеиваемой на их анодах мощностью н
мощ-
ностью, потребляемой усилителем от сети.
В случае, если большие габариты уси-
лителя и повышенный расход электроэнер-
гии не слишком Вас беспокоят, я бы посо-
ветовал использовать выходной каскад, ра-
ботающий в классе Л.
Если при этом Вы выбрали однотакт-
ный выходной каскад, то учтите - Вам при-
дется самому разработать и затем изгото-
вить очень сложный по конструкции выход-
ной трансформатор; кстати, его сердечник
должен иметь воздушный зазор.
Если же Вы отдали предпочтение двух-
тактному выходному каскаду, то наверня-
ка сможете воспользоваться выходным
трансформатором усилителя „Прибой“. Но
тогда отобранные Вами лампы (или их па-
раллельные соединения в каждом плече вы-
ходного каскада) должны обеспечивать
внутреннее сопротивление К,< 650 Ом
(при работе в классе А) и К.
.=300 Ом (при
работе в классе АВ,).
Внутреннее сопротивление пентодов н
тетродов втрнодном включении, как и мно-
гие другие полезные параметры, не всегда
можно найти в справочниках, поэтому их
приходится определять из соответствую-
щих вольтамперных характеристик ламп.
К сожалению, я не располагаю вольтам-
перными характеристиками в трнодном
включении некоторых ламп из предложен-
ного вами списка.
Чтобы не разочаровывать Вас и
других
читателей, привожу взамен им (см. табл.
2
)
параметры и
режимы других, вполне подхо-
дящих для применения в выходном двухтак-
тном каскаде усилителя триодов и пентодов
(лучевых тетродов) в трнодном включении.
В заключение привожу литературу по
ламповой звукотех
!111
ке:
1. /'.
Л-шди.Д. Девис, А. Альбрехт.
Спра-
вочник радиоинженера. М.-Л., Госэиергоиз-
дат, 1961.
2.
Г. В. Войишлло.
Усилители низкой
частоты на электронных лампах. М., Связь-
издат, 1963.
3.
К. Э. Эрглис, И. П. Степаненко.
Элек-
тронные усилители. М.
. Фнзматгиз, 1961.
4.
А. А. Ризкин.
Основы теории усили-
тельных схем. М„ Связьиздат, 1958.
А. Лихницкии
Таблица 1
каскад
Параметры
Класс А
однотактный
Класс А
|
Класс АВ,
двухтактный
Сопротивление
анодной нагрузки
>2Р10
*4Я,0
|
==8Я|ГП|П
(измер. между анодами)
Коэффициент
трансформации
> \;21УРН
йМЧо/Ц,
1
- М и к
(измер. между анодами)
Постоянная
составляющая
напряжения на аноде
(иата,+иат,„)/2
(иатах+иатт)/2
в точке
пересечения
линии нагрузки с
вольтамперной
характерикой,
когда Я~2В,т,п
Ток анода лампы
в режиме ПОКОЯ
К
К Ратм/иа0
КПД
< 25%
=25%
=35-40%
Нелинейные
искажения
2-го и 3-го порядка;
убывают пропорцио-
нально уменьшению
амплитуды сигнала
3-го порядка;
убывают пропорцио-
нально 2-й степени
уменьшения ампли-
туды сигнала
от 3-го порядка
и выше;
убывают с умень-
шением сигнала
незначительно
Коэффициент
демпфирования*
>2*
>2*
=2
* Кшффицисігг демпфирования усилителя можгг быть увеличен да счет выбора большей величины сопротивления
нагрузки анодной цепи лампы._________________________________________________________________
54
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст